Ешмеметьева Наталья
Современные подходы к экологическому образованию дошкольников в процессе обучения и воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
«Современные подходы к экологическому образованию дошкольников
в процессе обучения и воспитания»
Одним из важных условий организации экологического образования является создание развивающей предметно-пространственной среды.
В соответствии с ФГОС Дошкольного Образования развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства детского сада и прилегающей территории.
Публикация «Современные подходы к экологическому образованию дошкольников в процессе обучения и воспитания» размещена в разделах
Для этого в нашем детском саду оборудованы экологическая комната, где
дети проводят исследовательскую деятельность, знакомятся с различными
коллекциями, смотрят фильмы и презентации экологического содержания.
В групповых комнатах размещены центры природы, экологические мини-
лаборатории, «огород на окне», мини-музеи.
На территории детского сада создана экологическая тропинка.
Важной составляющей экологического воспитания в детском саду является
практическая деятельность детей.
Воспитанники с большим удовольствием ухаживают за обитателями живого уголка, комнатными растениями, что способствует формированию у детей эмоционально-положительного отношения к природе.
На экологической точке «Огород» дети высаживают различные растения,
получают практические навыки ухода за ними. На участке детского сада дети
ухаживают за деревьями, подкармливают птиц.
Одним из требований ФГОС ДО к развивающей среде является насыщенность,
оснащенность средствами обучения и воспитания, в том числе техническими. В работе с детьми педагоги нашего детского сада активно используют
информационно-коммуникационные технологии: цифровую приставку MIMIO, документ-камеру, цифровой микроскоп, проекторы.
Современным детям неинтересно просто рассматривать картинки.
Использование информационно-компьютерных технологий (анимационные
презентации, видео ролики, интерактивные игры и др.) в экологическом
воспитании позволяет не только привлечь внимание дошкольника, но дать более полную, насыщенную информацию, повышает интерес детей.
Для формирования основ экологической культуры педагогический коллектив
нашего детского сада широко использует инновационные формы и методы
работы: - метод проектов. Экологические проекты формируют
собственный жизненный опыт ребенка, способствуют актуализации его знаний, умений и навыков, реализуют процесс сотрудничества детей и взрослых.
В группах оформлены мини-музеи, собраны коллекции природного материала и, таким образом, созданы оптимальные условия для творческой самостоятельной деятельности дошкольников. Мини-музеи способствуют расширению кругозора дошкольников, формируют умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
В нашем детском саду регулярно проводятся природоохранные акции. Они являются пропагандой экологической безграмотности, повышают уровень экологических знаний. В ходе акций дети получают природоведческие знания, формируется активная жизненная позиция. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют. Традиционным стало проведение таких акций как: «Сдай макулатуру- сохрани дерево», «Птичья
столовая», «Не рвите первоцветы», «Посади дерево», «Чистый двор».
Одной из форм нетрадиционного экологического образования
дошкольников, которую используют педагоги, является экологический театр.
Это одна из инновационных форм экологического образования и воспитания детей, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок.
Экологическое образование дошкольников рассматриваем как процесс
непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на
формирование экологической культуры всех членов семьи. Особо обращаем
внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. В нашем детском саду налажено тесное сотрудничество с родителями. Они принимают активное участие в проектах, природоохранных акциях, в работе по благоустройству и художественно-эстетическому оформлению прогулочных участков,
Мы проводим различные выставки, конкурсы поделок. В рамках
проведения Дня открытых дверей родители посещают занятия по экологии,
принимают участие в мастер-классах, проводимых педагогами. Нами создана открытая система взаимодействия с социальными партнерами, которая способствует наиболее оптимальному решению поставленных задач по обеспечению современного качества экологического образования дошкольников.
Например, в рамках «Недели экологии» педагоги центра проводили
познавательное занятие с опытами и экспериментами, которые надолго запомнились нашим детям.
Таким образом, использование педагогами современных педагогических
технологий в работе с детьми, сотрудничество с родителями, грамотно
спланированная деятельность взрослых и детей, окружающая эколого-
развивающая среда, позволяет эффективно решать задачи экологического
образования дошкольников.