Дарья Вороная
Формирование речевых способностей старших дошкольников с дизартрией по средствам современных образовательных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ ПО СРЕДСТВАМ СОВРЕМЕННЫХ И ТРАДИЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация. В статье рассмотрены современные и традиционные образовательные технологии в развитии речевых навыков старших дошкольников с дизартрией. Нарушения звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи. В этой связи в работе с детьми необходима планомерная и систематическая работа с использованием как традиционных, так и современных образовательных технологий.
Публикация «Формирование речевых способностей старших дошкольников с дизартрией по средствам современных образовательных технологий» размещена в разделах
Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с нарушениями речи, дизартрия, старшие дошкольники, тяжелые нарушения речи, инклюзия.
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.
В литературе отмечается, что наиболее часто встречающаяся степень дизартрии – псевдобульбарная. Псевдобульбарная дизартрия у детей, как правило, происходит в рамках синдрома детского церебрального паралича. Псевдобульбарная дизартрия может иметь легкую, среднюю и тяжелую степень. Легкая степень псевдобульбарной дизартрии характеризуется отсутствием грубых нарушений моторики артикуляционного аппарата.
Согласно анализу показателей психомоторного и речевого развития, у детей раннего возраста можно отметить их взаимосвязь. Уже у новорожденных можно отмечать первые признаки псевдобульбарных нарушений: слабый крик, или его полное отсутствие, нарушение сосания, глотания, дыхания или слабость некоторых врожденных рефлексов. В раннем возрасте мы можем диагностировать псевдобульбарный синдром, который является первым признаком проявления дизартрии в последующем.
Для дизартрии, как отмечает Коненкова И. Д., характерными являются пирамидные спастические параличи мышц речевого аппарата. При этом не наблюдается мышечных атрофий. Усилен глоточный и нижнечелюстной рефлекс, отмечается гипертрофия мышц языка (язык напряжен и отодвинут кзади). Часто отмечается насильственный смех и плач. Параличи всегда двусторонние, но возможно их преобладание с одной стороны [1, 89].
Для коррекции дизартрии используются различные образовательные технологии.
Под образовательной технологией понимается последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение педагогических проблем, или систематическая и последовательная реализация заранее разработанного педагогического процесса на практике.
Образовательная технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение педагогических действий, гарантирующих успех. В этом контексте можно говорить о специальных образовательных технологиях для детей с особыми образовательными потребностями. К ним относятся технология коррекции нарушений речи, которыми должен владеть специалист в области логопедии.
Традиционные технологии включают :
- технология логопедической экспертизы;
- технология формирования речевого дыхания для различных нарушений произношения речи;
- технология голосового исправления для различных нарушений произношения речи;
- технология развития интонационной речи;
- технология коррекции темпо-ритмической организации устной речи;
- технология формирования навыков саморегуляции речи и их внедрение в речевое общение.
Слова и предложения фиксируются через их использование ребенком во время создания соответствующих ситуаций общения. Различные тренировки используются для улучшения восприятия и дифференциации звуков на слух и в собственных высказываниях.
Постоянно проверяется, понял ли ребенок слово, фразу, смысл рассказа. С этой целью используются различные изображения, графические схемы слов и предложений, цветные схемы для фиксации структурного и звукового состава речи, с помощью символики иллюстрируется изменение морфологического значения слова, структура предложений.
На данный момент в дошкольных образовательных учреждениях, наряду с традиционными технологиями, активно внедряются современные образовательные технологии. С положительной стороны зарекомендовали себя информационные технологии, которые способствуют повышению мотивации к логопедическим занятиям; расширению сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности; увеличению возможности быстрого создания собственного дидактического материала; визуализации акустических компонентов речи; расширению спектра невебральных заданий. Кроме того, при формировании речевых способностей старших дошкольников с дизартрией такие современные образовательные технологии, как:
• арт - терапевтические технологии (сказкотерапия, мнемотехника, творческая игротерапия, элементы музыкальной терапии);
• современные технологии логопедии и пальцевого массажа;
• современные технологии сенсорного развития;
• телесно ориентированные технологии;
• су-джок - терапия.
Использование традиционных и современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с дизартрией способствует положительной динамике развития речевых навыков детей с дизартрией, повышает мотивацию учащихся к воспитанию. Соотношение традиционных и современных образовательных технологии подбирается индивидуально в каждом конкретном случае.
Литература
1. Коненкова, И. Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития / И. Д. Коненкова. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 163 с.
2. Пузанов, Б. П. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. «Олигофренопедагогика» / Б. П. Пузанов. – М. : ВЛАДОС, 2013. –
439 с.
3. Петренко, А. Ю. Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета в группе кратковременного пребывания / Петренко. Б. П. // Школьный логопед. – 2015. – № 3. – С. 81