Валентина Коморная
Консультация «Современные подходы к обеспечению физического развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Современные подходы к обеспечению физического развития дошкольников.
Одной из главных и первостепенных задач педагога детского сада, в соответствии с ФГОС ДО, является – охрана жизни и здоровья детей, укрепление физического, психического, в том числе их эмоционального благополучия. Вся жизнедеятельность ребёнка в детском саду направлена на сохранение и укрепление его здоровья. Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности дошкольника.
Публикация «Консультация „Современные подходы к обеспечению физического развития дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.
Слайд №2
Цель физического воспитания в детском саду: формирование у детей основ здорового образа жизни.
Ведущими задачами физкультурно-оздоровительной работы с воспитанниками являются следующие:
Оздоровительные:
Охрана жизни и укрепление здоровья детей
Всестороннее физическое развитие и совершенствование функций организма
Повышение активности и общей работоспособности, закаливание организма ребенка.
Образовательные:
Формирование у детей двигательных умений и навыков
Получение элементарных знаний о своем организме, способах укрепления собственного здоровья.
Воспитательные:
Разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое)
Формирование интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями
Слайд №3
Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания в детском саду.
Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим образовательный процесс современного детского сада.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья воспитанников, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника детского сада и воспитание культуры здоровья, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, закрепление знаний, позволяющих дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Сегодня в практике дошкольного образования накоплен большой опыт использования разнообразных средств – здоровьесберегающих технологий:
- физкультурно - оздоровительные технологии;
- технологии обеспечения психологического и социального благополучия;
- организация двигательной, развивающей и оздоровительной среды;
- технологии приобщения дошкольников к ЗОЖ;
- технологии воспитания навыков разумного и безопасного поведения;
- технологии здоровьезбережения и здоровьеобогащения педагогов ДОУ.
Слайд №4 и 5
Использование элементов здоровьесберегающих технологий в структуре воспитательно-образовательного процесса с воспитанниками, обеспечивает эмоциональный настрой у детей, оптимальный темп ведения занятий, наглядность, смену видов деятельности (слушаю, говорю, думаю, рассуждаю и т. д.).
На повышение двигательного статуса детей оказывает большое влияние двигательный режим: утренняя гимнастика, физкультурная деятельность, гимнастика после дневного сна с закаливающими процедурами, прогулки, совместные спортивные праздники и развлечения с родителями.
Соблюдение распорядка жизнедеятельности в ДОУ, регламентирующего время пребывания детей в детском саду имеет большое значение в сохранении и укреплении здоровья детей.
Соблюдение режима дня в группе обеспечивает своевременно проводить:
-оздоровительные мероприятия: прогулки, закаливание, сон;
-организовывать разнообразную деятельность детей в течении дня так, чтобы у воспитанников формировались самостоятельность, активность, доброжелательность, стремление к достижению цели, имению жить, играть и заниматься в коллективе;
-облегчает воспитателю возможность осуществлять индивидуальный подход к детям.
Слайд №6
При этом обеспечивается на всем протяжении времени активного бодрствования рациональное чередование разнообразных видов деятельности, включающих соответствующий возрасту детей объем умственных, физических и эмоциональных нагрузок, а также полноценный отдых. Он осуществляется в зависимости от состояния здоровья каждого ребенка, особенно его нервной системы и уровня развития.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Двигательная активность — это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка, состояние его здоровья.
Формы двигательной деятельности: • утренняя гимнастика (ежедневно); • совместная физкультурная деятельность педагога с детьми; • прогулка с включением подвижных игр (ежедневно); • пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов); • зрительная гимнастика; • физкультминутка; • эмоциональные разрядки, релаксация; • ходьба по массажным дорожкам; • спортивные досуги, развлечения.
Все знают об эффективности утренней гимнастики. Организация утренней гимнастики направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, активизации дальнейшей деятельности. Она проводится нами ежедневно в помещении или на воздухе. Содержание утренней гимнастики составляют в основном общеразвивающие упражнения, соответствующие возрасту детей, знакомые им. Несложный комплекс физических упражнений, выполняемый ежедневно, оказывает положительное влияние на деятельность всех органов и систем: сердечно-сосудистую, дыхательную, способствует формированию правильной осанки и предупреждению плоскостопия, воспитывает привычку заниматься физкультурными упражнениями ежедневно.
Слайд №7
Физкультминутки вовремя НОД применяются с целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующем сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей. Длительность её составляет, примерно, 2 – 3 мин.
