Ольга Пенкина
Современные требования к художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Современные требования к художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста в условиях ФГОС
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Ведь человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим потенциалом.
Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста.
Публикация «Современные требования к художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» размещена в разделах
Изменение содержания, усложнение функций современного ДОУ и условий воспитания вызвали потребность в поиске новых форм и методов организационно - педагогической деятельности.
Педагогика определяет художественно-эстетическую деятельность – как деятельность специфическую для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунки, поделки, одним словом реализовать себя как творческая личность. На это нас нацеливает концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.
С внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования проблема художественно-эстетического развития дошкольников особенно актуальна и одной из важнейших задач становится формирование творческой личности.
И педагоги, прежде чем решать эту проблему, должны сами быть компетентными в подобных вопросах. В частности, педагог должен разбираться в живописи, музыке, знать и любить поэзию и литературу, владеть различными инновационными технологиями.
В соответствии с ФГОС ДО п. п. 2.6., художественно-эстетическое развитие предполагает :
• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
• становление эстетического отношения к окружающему миру;
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
• стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
• реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
И одна из основных целей нашего педагогического коллектива по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников – развитие творческого потенциала ребёнка, создание условий для его самореализации.
Развивая художественно-эстетические способности детей, их эстетические чувства и представления, оценочное отношение к прекрасному, мы закладываем основы, на которых в дальнейшем будет формироваться духовное богатство человека. А так как художественные и эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными, то они требуют специального обучения и воспитания, так как художественно-эстетическая деятельность развивает пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, которые являются основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.
В период всего педагогического процесса коллектив нашего ДОУ основывается на такие принципы организации занятий, как наглядность, сознательность и активность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, вариативность, систематичность и последовательность.
Для получения ожидаемых результатов в нашем дошкольном учреждении создана система работы по данному направлению, которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
1. Обновление содержания образования (выбор программ и технологий)
Работа в детском саду строится в соответствии с требованиями комплексной образовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, в сочетании с парциальной программой художественно-эстетического развития детей в изобразительной деятельности «Цветные ладошки» И. А. Лыковой. Особое внимание программы «Цветные ладошки» уделено задачам эстетического воспитания в разделах: изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд.
Использование данных программ дает педагогическому коллективу возможность творческого подхода к организации работы с детьми, интеграции образовательного содержания при решении образовательных задач, приобщению к искусству, музыке, литературе, народной культуре.
2. Создание условий для эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое и материально- техническое обеспечение, создание развивающей предметно-пространственной среды)
Кадровое обеспечение:
Эффективной работе учреждения в художественно-эстетическом развитии детей способствует профессиональный педагогический коллектив. Работа по совершенствованию педагогического мастерства осуществляется через повышение квалификации в рамках курсовой подготовки, в рамках дошкольного учреждения через педагогические советы, семинары-практикумы, консультации, открытые просмотры, взаимопосещения.
Учебно-методическое обеспечение:
Имеются картотеки занятий, сценариев, досугов и праздников, дидактические, музыкальные игры, библиотека познавательной литературы по знакомству детей с миром искусства.
Организация развивающей предметно – пространственной среды:
Для самостоятельной деятельности детей в группах оснащены уголки творчества, музыкальные, театральные уголки, которые соответствуют возрастным особенностям, требованиям технической безопасности, эстетично оформлены, доступны для детей, где дети могут экспериментировать, пробовать, импровизировать.
Интерьер детского сада украшают мини-галереи, где выставляются работы детей, сделанные на занятиях по лепке, аппликации, рисованию.
Музыкальное развитие призвано решать несколько основных задач.
Главная задача – общая духовная культура детей формируется именно на музыкальных занятиях в детском саду.
Музыкальные занятия в группе благотворно влияют на развитие музыкальных и творческих способностей детей. Музыкальная деятельность может быть самых разных видов – это помогает учесть возможности каждого ребенка. В музыкальном зале проходят занятия, праздники, развлечения, досуги.
3. Организация воспитательно-образовательного процесса (совместная деятельность педагогов с детьми и родителями)
Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на художественно - эстетическое развитие дошкольников, строится в ДОУ в трех направлениях:
• специально организованная деятельность;
• совместная деятельность педагогов и детей;
• самостоятельная деятельность детей.
