Ольга Матова
Создание условий для двигательной активности дошкольников с использованием нестандартного физкультурного оборудования
▼ Скачать
+ Заказать документы
В настоящее время замечено значительное сокращение двигательной деятельности детей. Мы на практике убеждаемся в снижении интереса дошкольников к двигательной активности, их малоподвижности, нежелании принимать участие в играх и упражнениях. Именно гиподинамия в детском возрасте приводит чаще всего к снижению уровня здоровья детей дошкольного возраста, к ослаблению иммунозащитных сил организма. В результате «двигательного дефицита» :
Публикация «Создание условий для двигательной активности дошкольников с использованием нестандартного физкультурного оборудования» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Нестандартное оборудование по физкультуре
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
увеличивается статическая нагрузка на определённые группы мышц;
снижается сила и работоспособность мускулатуры;
нарушаются функции организма.
Поэтому, для полноценного развития ребёнка, для сохранения и укрепления его здоровья я в своей работе создаю условия для двигательной активности дошкольников, условия для развития и оздоровления детей. Важным направлением в этой сфере является правильно организованная предметно-пространственная среда. Прежде всего, это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить не только развивающий характер, но также являться разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной. Для этого я в своей работе использую нестандартное оборудование, сделанное совместными усилиями с родителями. Для полноценного развития ребенка необходимо, чтобы в двигательной деятельности он знакомился с как можно большим количеством разнообразных физкультурных пособий и предметов. А нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Детей привлекают необычные формы и красочность такого оборудования, что способствует более высокому эмоциональному тонусу во время занятий и интересу детей к различным видам двигательной деятельности, увеличению двигательной активности, развитию самостоятельности детей, формированию потребностей в движениях. При использовании такого оборудования у детей повышается интерес к занятиям, улучшается качество их выполнения.
Для изготовления этого оборудования я выбрала современные предметы, которые привлекли меня необычными формами и материалами, из которых они сделаны: футляры от «киндер-сюрпризов», старые счёты, пластиковые бутылочки, стаканчики, баночки из-под йогуртов, палочки для суши и т д. Эти бесполезные на первый взгляд предметы превратились в забавные игрушки и пособия для выполнения различных упражнений и корригирующих гимнастик. Дети сами с удовольствием принимают участие в изготовлении нового оборудования и приносят его в сад.
Посредством нестандартного оборудования, внося элементы необычности, я вызываю интерес, желание поиграть с новыми для детей атрибутами. Дети с большим удовольствием лазают, бегают, прыгают, выполняют всевозможные упражнения, играют в подвижные игры. Нестандартное физкультурное оборудование служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а так же средством всестороннего развития дошкольника. Дошкольники могут выбирать интересные и доступные для себя движения с различными пособиями, которые помогают детям творчески решать двигательные задачи, комфортно ощущать себя в пространстве среди различных предметов и регулировать свою двигательную активность.
Я планирую двигательную активность по этапам :
1-ый этап педагогического процесса - «Утро»
Утро - самый короткий по времени режимный момент педагогического процесса, самый насыщенный воспитательно-оздоровительными задачами. Задача воспитателя - уделить внимание каждому пришедшему ребенку, выразить радость, что ребенок пришел в группу, где его любят и ждут, вызвать желание заняться полезной двигательной или продуктивной деятельностью, любимой игрой, общению с детьми. Ежедневно, (10-12 мин) во время утреннего приема детей я планирую двигательную деятельность малой или средней активности : «Найди, что спрятано», «В какой руке камешек?», «Модели» с использованием подручного материала – книги. Заранее продумываю о создании условий самостоятельной двигательной активности, размещение физкультурного инвентаря, дидактического материала и пособий. При планировании подвижных игр учитываю, какие занятия будут после завтрака. Если занятия связаны с длительной статической позой (математика, развитие речи, изо-деятельность, то планирую игры средней и даже большой подвижности: с лазанием и прыганием, со стульчиками-«Кто быстрее», «Найди себе пару»- с использованием музыки. Если предстоит физкультурное занятие, то планируем более спокойную окончательную игру.
Задания для снятия зрительного утомления и мышечного напряжения –«Успей за огоньком», «Поймай зайчика». Дети догоняют световую точку, бегающую по полу, стараются поймать ее руками или наступить на нее, «Лопаточка» - это лист цветного картона, в центре которого проделано небольшое отверстие. Детям в течение 15 секунд предлагается посмотреть в «замочную скважину».
Капсулы от киндер-сюрпризов и крышки бутылок могут служить для развития у детей мелкой моторики; используются они в аттракционах "Кто быстрее соберет?", "Чья команда быстрее?" и "Собери зерно", а также для профилактики плоскостопия (дети садятся вокруг обруча, опираясь на руки, и пальцами ног собирают предметы).
2-ой этап педагогического процесса – «Прогулка»
Прогулка- благоприятное время для проведения индивидуальных работ с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности. Перед прогулкой необходимо поинтересоваться у детей в какие игры они хотели бы поиграть, и создать необходимые условия для игр детей по желанию: поддержать инициативу, творческую направленность в любом виде игр. Учитываю, какие занятия предшествовали прогулке: если они носили подвижный характер физкультурное, музыкальное, то прогулку начинаю с наблюдения, но если на занятиях дети были ограничены в движениях, то прогулку начинаю с подвижных, спортивных игр.
3-ий этап педагогического процесса «Вторая половина дня»
Основная педагогическая задача этого периода - вызвать у детей желание завтра снова идти в детский сад. Для этого я пытаюсь создать положительный эмоциональный настрой, чтобы каждому ребенку было комфортно. Во вторую половину дня кроме гимнастики после сна и закаливающих мероприятий планирую активный отдых детей - праздники, досуги, развлечения, также планирую самостоятельную двигательную деятельность, используя различное физкультурное оборудование, тренажеры, дидактический материал - карточки для самостоятельной двигательной активности.
Для развития мелких мышц рук проводим моделирование упражнений и заданий — мытье рук с разным напором воды; рисование в воздухе кистями и пальцами рук; встряхивание расслабленных кистей в различных ритмах, имитирующие разбрызгивание капель воды; «пальчики здороваются», «встреча друзей» - поочередно прикасаться пальцами одной руки, с использованием обычного карандаша и другие и т. д.
Вечером перед уходом детей, планирую спокойную двигательную деятельность - малоподвижные игры, дыхательные упражнения, оздоровительные упражнения, пальчиковую гимнастику.
Большую роль в двигательном режиме играет самостоятельная двигательная деятельность детей, организованная без явного вмешательства педагога. При этом необходимо, чтобы в распоряжении детей были пособия, стимулирующие разнообразную двигательную активность. Физкультурный уголок с набором спортивного инвентаря (мячи, мешочки, шнуры, канаты, ленты, платочки и т. д., шапочки для подвижных игр, коврики для профилактики плоскостопия, дорожка здоровья. Подобная деятельность побуждает двигательное творчество детей, способствует овладению новыми видами движений. Это обеспечивается поисками новых форм и содержания ролевых игр.
В нашей группе имеется "родительский уголок", на котором помещаются конкретные рекомендации и памятки. С помощью различных мероприятий пытаемся довести до родителей, что они обязаны заложить своим детям основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности, что для формирования здорового образа жизни в семье должен быть доброжелательный микроклимат и пример родителей; что лучший вид отдыха - прогулка с семьёй на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребёнка - совместная игра с родителями.