Двигательная разминка проводится во время перерыва между НОД. Она позволяет отдохнуть от умственной нагрузки и статической позы, способствует увеличению двигательной активности детей. Двигательная разминка может состоять из 2 – 3 игровых упражнений типа и произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий (мячи, обручи, кегли).
Слайд №8
Физкультминутки проводим в форме упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног, подвижной игры, танцевальных движений и игровых упражнений. Физкультминутка часто сопровождается текстовкой, связанной или не связанной с содержанием деятельности
Физкультурные занятия являются основной форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей. НОД по физической культуре проводятся 3 раза в неделю (1 из них – на воздухе). Поддержанию оптимальной двигательной активности детей способствуют: продуманность общеразвивающих упражнений, основных движений, организация детей, расстановка пособий, смена двигательной деятельности с высокой степенью активности на деятельность спокойного характера, учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка, его группы здоровья, степени двигательной активности.
Слайд №9
На физкультурных занятиях создаю условия для овладения детьми жизненно важных двигательных навыков, что способствует гармоничному развитию физических качеств детей, формирует представления воспитанников об организме человека, о влиянии физических упражнений на здоровье и здоровый образ жизни, формирует представления детей о гигиене и эстетике занятий физическими упражнениями (осанка, образцовый показ физических упражнений, проведение занятий в спортивной одежде и обуви).
Данная деятельность выполняет ряд задач по физическому воспитанию : •обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка; •удовлетворять естественную потребность в движении; •формировать двигательные умения и навыки, физические качества; •давать каждому возможность демонстрировать свои двигательные умения сверстникам и учиться у них; •создавать условия для разностороннего развития детей, использовать полученные навыки в жизни; •вызывать и поддерживать интерес к двигательной деятельности.
Важнейшая роль на физкультурных занятиях отведена музыке. С ее помощью проводится развивающий дозированный эмоциональный тренинг, приводящий к улучшению психологического и физического состояния организма ребенка. Все общеразвивающие и двигательные упражнения сопровождаются четкой, равномерно звучащей музыки, способствующей развитию чувства ритма у детей.
В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.
Слайд №10
Основные принципы рационального питания:
1. Обеспечение баланса
2. Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах.
3. Соблюдение режима питания.
Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.
Основное требование – это строгая регулярность и своевременность – основа хорошего аппетита у детей. Я слежу за тем, чтобы дети мыли руки с мылом и насухо их вытирали. Прием пищи всегда проходит в спокойной обстановке. Сервировка стола воспитывает у детей культуру еды.
Прогулка – один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Это благоприятное время для проведения подвижных игр, индивидуальной работы с детьми и организации их самостоятельной двигательной деятельности.
Слайд №11
Основными задачами, решаемыми в процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке, являются: •дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями; •совершенствование имеющихся у детей навыков в основных движениях методом применения их в изменяющихся игровых ситуациях; •развитие двигательных качеств: ловкости, быстроты, выносливости; •воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками и старших детей с малышами.
Самостоятельная двигательная деятельность детей. Двигательные навыки, полученные в совместной физкультурной деятельности, дети закрепляют в самостоятельной двигательной деятельности. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность е зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности. Занимаясь самостоятельно, ребенок сосредотачивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели. Стимулом самостоятельной двигательной активности детей всех возрастов служит прежде всего, наличие в группе или на участке различных игрушек, мелких и крупных физкультурных пособий.
Слайд № 12
Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в группе оборудован физкультурный уголок. Здесь есть все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей: атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми, методические пособия по здоровому образу жизни (лепбук, иллюстрации.
Закаливание направлено на улучшение защитных реакций организма, повышение сопротивляемости к заболеваниям и устойчивости к колебаниям температурного режима. Эффективной формой закаливания детей воздухом является прогулка в первой половине дня, когда дети подвергаются воздействию ультрафиолетовой радиации. Закаливание солнцем детей происходит во время игр в полосе светотени и рассеянного солнечного света. К водным процедурам приобщаю детей постепенно, начиная с местных обливаний. Вначале приучаю умываться, мыть руки до локтя водой комнатной температуры. Во время умывания слежу за температурой воды.
Слайд № 13
Если закаливание проводить систематически и планомерно, оно положительно влияет на организм ребенка: улучшается деятельность его систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, и, в первую очередь, простудного характера, вырабатывается способность без вреда для здоровья переносить резкие колебания различных факторов внешней среды, в частности, метеорологических, повышается выносливость организма
Роль дневного сна в двигательном режиме дошкольника. Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребнка. Отдых в середине дня ему просто необходим. После сна в постели провожу с детьми бодрящую гимнастику. Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшить настроение, поднимает мышечный тонус, обеспечивает необходимый уровень двигательной активности в течение второй половины дня. Гимнастика после дневного сна является важной составляющей двигательной активности.