Взаимодействие педагогов и детейосуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:
• групповые и подгрупповые занятия,
• праздники,
• развлечения,
• тематические музыкальные вечера,
• недели творчества,
• дидактические игры,
• выставки рисунков и поделок,
• создание книг - самоделок и т. д.
Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.
Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника. Поэтому сотрудничество с семьей строим по двум направлениям:
1. Вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс.
2. Повышение психолого-педагогической культуры родителей через родительские собрания и конференции, консультации, семинары-практикумы. Мы оформляем папки – ширмы, выпускаем фотогазеты для родителей о проведении культурно- значимых мероприятиях.
Все это поможет сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.
4. Координация работы с другими учреждениями и организациями
Эффективность работы по художественно-эстетическому развитию зависит от координации работы с другими учреждениями это посещение выставок, концертов, театральных постановок участие в конкурсах детских творческих работ, где работы неоднократно занимали призовые места как на муниципальном, так и на региональном уровнях).
Такая система работы предполагает тесное сотрудничество педагогов ДОУ воспитателей) и всех специалистов ДОУ. Каждый сотрудник нашего ДОУ берет на себя определенные функциональные обязанности в области художественно – эстетического образования. Поэтому целенаправленная и согласованная деятельность всех участников такого процесса обучения, тесно связанного с духовно-нравственным, физическим, интеллектуально-познавательным воспитанием, достигается благодаря совместному планированию воспитательно-образовательного процесса.
Работа по эстетическому воспитанию в ДОУ осуществляется в те-чение всего дня, начиная с прихода детей в дошкольноеучреждение и основывается на следующих принципах:
- эстетическое воспитание и художественно-творческая деятельность осуществляется во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой в дошкольном учреждении;
- детское творчество связано с жизнью, эта связь обогащает содержание детской художественной деятельности;
- вариативность содержания, форм и методов художественной дея-тельности
- индивидуальный подход в эстетическом воспитании, основанный на выявлении индивидуальных различий детей и определении опти-мальных путей развития творческих способностей каждого ребенка.
Поэтому, при отборе методов, форм и приемов обучения коллектив ДОУ учитывает такие критерии, как:
• комфортная, радостная от процесса познания атмосфера;
• целостное развитие личности ребенка;
• разнообразные методы, учитывающие потребности ребенка;
• игровая организация обучения, способствующая двигательной
активности детей;
• актерские способности воспитателя, способствующие превращению
детей в действующих лицах.
Для реализации задач эстетического воспитания детей в нашем ДОУ созданы следующие условия, которые эффективны сами по себе, так и во взаимосвязи:
• максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
• основой художественно-эстетического воспитания является искусство и окружающая жизнь;
• взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества;
• различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения;
• уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения;
• организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др. ;
• вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания;
• обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами детского сада, а также между детским садом и начальной школой;
• тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьей;
• широкая опора на региональный материал, его специфику: природу, искусство - как классическое, так и народное;
• знакомство с современным искусством и его творцами, работающими в поселке, городе, крае;
• познание детьми достопримечательностей, их окружающих, знаменательных событий.
Общим педагогическим условием развития художественно-эстетических способностей детей в детском саду является предоставление всем равных и реальных практических возможностей для развития способностей в разных областях художественной деятельности.
Оценка эффективности работы по художественно-эстетическому воспитанию детей осуществляется с помощью педагогической диагностики, проводимой по всем разделам образовательной программы. Показателем результативности художественно - эстетического развития выступает уровень развития эстетического сознания детей и творческого отношения ко всему освоенному кругу эстетически ценных предметов, явлений, художественных произведений.
Таким образом, правильно организованная система работы по художественно - эстетическому воспитанию детей - создание условий для эстетического воспитания, организация воспитательно-образовательного процесса - позволит создать благоприятные условия для развития художественно - эстетических способностей детей, творческого воображения и, как результат художественно-эстетического воспитания, - духовно богатую, всесторонне развитую, творческую личность.
В перспективе планируем совершенствовать работу по вопросам художественно-эстетического развития детей в соответствии с ФГОС ДО.
Хочется, чтобы у наших детей пробуждалась вера в свои творческие способности, индивидуальность, неповторимость, вера в то, что он в этот мир пришел творить добро и красоту, приносить людям радость.