Анжелика
Современные подходы к развитию связной речи детей дошкольного возраста
Изучая и анализируя данную проблему, я пришла к выводу, что обучение дошкольников связной речи (устной и письменной) показывает, что эта проблема занимает видное место в исследованиях.
Изучение развития связной речи по сюжетной картинке предполагает прежде всего выявление особенностей восприятия картин дошкольниками.
Публикация «Современные подходы к развитию связной речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В методике развития речи проведено много исследований, посвященных формированию повествовательной речи, в том числе с широким использованием средств наглядности, однако уделялось мало внимания развитию повествования с использованием серий картин.
Речевое развитие не задерживается, если ребенок получает новые, яркие впечатления и создана обстановка, в которой у него появляется желание говорить и вступать в речевое общение. Одним из главных критериев развития ребенка является развитие речи. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, тем активнее происходит его психическое развитие.
Как показывает практика работы, использование нетрадиционных методов, правильно организованная развивающая среда, взаимодействие со сверстниками и активная совместная деятельность детского сада с семьей способствуют становлению опыта речевого общения детей, развитию эмоциональности, активности, самостоятельности, инициативности в установлении речевого контакта. Позволяют ребенку научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, понимать и оценивать чувства и поступки людей.
Обучение ребенка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений.
Дети должны не только понимать содержание картины, но и связно, последовательно описывать всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, более сложные грамматические конструкции. Основное требование — большая самостоятельность в рассказах по картинам.
Результатом работы стало создание картотеки словесно – дидактических игр, используемых в работе с детьми. Пополнился центр театрализованной деятельности новыми атрибутами. Возрос интерес родителей к проблеме развития связной речи детей. Опыт работы и игровые пособия, которые были разработаны мной, педагоги ДОУ применяют в практической деятельности, при организации проектной деятельности с детьми в группах.
Таким образом, проблема обучения дошкольников творческому рассказыванию становится реальной, если педагог, при предъявлении любой новой картины, в свой комплекс целенаправленного воздействия включает отработку мыслительных операций по анализу картины как целостной системы, так и отдельно взятого объекта на ней.
Из всего выше сказанного следует вывод: развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без использования инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста.