Елена Власова
Современные подходы к обучению и воспитанию несовершеннолетних
▼ Скачать + Заказать документы
[
b]Современные подходы к обучению и воспитанию несовершеннолетних.
Воспитатель : Власова Е. Ю. [/b]
Решение проблем социальной адаптации детей-сирот и оставшихся без попечения родителей отличается особой сложностью. Для того, чтобы включить данную категорию детей в самостоятельную жизнь, приобщить к социальным нормам и ценностям, нужно, с одной стороны, изменить образ жизни этих детей и подростков, их отношение к себе, своей жизни, своему ближайшему окружению и обществу, с другой – создать соответствующую социально-психологическую среду жизнедеятельности. Все это существенно усложняет работу новых подходов и технологий организации воспитательного процесса.
Публикация «Современные подходы к обучению и воспитанию несовершеннолетних» размещена в разделах
Важным фактором и средством решения обозначенной выше проблемы выступает социально-культурная деятельность, обладающая значительным интеграционным ресурсом: за счет гармонизации процессов социализации и индивидуализации как основных векторов личностного становления и развития, оснащения ребенка адаптационным технологиями и практиками.
Одна из ключевых задач современного образования – развитие творческой стороны личности. Большой потенциал для этого представляет изобразительная деятельность, особенно нетрадиционные техники рисования. Такие занятия погружают несовершеннолетних в удивительный мир искусства, дают возможность почувствовать себя настоящими волшебниками.
Рисование способствует развитию эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые в свою очередь способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Яркие краски разнообразят жизнь ребенка, восполняют его потребность в приятных ощущениях. Наконец, занятия живописью это одна из форм предметной деятельности ребенка, а предметная деятельность совершенно необходима ребенку для физического, психического и умственного развития.
В современный мир внедряется большое количество инноваций. Это показатель того, что активизировать процесс получения и приобретения знаний можно при использовании новых нетрадиционных средств. Считается, что именно та стратегия педагога наиболее удачна, при которой учебно-познавательная атмосфера создается при использовании новых технологий обучений. Таковыми можно считать творческие задания. Развития творческих способностей играет большую роль в развитии коммуникативной компетенции детей, их умения нестандартно мыслить, видеть предметы и явления, с другой стороны. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища.
Техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается.
Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:
- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
- от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
- от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.
Приобретения соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования.
Не так важно, кем станет воспитанник, главное, что занятия различными видами деятельности помогают сформировать творческую личность, учат мыслить смело и свободно. Вводить детей в мир искусства следует как можно раньше. В этом поможет игра, как основной и любимый вид деятельности. Любой материал, попадающий в руки ребенка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл. Например, пальчиковое рисование, печать ниток, отпечатки-картинки; печать пластилином; масляная пастель и акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; монотипия; рисование мыльными пузырями; рисование мятой бумагой; рисование солью; кляксография; пластилинография; граттаж; фроттаж.
Любая из техник – это маленькая игра несовершеннолетних. Использование разных техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Эти техники развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения. вот несколько из:
Монотопия – это уникальный отпечаток в единственном экземпляре, оттиск в зеркальном отображении. Оставьте несколько крупных капель краски на листе бумаги. Согните лист пополам и плотно сожмите. Разверните, и вы увидите необычные, причудливые узоры – кляксы. По гладкой поверхности стекла или толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской или красками. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается. Получается оттиск в зеркальном отражении. Задача педагога – пробудить фантазию ребенка, преодолеть негативные переживания, снять эмоциональные напряжения.
Кляксография – игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию движений, фантазию и воображение, а также снятию напряжения у детей. Основой данной техники является клякса. Задачей педагога – сделать кляксографию обучающим и развивающим средством в творческой деятельности детей, а также понимание детьми симметричности зеркального оттиска половинки рисуемого объекта. Если сложить лист пополам, на одну сторону накапать несколько капель жидкой краски и плотно прижать другую сторону, то получаться необычные, причудливые узоры. Можно постараться рассмотреть в них деревья, цветы, водоросли.
Рисование солью – необычное изображение животных и предметов может получиться при этой техники рисование. Предварительно на бумаге надо сделать наброски, смочить его водой с помощью кисти, посыпать солью, подождать пока она в себя вберет воду, лишнюю соль ссыпать. Когда все подсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить. Солью хорошо рисовать птиц, насекомых, морских животных.
Рисование нитками – используются простые нитки, гуашь разных цветов, бумага для рисования. Для рисования потребуются отрезки ниток длиной 7-10 см. Один отрезок обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях.
Рисование ребром картона – используются полоски картона, бумага для рисования, краски, розетки для краски и кисть. Ребро картона окрашивается краской и проводится по листу бумаге, оставляя след от краски. В зависимости от того, какой предмет изображается, движение картоном может быть прямым, дугообразным, вращательным.
Мятый рисунок - для такого рисования необходима бумага, цветные восковые мелки, крупная кисть, гуашь разных цветов. на листе рисуем мелками предмет и фон, рисунок аккуратно смять, распрями и закрасить красками. Не дожидаясь высыхания краски с помощью губки под проточной водой смыть краску. Краска должна остаться в трещинах бумаги.
Граттаж – это метод выполнения рисунка с помощью процарапывания острым инструментом бумажной основы, покрытой фоном темного цвета. В результате получаются оригинальные контрастные композиции. Название данной техники происходит от французского, что в переводе скрести, царапать и еще одно название – воскография.
Многие техники можно использовать в одном коллаже. Хорошо, когда ребенок не только знаком с приемами рисования, но и не забывает о них. Успех обучения нетрадиционной техники во многом зависит от тог, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание. Итак, при обучении рисованию могут использоваться самые разнообразные техники и самые разнообразные материалы.
Следовательно, обучение рисованию нетрадиционными способами на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал воспитанников, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка: мышления, контроль и самоконтроль, мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомер и зрительного восприятия, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
В работе мы часто используем наработки и новшества сайта «Страна мастеров», особенно техниками Татьяны Просняковой.
Список используемой литературы:
1. Акуненок Т. С. Использование приемов нетрадиционного рисования. М., - 2010.
2. Давыдова И. В. Творческая направленность нетрадиционных техник рисования// Начальная школа плюс и после. 2005 №4 с. 56
3. Лебедева Л. Д. Арт – терапия детской агрессивности // Начальная школа. 2001 №2 с. 24
4. Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник – интернет ресурсы.
5. Старикова С. Арт – терапевтические методы в школе // Социальная педагогика. 2008 №1 с. 54 Мастер – класс по использованию нетрадиционных методов рисования. Монотипия «Цветы на пене для бритья»
6. Шклярова О. В. Рисуйте в нетрадиционной форме. С. -П. – 2013.
7. Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашенными опилками, на самоклеящейся пленке // Обруч. – 2012 №2 с. 69