Наталья Типушкина
Создание предметно-развивающей среды по БДД в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с ФГОС одним из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении является правильная организация предметно развивающей среды.
Предметно-развивающая среда – составляющая часть развивающей среды дошкольного детства.
В настоящее время определены задачи развивающей среды в ДОУ:
- предметный мир должен обеспечивать реализацию потребностей ребенка.
Публикация «Создание предметно-развивающей среды по БДД в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- предметно-развивающая среда должна способствовать развитию задатков у детей.
- развивающая среда должна способствовать формированию умственных и личностных качеств дошкольника.
Для реализации данных задач предметно-развивающая среда ДОУ должна быть содержательной, насыщенной, гибкой, вариативной, доступной и безопасной.
Предметно развивающая среда в д/с это организация пространства группы, использование детской мебели, игрушек, предметов в соответствии с определенными целями. Вопрос создания предметной среды на сегодняшний день стоит особо актуально.
Подобная деятельность организуется в соответствии с ФГОС, и с учетом возраста детей.
Создание предметно-развивающей среды по дорожному движению позволяет формировать у детей представления о Правилах Дорожного движения.
Развивающая среда по ознакомлению с ПДД создается таким образом, чтобы вызвать у детей познавательный интерес.
Принцип динамичности среды заключается в том, что ребенок постоянно меняется, а следовательно меняется и его окружающая среда.
В нашем детском саду предметно-развивающая среда по ПДД в каждой возрастной группе, оформлена в соответствии с возрастом детей, программным требованием.
Содержание уголка безопасности дорожного движения
В первой младшей группе дети знакомятся с транспортными средствами: грузовыми и легковыми автомобилями, общественным транспортом. Определяют, из каких частей состоит машины. Обучаются различать красный и зеленый цвета. Следовательно, в игровом уголке должны быть:
набор транспортных средств;
иллюстрации с изображением транспортных средств;
кружки красного и зеленого цвета, макет пешеходного светофора;
атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта);
дидактические игры «Собери машину» (из 4-х частей, «Поставь машину в гараж», «Светофор».
Во второй младшей группе дети продолжают работу по распознаванию транспортных средств, знакомятся с правилами поведения в общественном транспорте, закрепляют умения различать красный, желтый, зеленый цвета, знакомятся с понятиями «тротуар» и «проезжая часть». Поэтому, к предметам, имеющимся в уголке безопасности дорожного движения первой младшей группы, следует добавить:
картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чем едут пассажиры». «Найди такую же картинку»;
простейший макет улицы, где обозначены тротуар и проезжая часть;
макет транспортного светофора.
Для ребят средней группы новым будет разговор о пешеходном переходе и его назначении, правостороннем движении на тротуаре и проезжей части. Кроме того, дети 4-5 лет должны четко представлять, что когда загорается зеленый сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зеленый сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал. В уголке безопасности дорожного движения обязательно должен быть:
макет светофора с переключающимися сигналами;
дидактические игры «Найди свой цвет», «Собери светофор»;
на макете улицы необходимо нанести пешеходный переход.
В старшей группе ребята узнают о дорожном движении много нового. Именно в этом возрасте происходит знакомство с такими большими и сложными темами, как «Перекресток», «Дорожные знаки». Следовательно, в уголке безопасности дорожного движения должны появиться:
макет перекрестка, желательно, чтобы этот макет был со съемными предметами, тогда дети сами смогут моделировать улицу;
набор дорожных знаков:
информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса»,
предупреждающие знаки – «Дети»,
запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»,
предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка», знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи место», знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания»;
дидактические игры «О чем говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекресток», «Наша улица».
Кроме того, детей старшей группы знакомят с работой регулировщика. Значит должны быть схемы жестов регулировщика, атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.
В подготовительной группе ребята встречаются с проблемными ситуациями на дорогах. Знания детей о ПДД уже систематизируются. Содержание уголка более усложняется:
собирается картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать импровизированный телевизор);
организовывается окно выдачи водительских удостоверений, сдавшим экзамен по ПДД.
