Исмаилова Наталья
Современные подходы к патриотическому воспитанию в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
«Современные подходы к патриотическому воспитанию в дошкольной образовательной организации».
О патриотизме много сейчас говорят, пишут, посвящают стихи, песни, поступки и дела. Патриотизм в нашей стране это святое, о нём много есть высказываний, различных изречений. Что же такое патриотическое воспитание?
Публикация «Современные подходы к патриотическому воспитанию в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
Ещё К. Д. Ушинский говорил, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного возраста. Патриотизм не формируется в один момент и самопроизвольно, его нужно бережно вкладывать, воспитывать и взращивать в детях. Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Большие, серьёзные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к серьёзным событиям нашей истории. Современные дети лишены представлений о патриотизме. Понимая остроту данной проблемы на современном этапе, считаю, что формирование личности дошкольника невозможно без воспитания любви к маме, к ближнему, к семье, к природе, к родному краю и к Родине. Поэтому, работая в группе с детьми с нарушением интеллекта одним из основных направлений воспитательной работы - является формирование элементарных представлений о патриотизме. Данное направление работы для нашей категории детей является крайне сложным. Это связано с особенностями интеллектуального восприятия детей, а также многоаспектностью и абстрактностью самого понятия «патриотизм». Успех патриотического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит и от родителей, от семьи, от той среды, где находится ребенок. Часто родители не уделяют должного внимания данной проблеме, так как не считают патриотическое воспитание основной задачей образовательного процесса для ребенка. Любовь каждого воспитанника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Следует учитывать, что ребёнок воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства у него проявляются через восхищение своим городом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть сами по себе – это формируется на примере взрослого. Ведь не зря же говорят, что «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример тому». Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Мы с коллективом педагогов к данному вопросу подошли серьё зно и определили направления работы:
1. Работа с семьями воспитанников
2. Экскурсии и прогулки по родному городу
3. Введение нравственно-патриотического компонента в ежедневные занятия учителя-дефектолога, учителя – логопеда, воспитателя.
4. Совместное участие в праздниках, конкурсах, выставках, мастер – классах.
В своей работе с семьёй мы опираемся на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников развития и воспитания детской личности и в целом образовательного процесса. В рамках патриотического воспитания в течение всего учебного года мы уделяем большое внимание взаимодействию с родителями. Мы проводим консультации о том, что такое традиция, какие бывают традиции, что традиция – это основа, на которой взращивается патриотизм, делились своим личным опытом и провели вечер семейных традиций: «Традиции нашей семьи». Родители приняли активное участие в данном проекте. Как выяснилось, в семьях воспитанников было много интересного, что объединяло всех членов семьи и стало для них традицией. Это и поздравление детей с рождеством; это семейный отдых, выход семьёй парк отдыха, возложение цветов к вечному огню, катание на городских горках, дачные работы и т. д.
На мастер - классах вместе с родителями и детьми занимались тестопластикой, учились торцевать, изготавливали поделки в народном стиле (хохломская ложка, изготавливали новогодние игрушки своими руками для украшения групповой комнаты и т. д. Большое значение уделяем экскурсиям по любимому городу, с детьми посещаем библиотеки, где проводились беседы о природе родного края, о первом космонавте, о героях войны, о семье и любви к папе и к маме. Дети разучивали сценку «Ушки - неслушки» и представили её в библиотеке для детей другого учреждения, стихи посвященные празднику 23 февраля.
Праздник Победы – особое место в сердце каждого россиянина, и для нас не исключение. Ко дню победы в группе оформляем выставку семейных фотографий, посвящённой родственникам - участникам великой войны, письма, памятные вещи, а также вместе с родителями возлагаем цветы к вечному огню. Находясь в современных условиях военных действий, принимаем участие в поддержке наших солдат и ежемесячно пишем письма солдатам, поддерживая их боевой настрой и дух. В письмах дети рисуют рисунки, обводят руки и желают скорейшего возвращения всех и каждого солдата нашей Российской Армии живым и невредимым домой к своим родным. Дети с уважением рассматривают о солдатах фотографии и иллюстрации, жалеют их и гордятся их подвигами.
Приобщение детей к трудовой деятельности является одним из основных условий патриотического воспитания. При знакомстве детей с трудом взрослых – формируется
уважение к профессиям людей, положительное отношение к труду взрослых и родителей, и тем самым нацеливаем детей к определению своей будущей профессии. В рамках лексических тем и совместных занятий педагогов группы дети знакомятся с различными профессиями в рамках учёта их индивидуальных возможностей и особенностей. Проводятся экскурсии, где дети знакомимся с профессиями людей дошкольного учреждения. А также в нашей группе прошла выставка детского рисунка «Мой родной город». Благодаря проведенной большой работе, дети узнали много нового о родном городе, увидели и испытали чувство гордости за свою семью, свой народ, город.
Библиографические ссылки.
1. Пономарева И. А. Патриотическое воспитание школьников : теория и современная образовательная практика. В кн. : Единство образовательного пространства как междисциплинарная проблема: Сборник научных трудов. – СПб. : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: АСТЕРИОН, 2011.
2. Сухомлинский В. А. Воспитание гражданина. //Воспитание школьников. № 1. 1966.