Олеся Балдунникова
«Создание ситуации успеха у дошкольников как необходимое условие ФГОС в игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
С вступлением в силу ФЗ "Об образовании в РФ" дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общего образования, целью которого является обеспечение условий и образовательных ресурсов для формирования базовой культуры детей, гармоничного сочетания позитивной социализации и личностного роста, полноценной реализации потенциала развития. И поэтому параллельно с ФЗ "Об образовании в РФ" разработали Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС, целью которого является:
1) повышение социального статуса дошкольного образования;
Публикация «„Создание ситуации успеха у дошкольников как необходимое условие ФГОС в игровой деятельности“» размещена в разделах
2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Исходя из целей были поставлены следующие задачи:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее — преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Воспитатель является одним из главных инструментов воспитания, условием воспитания и элементов развивающей среды. Возраст от 3 до 7 лет - старт для каждого ребенка, который определяет всю его жизнь. И важно не научить его читать и писать, а раскрыть его таланты и возможности для дальнейшего развития, следовательно, от нас педагогов требуется, прежде всего, формирование у воспитанников способностей к самопознанию, самообразованию, самосовершенствованию. Стандарт поддерживает разнообразие детства и направлен на позитивное становление ребенка и учет его индивидуальных потребностей, проявление инициативы и интересов, его возможности на разных этапах освоения дошкольного образовательной программы.
Основной формы работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра, нам важно обеспечить периодическое переживание успеха в этом виде деятельности. Играя, ребенок открывает удивительный мир, его разнообразие и богатство. Являясь активным участником разных видов деятельности, ребенок социализируется: осваивает способы поведения, культурные нормы и ценности, учится их исследовать, что позволяет эффективно общаться и расти духовно и физически.
Чтобы ребенок с желанием занимался какой-нибудь деятельностью, нужно создать ситуацию успеха, ведь именно положительные эмоции могут стать для ребенка стимулом в дальнейшем.
Что же такое "Ситуация успеха"?
Ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Наша задача - создать максимальные условия для раскрытия способностей каждого воспитанника, чтобы дать возможность ребенку пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Каждый должен стать успешным в той или иной сфере деятельности. Нельзя забывать, что каждый ребенок - индивидуальность, и поэтому у каждого свой собственный успех и свои собственные достижения.
Придерживаюсь следующей схемы создания ситуации успеха :
снятие страха.
Назначение: помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценка окружающих.
Речевая парадигма: "Для тебя это просто, однако если что-то не получится. ", "Не бывает ошибок только у тех, кто ничего не делает. ", "Люди учатся на своих ошибках и находят разные способы решения проблемы. "Ни чего страшного, все ошибаются. "
внесение мотива.
Назначение: показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.
Речевая парадигма:"Без твоей помощи твоим товарищам не справиться. "
авансирование
Назначение: помогает педагогу выразить свою твердую убежденность в том, что его воспитанник обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.
Речевая парадигма: "У тебя обязательно получится!"; "Я даже не сомневаюсь в успешном результате!"; "Ты справишься с этим. ".
скрытая инструкция.
Назначение: помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.
Речевая парадигма: "Возможно, лучше всего начать с. "; "Выполняя работу, не забудьте о. "; "Обрати внимание. "; "Обычно удобнее приступить с. "
персональная исключительность.
Назначение: Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.
Речевая парадигма:"Только ты и мог бы. "; "Именно на тебя у нас большая надежда. "; "Только тебе я могу доверить. ".
педагогическое внушение.
Назначение: побуждает к выполнению конкретных действий
Речевая парадигма: "Нам уже не терпится начать работу. "; "Так хочется поскорее увидеть. "
высокая оценка деталей полученного результата.
Назначение: Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали
Речевая парадигма:"Тебе особенно удалось сделать. "; "Больше всего мне в твоей работе понравилось. "; "Здорово придумал. "
Опираясь на все прочитанное и изученное для себя определила следующие условия реализации ситуации успеха в игровой деятельности :
перед началом игры нужно освободить ребенка от психологического дискомфорта (излишняя застенчивость, робость быть не выбранным и т. д.);
предложенное задание, роль в игре должны быть доступными, а трудности должны расти постепенно;
при выборе роли, постановке задач необходимо учитывать особенности каждого ребенка;
во время игры ребенок должен прилагать усилия для повышения своих игровых умений (творчески составлять сюжет, реалистичности выполнять роль, заранее оговаривать правила и соблюдать их и т. д.)
затраченные ребенком усилия должны обязательно быть замечены и оценены воспитателем, а малыш должен убедиться в своих возможностях и способностях;
предлагаемая игровая деятельность должна приносить удовольствие, открытый простор для творчества;
нужно подчеркивать удачно выполненную составленные игры: соблюдал правила игры, не ошибся, довел сюжет до логического завершения, сумел найти общий язык с партнерами и т. д.
воспитателю стоит верить в воспитанника, в его возможности.
Важно знать и учитывать психологические и физиологические особенности каждого ребенка, а так же эффективно применять методы и приемы, которые позволят выделить индивидуальные особенности детей. Каждый ребенок неповторим, для каждого нужно подобрать свой особый метод воздействия. ФГОС выдвигает ряд требований к социально-индивидуальному развитию детей. К числу этих требований относится:
• усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
• развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
• развитие самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
• становление социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
• формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых.
Выполнение этих требований невозможно без создания ситуации успеха в игровой деятельности воспитанников, так как каждая личность требует к себе особого индивидуального подхода от воспитателя. Всегда надо помнить, что первая победа ребенка, порождает вторую.
Все выше сказанное можно объединить и сказать словами Уильяма Артура Уорда "Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет. " Вдохновляйте своих воспитанников на открытия, получение знаний, умений, опыта, делайте их успешными, и помните, успех - это путь, а не место назначения. (Бен Свитленд).