Назарова Юлия
Создание модели взаимодействия специалистов ДОУ как условие развития речевых способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Создание модели взаимодействия специалистов ДОУ как условие развития речевых способностей дошкольников»
1. Модель психолого-педагогической поддержки дошкольников при взаимодействии специалистов ДОУ как условие развитие их речевых способностей.
2. Общность усилий специалистов ДОУ в речевом развитии детей с ОНР
Публикация «Создание модели взаимодействия специалистов ДОУ как условие развития речевых способностей дошкольников» размещена в разделах
1. Успешное преодоление речевого недоразвития у детей в специальной группе возможно при условии создания личностно – ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения, единого коррекционно – образовательного пространства и речевой среды. В рабочих программах отражено единство целей воспитания и образования детей дошкольного возраста. Модель психолого-педагогической поддержки речевого развития дошкольников рассматривается как средство вовлечения детей в активную деятельность, преодоления имеющихся нарушений в речевом, физическом, психическом, в том числе личностном развитии, обеспечивающее их успешную социализацию и индивидуализацию. В первую очередь, ребенку психолого-педагогическую поддержку оказывают четыре субъекта – это семья, воспитатель, учитель-логопед и психолог, в затем их помощники: инструктор Физвоспитания, музыкальный руководитель, преподаватель ИЗО деятельности и медицинский работник ДОУ. Все они связаны не только с ребнком, но и между собой и действуют в комплексе с единой целью – воспитание социально-адаптированной личности, средствами речевого развития, готовой к дальнейшему обучению в школе. Обособленно, но в тесной взаимосвязи с субъектами образовательного процесса находится психолого-медико-педагогическая комиссия. Она оказывает консультационную помощь, дат рекомендации и устанавливает статус воспитанников. Тесная взаимосвязь специалистов ДОУ возможна при условии совместного планирования работы, при правильном и четком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса, при осуществлении преемственности в работе и соблюдении единства требований, предъявляемых детям. Учитель-логопед, работает не только над постановкой звуков, но и, совместно с воспитателями, способствует созданию речевой среды в ДОУ, практическому овладению детьми навыками словообразования и словоизменения, связной речи, речевой коммуникации. Педагог-психолог проводит занятия по игротерапии, развитию внимания, памяти, мышления личности и формированию навыков общения. Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательное пространство детского сада качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей, имеющих собственные стратегические интересы в сфере дошкольного образования ребенка. Медицинский работник следит за общим состоянием здоровья воспитанников. Преподаватель ИЗО деятельности развивает и укрепляет мелкую моторику. Музыкально-ритмические занятия проводит музыкальный руководитель. Инструктор по физвоспитанию развивает и укрепляет общую моторику.
2. Широко известно, что речь имеет большое значение для когнитивного и эмоционального развития ребенка, является основой социального взаимодействия, регулятором поведения. Недостаточность речевого развития препятствует установлению продуктивных контактов со сверстниками и взрослыми, не позволяет развивать коммуникативные навыки. Задача, учителя-логопеда – устранить речевые дефекты и развить устную речь до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе, также помочь успешной социальной адаптации ребенка в обществе. Всем этим детям нужна помощь, поэтому перед учителем-логопедом стоит задача поиска путей развития речи и психофизических функций дошкольников в процессе специально организованного обучения, а также подбор оптимальных приемов, методов, средств, способных создать интерес к занятию с первых минут и удерживающих этот интерес на всем его протяжении. Коррекционная работа по речевому развитию делится на 3 этапа : диагностический, коррекционный, оценочный. Каждый из них имеет свои цели, задачи, технологии. Продолжительность этапа определяется совокупностью и сочетаемостью различных факторов, выявляемых в процессе обследования, диагностики и коррекции. Проводится поэтапная диагностика с целью выявления детей с нарушением речи, затем отслеживается динамика развития ребенка и определяются результаты их коррекции. Диагностика проводится совместно с воспитателями группы. Результаты диагностики обсуждаются на ПМПк детского сада, вносятся корректировки в планы. Составляется, совместно с коллегами, интегративный календарно-тематический план работы на год и индивидуальные программы логопедического сопровождения. Осуществляется постановка правильного диафрагмально-речевого дыхания, а специалисты, в свою очередь, следят за правильностью выполнения дыхательных упражнений детьми на своих занятиях; - Корректируются нарушенные звуки, производится их постановка, а коллеги и родители помогают их автоматизировать, т. к. при дизартрии возникают огромные трудности при автоматизации и без системных занятий положительной динамики добиться трудно. Учитель-логопед учит детей, совместно с воспитателями, практическому овладению навыками словообразования и словоизменения, связной речи, речевой коммуникации. Посещает режимные моменты и занятия с детьми у коллег. При организации и проведении занятий специалистами учитываются психолого-педагогические особенности детей с речевыми нарушениями, проявляемые ими при восприятии материала. Объём и скорость восприятия у детей с ОНР ограничены и не одинаковы, устойчивость восприятия низкая, а уровень восприятия индивидуален. Специалисты проводят все занятия в соответствии с лексическими темами, в рамках которых осуществляется уточнение и активизация словарного запаса, совершенствуется связная речь, расширяются знания и представления детей об окружающем мире. Самым тесным образом связаны занятия воспитателя и учителя-логопеда. Очень важно, чтобы воспитатель знал, над какими звуками работает логопед с каждым из детей группы, какие звуки уже поставлены и вводятся в речь, коррекция каких звуков находится лишь на стадии подготовки. Педагогами проводится большая работа по привлечению родителей к коррекционному процессу через систему домашних заданий, всякого рода рекомендаций. Родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка и у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения, возможность понять – какие трудности возникают у дошкольников при выполнении заданий. Все специалисты, включая младшего воспитателя и родителей, следят за фонетической и грамматической правильностью речи детей в повседневной жизни. Наряду с общепринятыми приемами логопедического воздействия в коррекционно-развивающей работе с детьми мы используем инновационные природосообразные технологии, направленные на повышение функциональных возможностей отделов речевой системы : например, активизация речевой моторики с помощью песочной терапии, акватерапии, работы с крупами и стоунтерапии и др. Особое место в системе воспитания детей с речевыми расстройствами занимают утренники и развлечения. В их проведении есть своя специфика. Планирование и подбор материалов для них осуществляется совместно музработником, логопедом и воспитателем. При этом учитывается возраст детей, уровень речевого развития и индивидуальные особенности каждого дошкольника, рекомендации психолога. Так у детей первого года обучения в коррекционной группе ко времени проведения первых утренников речь оказывается еще крайне ограниченной, страдает лексико-грамматический строй и звукопроизношение. Поэтому они принимают участие в танцах, играх с несложными движениями, хороводах. Дети могут участвовать в небольших сценках, где их действия будут сопровождаться комментариями воспитателя. Для активизации деятельности детей возможны односложные ответы при отгадывании загадок, ответы на вопросы героев сказок. Для таких детей нежелательны песни в быстром темпе. У детей с ОНР недостаточна развита моторика, корректировку которой продолжают специалисты на занятиях по физической культуре и ИЗО деятельности. Наши дети с трудом усваивают новый материал, у них недостаточно развито произвольное внимание, заученное наизусть быстро забывают. Им требуется для прочного запоминания многократное повторение стихов, песен и другого речевого материала. Однако следует избегать механического повторения, необходимо создавать разнообразные ситуации, побуждающие ребенка воспроизвести заученные стихи, песни, сопровождать их движениями, пантомимикой. Объединение детей на праздничных утренниках и досугах из массовых и специальных групп способствует интеграции и социализации детей с речевыми нарушениям, побуждают к творчеству и общению.