Большое значение в работе с детьми имеет создание предметно-развивающей среды не только в группе, но и на участке д/с. Часто дошкольные учреждения недостаточно эффекти
вно используют участок д/с, предназначенный для прогулки детей. Обычно он содержит стандартный набор: песочница, скамейки веранда, спортивный инвентарь. В летнее время организуется игровая среда по ознакомлению с ПДД и на прогулке. На участке предлагаю детям игры, которые занимали бы в группе много места: «Улица», «Перекресток», «Приключения Незнайки». В помещении трудно найти место для больших макетов, а на свежем воздухе детям играть очень нравиться.
Одним из главных условий игры является создание соответствующей предметно-развивающей среды, таким образом, разметка на площадке, макеты, яркие атрибуты стимулируют познавательную активность детей. С помощью игры «Улица» закрепляются у детей представление о правилах дорожного движения проездной части, пешеходном переходе. На макете и разметке перекрестка дети разыгрывают различные дорожные ситуации, благодаря которым они более прочно и осмысленно осваивают правила поведения на улице.
Я хотела бы поделиться опытом работы по созданию игровой предметной среды по ПДД в нашей группе.
Предметно-развивающая среда по ознакомлению с ПДД в средней группе включает в себя:
- игровую зону в которой представлена модель дороги (проезжая часть, светофор, пешеходный переход, тротуар, модель дворовой территории, машины, пешеходы
- подборку художественной литературы по теме
- атрибуты для сюжетно-ролевых игр
- настольные, дидактические игры по ПДД
- уголок безопасности для родителей
Особое внимание хотелось уделить организации игровой зоны по ПДД.
В группе имеется специальное ковровое покрытие с изображением домов и разметкой дорог. Достаточное количество машин разного размера. Причем количество машин превышает численность мальчиков, так у детей должна быть возможность выбора транспорта.
В нашей группе достаточное количество настольных дидактических игр: «Азбука пешехода», «Большая прогулка», «Внимание!», «Дорога!» и другие.
Цель таких настольных игр: формирование у дошкольников безопасного поведения на улицах и дорогах, в качестве пассажира и пешехода.
Так же в группе есть подборка художественной литературы по ПДД. Дети с удовольствием рассматривают иллюстрации и заучивают стихи наизусть. Вниманию детей предложены иллюстрации к художественным произведениям: С. Маршака, В. Степанова, В. Усачева, М. Дружининой и других авторов.
Для сюжетно-ролевых подвижных игр в группе имеются разные виды транспорта (легковых, автобусов, грузовых машин, элементы костюмов инспектора ДПС: каски, жезл регулировщика и др.
Развивающую игровую среду не следует отождествлять с материально-технической базой. Дорогостоящие игрушки и оборудование далеко не всегда соответствует интересам ребенка и соответствует его развитию. В то же время поделки и пособия, сделанные руками взрослых, педагогов и родителей и детей имеют гораздо большую ценность для игровой среды.
Мной и Яной Александровной была разработана идея создания настенной модели улицы и проезжей части. Которая была изготовлена из самоклеящейся бумаги, а дома, пешеходы, автомобили, знаки и светофоры мы распечатали, заламинировали и прикрепили на стену с помощью магнитной ленты. В итоге модель улицы стала мобильной. Такая среда особо динамична, дети по своему усмотрению в начале игры расставляют машины, пешеходов, светофоры и разыгрывают различные дорожные ситуации, благодаря которым они более прочно и осмысленно осваивают правила поведения пешеходов. Так же рассматривание различных опасных ситуаций помогает предупредить их на улице.
Данная разработка предназначена для спокойных игр 2 или 3 детей. То есть каждый ребенок в группе может одновременно заниматься любимым делом, не мешая друг другу.
Предметно развивающая среда по ознакомлению с ПДД постоянно обогащается в процессе совместного творчества детей, воспитателей.
Создание в ДОУ условий для ознакомления, изучения детьми ПДД формирует устойчивой интерес дошкольников, способствует приобретению необходимых привычек знаний, представлений безопасного поведения по улице.