Галина Безрукова
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду : детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
Публикация «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС до» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
1. Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры (то есть обучить ребенка умению сохранять и развивать свое здоровье, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
2. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ (то есть, это категория, интегрирующая (объединяющая) личностные и профессиональные качества, определяющие здоровьесберегающий стиль поведения педагога и эффективную деятельность по формированию здорового образа жизни дошкольников) и валеологическому просвещению родителей через информационные памятки, буклеты, а так же проведение бесед.
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, невозможно решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий
1. организация рационального питания;
2. медико-профилактическая работа с детьми и родителями (беседы с родителями о ЗОЖ, публикация о ЗОЖ на информационных стендах группы) ;
3. соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;
4. комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.
Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ
1. Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности;
2. Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;
3. Разнообразие форм физкультурно - досуговой деятельности с дошкольниками;
4. Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и родителей;
5. Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в
соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;
6. Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через
систему спортивно-оздоровительной работы;
7. Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.
Современные здоровьесберегающие педагогические технологии
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий. Время проведения в режиме дня. Особенности методики проведения. Ответственный.
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Ритмопластика
Не раньше чем через 30 мин. после
приема пищи, 2 раза в неделю по 30
мин. со среднего возраста Обратить внимание на
художественную ценность, величину физической нагрузки и ее
соразмерность возрастным
показателям ребенка Инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, педагоги ДОУ
2. Динамические паузы (физкультминутки)
Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей во всех возрастных группах Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления.
Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия Педагоги ДОУ
3. Подвижные и спортивные игры
Как часть физкультурного занятия,
на прогулке, в групповой комнате -
малой и со средней степенью
подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп.
Игры подбираются в соответствии с
возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр. Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ
4. Релаксация
В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и
целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп.
Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский,
Рахманинов, звуки природы. Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ, психолог
5. Технологии эстетической направленности
Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп. Осуществляется на занятиях по
программе ДОУ, а также по специально запланированному
графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей,
привитие детям эстетического вкуса Все педагоги ДОУ
6. Гимнастика пальчиковая
Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами Все педагоги ДОУ, логопед
7. Гимнастика для глаз Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога Все педагоги ДОУ
8. Гимнастика дыхательная В различных формах физкультурнооздоровительной работы с младшего возраста Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям
инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры Все педагоги ДОУ
9. Гимнастика пробуждения. Ежедневно после дневного сна, 5-10
мин. во всех возрастных группах.
Форма проведения различна:
упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ. Педагоги ДОУ
10. Оздоровительный бег. Со старшего возраста в теплый период в утренний прием на улице или на прогулке Необходимость проведения бега в физкультурной форме и спортивной обуви. Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ
Технологии обучения здоровому образу жизни
1. Физкультурное занятие
2 раза в неделю в спортивном зале, 1 раз – на улице. Все возрастные
группы. Ранний возраст - в групповой комнате или физ. зале - 10 мин.
Младший возраст- 15-20 мин. ,
средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин. Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает
ДОУ. Перед занятием необходимо
хорошо проветрить помещение Инструктор по
ФИЗО, педагоги ДОУ
3. Проблемноигровые (игротренинги и игротерапия)
В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом со старшего возраста Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности Психолог, педагоги
ДОУ
4. Коммуникативные игры
1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста Занятия строятся по определенной
схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. Психолог, педагоги
ДОУ
5. Занятия из серии «Здоровье» 1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития Педагоги ДОУ
6. Самомассаж В зависимости от поставленных
педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурнооздоровительной работы с младшего возраста Необходимо объяснить ребенку
серьезность процедуры и дать детям
элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму Инструктор по
ФИЗО, педагоги ДОУ
. Коррекционные технологии
1. Технологии музыкального воздействия В различных формах физкультурнооздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей во всех возрастных группах Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Педагоги ДОУ,
музыкальный руководитель
2. Технологии воздействия цветом
Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач со среднего возраста Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка Педагоги ДОУ, психолог
3. Технологии коррекции поведения Сеансами по 10-12 занятий по 25-30
мин. со старшего возраста Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий Педагоги ДОУ,
психолог
4. Сказкотерапия. 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со
старшего возраста Занятия используют для психологической терапевтической и
развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это
может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один
человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками
необходимые движения. Педагоги ДОУ, психолог
Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ
1. Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ.
2. Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками
специализированных групп.
3. Проявление толерантности всех участников внедрения здороваьесберегающих технологий в педагогический процесс
ДОУ.
4. Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.
5. Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию
здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;
6. Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.
Десять золотых правил здоровьесбережения :
1. Соблюдайте режим дня!
2. Обращайте больше внимания на питание!
3. Больше двигайтесь!
4. Спите в прохладной комнате!
5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
7. Гоните прочь уныние и хандру!
8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
10. Желайте себе и окружающим только добра!