Пак Кира
Создание среды по оздоровлению детей в ДОУ (на примере первой младшей группы)
▼ Скачать + Заказать документы
В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития.
Приоритетным направлением нашей деятельности является: создание условий для сохранения психического и физического здоровья каждого ребенка, обеспечение эмоционального благополучия детей, оказание педагогической поддержки для сохранения и развития индивидуальности каждого ребенка, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни (слайд).
Публикация «Создание среды по оздоровлению детей в ДОУ (на примере первой младшей группы)» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Оформление детских садов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Работа по созданию среды по оздоровлению детей в детском саду строится на основе комплексного подхода, направленного на всестороннее развитие личности ребенка по следующим направлениям (слайд).
1. Организация жизни ребёнка в ДОУ, т. е. режим дня
2. Обеспечение благоприятной адаптации
3. Выполнение санитарно – гигиенического режима для проведения всех форм физкультурной - оздоровительной работы
4. Лечебно-профилактические мероприятия
5. Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры.
6. Создание способствующей сохранению и обогащению здоровья предметно пространственной среды в целом в ДОУ и в групповых комнатах
7. Взаимодействие детского сада и семьи
В нашей группе созданы все условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности.
Благодаря правильной организации предметно пространственной развивающей среды свободным от мебели в группе остается большой открытый участок, который активно используется для разных форм подвижной деятельности - проведение утренней гимнастики, физическое культуре, играм с разной степени двигательной активности, сюжетно ролевым играм, физкультминуткам во время занятий, а так же для игр во время свободной деятельности (слайд).
Физкультурный уголок (слайд)
Физкультурные пособия размещены таким образом, чтобы они способствовали проявлению двигательной активности детей. Крупное физкультурное оборудование требует много места, поэтому располагается вдоль одной свободной стены (слайд).
У малышей быстро падает интерес к одному и тому же пособию. Поэтому они вносятся постепенно, чередуются. Небольшие пособия размещены в открытых полках так, чтобы дети могли свободно ими пользоваться (слайд). В зоне двигательной активности находятся разноцветные флажки, султанчики, различные мячи (резиновые, массажные разных размеров, мешочки с песком, для упражнения в равновесии; кегли, ребристые дорожки, пуговичная дорожка для профилактики плоскостопия и массажа но, обручи, шнуры, атрибуты для подвижных игр (слайд). Применение нестандартных пособий вносит разнообразие в любое занятия и эффекты новизны, позволяет шире использовать знакомые упражнения. Пособия обязательно проверяются на безопасность в использовании, прочность.
Двигательный режим в группе начинается с утренней гимнастики (слайд). В первых младших группах утреннюю зарядку и занятия по физическому развитию проводят сами воспитатели. Детям нравятся заниматься утренней зарядкой с использованием разнообразных предметов – ленточками, погремушками, платочками, флажками, султанчиками, шариками, кубиками. Все эти пособия находятся в свободном доступе у детей в физкультурном уголке (слайд).
Занятия по физическому развитию так же проводятся в группе. Перед началом занятия дети снимают сандалики в приемной и строятся в колонну за воспитателем - это позволяет не терять драгоценные минуты на организацию, которая в младшей группе занимает много времени. Занятия проводятся в игровой форме, с использование стишков, игрушек (слайд).
После дневного сна проводится гимнастика после сна в кроватках (слайд). Гимнастика включает элементы потягивания, поочередного поднимания и опускания рук и ног, исключая резкие движения (слайд). После зарядки дети босиком идут по дорожке из разнообразных материалов, проходят по ней до коврика (слайд). Поскольку у детей раннего возраста дыхательные мышцы еще слабые, то им особенно полезны дыхательные упражнения, которые способствуют полноценному физическому развитию, являются профилактикой заболеваний дыхательной системы. Поэтому, в заключение некоторых комплексов гимнастики, после дневного сна включаются упражнения дыхательной гимнастики «Часики», «Дудочка», «Паровозик», «Петушок» и др., которые рекомендованы для часто болеющих детей раннего возраста (слайд). Длительность зарядки занимает 2-3 минуты, так как дети еще привыкают к режиму.
Нами,как воспитателями первой младшей группы, решается еще несколько комплексных задач тесно связанных с охраной и сохранению здоровья детей:
Немаловажным условием для создания правильной здоровьесберегающей среды в первой младшей группе является условие по сохранению психического и физического здоровья в организации периода адаптации, в процессе которой важно стараться сделать все возможное, чтобы стрессовое состояние, которое испытывает в этот период малыш, не отразилось на его здоровье (слайд).
В группе создается психологически комфортная обстановку, атмосферу радости, покоя, тепла, в работе с детьми используются фольклорные, пальчиковые игры, направленные на создание доверительных отношений между взрослым и ребенком. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в это время помогают снять напряжение и скованность у детей, и способствует более легкому привыканию к новым условиям (слайд).
Так же приоритетным направлением является и формирование у детей основ культурных и гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения (слайд).
Воспитанники нашей группы - это дети 2- 3 лет, который впервые попали в дошкольное учреждение. Родители, зачастую, приводят детей в садик не подготовленными (без элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня садика). Поэтому формированию и воспитанию культурно-гигиенических навыков уделяется большое внимание (слайд).
Большая роль в сохранении здоровья ребенка принадлежит семье. Что бы родители осознали, что надо заботиться не только о физическом здоровье, а о комплексном оздоровлении детей, проводятся разнообразные консультации, индивидуальные беседы, выставляются папки передвижки, изготавливаются стенгазеты по теме «Здоровье», брошюры о формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста (слайд).
Результатом работы является активное участие родителей в мероприятиях, направленных на сохранение и развитие здорового образа жизни детей и семьи в целом, правильный режим дня дома, правильный выбор одежды для группы и прогулки, общее снижение заболеваемости у детей.
Образовательный процесс строится в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями, создано пространство для организации двигательной активности детей, имеется спортивный уголок с нетрадиционным и физкультурным оборудованием, что позволяет проводить индивидуальную и подгрупповую работу. Благодаря этому здоровьесберегающая среда, созданная в условиях группы, способствует обеспечению адаптации ребенка в социуме, реализации потребностей детей в двигательной активности и более эффективному развитию двигательных навыков, навыков ведения здорового образа жизни.