Слайд №14
Игры — непременные спутники жизни детей в семье и дошкольном учреждении. Дети дошкольного возраста играют в самые разнообразные игры: подвижные, дидактические, творческие — ролевые, строительные, игры-драматизации, музыкальные, спортивные. Большое значение имеют подвижные игры. Они формируют у детей познавательные процессы, развивают умение подчиняться правилам, совершенствуют основные движения. В подвижных играх формируются стремление быть полезным окружающим взрослым, сверстникам, ответственность за порученное дело. Усложнение деятельности и обогащение опыта влияют на развитие всех психических процессов: внимание приобретает более устойчивый характер, начинают развиваться процессы преднамеренного запоминания, совершенствуется зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Подвижные игры привлекают детей возможностью применять свои знания и умения для решения конкретной двигательной задачи в условиях меняющейся игровой обстановки. В процессе подвижных игр, особенно с элементами соревнований, развиваются и совершенствуются сила, ловкость, быстрота, выносливость. Обязательность выполнения правил дисциплинирует ребят, воспитывает волю. Большинство подвижных игр имеют познавательное значение, так как связаны с подражанием животным, птицам, воспроизведением реальных действий людей. В подвижных играх имеется широкая возможность общения воспитателя с детьми: воспитатель рассказывает содержание игры, её правила, дети узнают значения новых слов. Активизации речевого общения способствуют также игры с текстом и пением. Можно условно разделить детей на три группы — большой, средней и малой подвижности. Чаще всего подвижные игры используются в целях двигательной активизации детей. Незначительная усталость, вызываемая в подвижной игре, полезна: систематически повторяясь она способствует приспособлению организма к повышенной физической нагрузке, увеличению работоспособности. Но так как эти игры эмоциональны и очень привлекательны для детей, то нередко увлекшись игрой, они могут перевозбуждаться и переутомляться. Внешними признаками утомления являются чрезмерная одышка, резкое покраснение лица, усиленное потоотделение, ухудшение координации движений. Признаком начинающегося переутомления является снижение интереса к тому виду деятельности в котором в данный момент ребёнок участвует. Переутомление может неблагоприятно отразиться на общем состоянии ребёнка, привести к нарушению сна, снижению аппетита, вызвать двигательное беспокойство или, наоборот, вялость. Для того, чтобы у детей сохранялось бодрое и жизнерадостное состояние, чтобы были созданы благоприятные условия для решения задач умственного, нравственного и физического развития дошкольников, необходимо следить за целесообразным чередованием, определённой периодичностью применения игр и развлечений разного характера.
Слайд №15
Индивидуальная работа с детьми по физическому воспитанию не менее важна в двигательном режиме дня. Она планируется в течение всего дня в часы игр, прогулок. Добиваясь успеха при обучении двигательным действиям мы должны не только предлагать ребенку правильно выполнять упражнение, например, по его образцу, но и постараться вызвать интерес к задаче.
Работа с родителями. Я использую разнообразные формы совместной работы с родителями по укреплению и сохранению здоровья детей и повышению их физических качеств :
• Оформляется информация для родителей на стендах, в уголке «Советы Доктора Айболита»
• Готовлю консультации, памятки, папки-раскладки по закаливанию детей дома, о приобщении воспитанников к здоровому образу жизни, о пользе физического развития, по профилактике нарушения осанки, деформации стопы и другие.
Провожу физкультурные досуги и различные праздники с участием родителей. С помощью родителей создаем физкультурно – оздоровительную среду в группе, на площадке.
Слайд №16
Здоровый образ жизни – это благоприятный климат в семье, в детском саду, доброжелательное отношение родителей друг к другу и к ребенку, это правильно организованное питание, режим, использование физических упражнений в зале и на воздухе, активный отдых. Физическая культура – является залогом здоровья, в результате которого закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненно важных систем и функций организма. Положительные результаты в оздоровлении дошкольников возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников детского сада, в понимании важности, значимости всех форм оздоровительной работы с детьми.
В своей работе с воспитанниками использую следующие здоровьесберегающие технологии:
М. Ю Картушина «Быть здоровыми хотим» Творческий ценр Сфера М. 2004г.
О. Ф. Горбатенко «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» Изд. Учитель 2007г.
М. А. Павлова «Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения» Изд. Учитель 2009г.
Т. С. Яковлева «Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду» М. 2006г.
Т. Е. Харченко «Физкультурные праздники в детском саду» Детство-пресс 2009г.
Слайд №17