Приложение МААМ

Формирование речевых способностей старших дошкольников с дизартрией по средствам современных образовательных технологий

Дарья Вороная
Формирование речевых способностей старших дошкольников с дизартрией по средствам современных образовательных технологий
▼ Скачать + Заказать документы

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ ПО СРЕДСТВАМ СОВРЕМЕННЫХ И ТРАДИЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. В статье рассмотрены современные и традиционные образовательные технологии в развитии речевых навыков старших дошкольников с дизартрией. Нарушения звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи. В этой связи в работе с детьми необходима планомерная и систематическая работа с использованием как традиционных, так и современных образовательных технологий.

Публикация «Формирование речевых способностей старших дошкольников с дизартрией по средствам современных образовательных технологий» размещена в разделах

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с нарушениями речи, дизартрия, старшие дошкольники, тяжелые нарушения речи, инклюзия.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

В литературе отмечается, что наиболее часто встречающаяся степень дизартрии – псевдобульбарная. Псевдобульбарная дизартрия у детей, как правило, происходит в рамках синдрома детского церебрального паралича. Псевдобульбарная дизартрия может иметь легкую, среднюю и тяжелую степень. Легкая степень псевдобульбарной дизартрии характеризуется отсутствием грубых нарушений моторики артикуляционного аппарата.

Согласно анализу показателей психомоторного и речевого развития, у детей раннего возраста можно отметить их взаимосвязь. Уже у новорожденных можно отмечать первые признаки псевдобульбарных нарушений: слабый крик, или его полное отсутствие, нарушение сосания, глотания, дыхания или слабость некоторых врожденных рефлексов. В раннем возрасте мы можем диагностировать псевдобульбарный синдром, который является первым признаком проявления дизартрии в последующем.

Для дизартрии, как отмечает Коненкова И. Д., характерными являются пирамидные спастические параличи мышц речевого аппарата. При этом не наблюдается мышечных атрофий. Усилен глоточный и нижнечелюстной рефлекс, отмечается гипертрофия мышц языка (язык напряжен и отодвинут кзади). Часто отмечается насильственный смех и плач. Параличи всегда двусторонние, но возможно их преобладание с одной стороны [1, 89].

Для коррекции дизартрии используются различные образовательные технологии.

Под образовательной технологией понимается последовательная, взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение педагогических проблем, или систематическая и последовательная реализация заранее разработанного педагогического процесса на практике.

Образовательная технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение педагогических действий, гарантирующих успех. В этом контексте можно говорить о специальных образовательных технологиях для детей с особыми образовательными потребностями. К ним относятся технология коррекции нарушений речи, которыми должен владеть специалист в области логопедии.

Традиционные технологии включают :

- технология логопедической экспертизы;

- технология формирования речевого дыхания для различных нарушений произношения речи;

- технология голосового исправления для различных нарушений произношения речи;

- технология развития интонационной речи;

- технология коррекции темпо-ритмической организации устной речи;

- технология формирования навыков саморегуляции речи и их внедрение в речевое общение.

Слова и предложения фиксируются через их использование ребенком во время создания соответствующих ситуаций общения. Различные тренировки используются для улучшения восприятия и дифференциации звуков на слух и в собственных высказываниях.

Постоянно проверяется, понял ли ребенок слово, фразу, смысл рассказа. С этой целью используются различные изображения, графические схемы слов и предложений, цветные схемы для фиксации структурного и звукового состава речи, с помощью символики иллюстрируется изменение морфологического значения слова, структура предложений.

На данный момент в дошкольных образовательных учреждениях, наряду с традиционными технологиями, активно внедряются современные образовательные технологии. С положительной стороны зарекомендовали себя информационные технологии, которые способствуют повышению мотивации к логопедическим занятиям; расширению сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности; увеличению возможности быстрого создания собственного дидактического материала; визуализации акустических компонентов речи; расширению спектра невебральных заданий. Кроме того, при формировании речевых способностей старших дошкольников с дизартрией такие современные образовательные технологии, как:

• арт - терапевтические технологии (сказкотерапия, мнемотехника, творческая игротерапия, элементы музыкальной терапии);

современные технологии логопедии и пальцевого массажа;

современные технологии сенсорного развития;

• телесно ориентированные технологии;

• су-джок - терапия.

Использование традиционных и современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с дизартрией способствует положительной динамике развития речевых навыков детей с дизартрией, повышает мотивацию учащихся к воспитанию. Соотношение традиционных и современных образовательных технологии подбирается индивидуально в каждом конкретном случае.

Литература

1. Коненкова, И. Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития / И. Д. Коненкова. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 163 с.

2. Пузанов, Б. П. Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. «Олигофренопедагогика» / Б. П. Пузанов. – М. : ВЛАДОС, 2013. –

439 с.

3. Петренко, А. Ю. Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета в группе кратковременного пребывания / Петренко. Б. П. // Школьный логопед. – 2015. – № 3. – С. 81

Публикации по теме:

Отчет об использовании современных образовательных технологий в образовательном процессе 1.1.1. Информационный отчет воспитателя старшей группы Тотиевой А. А. об использовании современных развивающих технологий. Педагогическая.

Использование современных образовательных технологий в работе учителя начальных классов Отчет учителя начальных классов Усачёвой Равзанат Алиевны об использовании на уроках современных образовательных технологий Главной и первостепенной.

Использование современных образовательных технологий в музыкальном развитии дошкольников Использование современных образовательных технологий в музыкальном развитии дошкольников (из опыта работы музыкального руководителя МБДОУ.

Использование образовательных технологий в развитии связной речи старших дошкольниковИспользование образовательных технологий в развитии связной речи старших дошкольников Готовность или неготовность старших дошкольников к школе определяется речью. Именно при помощи письменной и устной речи будущему школьнику.

Консультация «Использование современных образовательных технологий в работе с дошкольниками» «Использование современных образовательных технологий в работе с детьми дошкольного возраста» Использование современных образовательных.

Познавательное развитие старших дошкольников с использованием современных информационно — коммуникативных технологий Познавательное развитие старших дошкольников с использованием современных информационно - коммуникативных технологий. Мир, в котором развивается.

Презентация «Внедрение современных технологий — условие улучшения речевых способностей дошкольников» 1 слайд. Внедрение современных технологий – условие улучшения речевых способностей дошкольников 2 слайд. Формирование речи у дошкольников.

Формирование познавательно-речевых способностей дошкольников через использование современных инновационных технологий Протокол Группового родительского собрания группы №11 Собрание №3 От 18.03.2019 Председатель: Смородникова М. С Секретарь: Шагера Н. С Присутствовало.

Развитие речи дошкольников с использованием современных образовательных технологийРазвитие речи дошкольников с использованием современных образовательных технологий Введение В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться.

Занятие с использованием современных образовательных технологий «Путешествие в сказку» Занятие с использованием современных образовательных технологий «Путешествие в сказку» Цель: Обучение детей рассказыванию сказки с помощью.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование речевых способностей старших дошкольников с дизартрией по средствам современных образовательных технологий
Опубликовано: 9 октября 2019 в 18:43
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование речевых способностей старших дошкольников с дизартрией по средствам современных образовательных технологий» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Вороная (УИ 353560) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД