Шевченко Наталья
Современные педагогические технологии в реабилитационном процессе: богатство, разнообразие и эффективность
▼ Скачать + Заказать документы
Современные педагогические технологии являются одним из необходимых условий эффективности инновационной деятельности социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних.
Ряд изменений, которые происходят в нашей стране в последнее десятилетие, заставляет специалистов реабилитационных центров работать и вносить в свою работу ряд серьезных изменений в реабилитацию детей:
• обновлять содержание реабилитационных и профилактических программ;
• внедрять новые педагогические технологии, обеспечивающие развитие личности.
Темочки:
Педагогические технологии, которые мной используются в работе, направлены на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.
Специфика работы педагога-психолога в центре состоит в том, что он должен владеть различными современными технологиями, методами и приемами, уметь их комбинировать и модифицировать.
Какие же современные технологии наиболее актуальны в работе педагога-психолога?
Педагог-психолог, работая с детьми, постоянно ориентируется на их личностные структуры. В своей работе я использую следующие технологии:
Информационно коммуникационные технологии
Использование ИКТ открывает широкие возможности в практической деятельности и органично дополняет традиционные формы работы, расширяя возможности взаимодействия с детьми.
Информационно-коммуникационные технологии используются во всех направлениях деятельности педагога-психолога:
• Организационно-методическая работа (разработка программ, методических разработок занятий, проектов, обработка результатов диагностики, составление отчетов. Фиксация и хранение результатов. Создание электронной библиотеки, которой можно воспользоваться в любой момент при необходимости).
• Диагностическая работа (С помощью компьютерных технологий процесс диагностики становится более доступным, так как компьютер позволяет готовить стимульный материал для каждого ребенка отдельно. Это всевозможные анкеты, тестовые бланки и т. д. Использование информационных технологий помогает освободить огромное количество времени, затрачиваемое на обработку полученных данных. В процессе такой работы постепенно накапливается своя электронная библиотека, свой банк компьютерных тестов, которые пригодятся в работе со всеми участниками реабилитационного процесса. За небольшой промежуток времени можно не только исследовать способности учащихся, но и провести консультационную работу, обсудить результаты тестирования, предлагая свои рекомендации и советы. Проведение диагностики на компьютере стимулирует у воспитанников интерес к психологическим исследованиям, способствует личностному развитию, формированию их, личностной мотивации, развитию рефлексии).
• Психологическое просвещение и консультирование (Повысить интерес к психолого-педагогическим знаниям, а также поднять уровень психологической культуры всех участников реабилитационного процесса помогает использование презентаций, созданных с помощью программ Microsoft Office PowerPoint. Данный метод позволяет делать любую информацию зрительно наиболее воспринимаемой, так кроме ряда видеослайдов по теме, используются различные диаграммы и графики с результатами диагностирования, подача которых в виде презентаций делает информацию наглядной и запоминающейся. Использование офисной программы Microsoft Publisher помогает делать разного вида буклеты, памятки с необходимой информацией по проблеме. Часто для оказания психологической помощи приходится использовать ресурсы сети Интернет. Возможность использования данных ресурсов позволяет иметь самую новую и современную информацию, без которой невозможно квалифицированно оказать помощь в решении трудных и важных вопросов. С помощью ряда видеослайдов воспитанники смогут не только получить нужную информацию, но и увидеть важный сюжет, посмотреть интересные фотографии, ознакомиться с мнениями, рекомендациями. В медиапрезентациях есть еще один существенный положительный момент: нет необходимости распечатывать и ксерокопировать наглядный материал, все важные моменты отражены на экране. Кроме этого, с помощью презентаций материал может быть красочно оформлен. Применение фильмов в просветительской работе педагога-психолога сделает ее более интересной и продуктивной. Эти фильмы можно использовать на родительских консультациях, семинарах для педагогов. Страничка педагога-психолога на сайте учреждения в сети Интернет служит для размещения информации для педагогов, родителей, детей: психологические особенности детей разных возрастов, различные рекомендации, и др. Персональная страничка педагога-психолога на образовательных сайтах и порталах используется для публикации своих методических разработок, обмена опытом работы с коллегами, участия в конкурсах).
• Коррекционная и развивающая работа (К подобным технологиям относятся компьютерные программы обучающего и развивающего характера. Их использование способствует развитию познавательных процессов у воспитанников; повышению эффективности реабилитационного процесса, а также развитию их интеллектуальных и творческих возможностей. Развивающие компьютерные игры, которые в первую очередь направлены на развитие какого-то конкретного свойства, качества или навыка. Данные игры удобнее всего использовать в процессе индивидуальной коррекционно-развивающей работы, так как в ходе работы ребенка за компьютером психолог все – таки должен наблюдать за процессом, контролировать правильность выполнения, помогать ребенку, если он испытывает какие – либо затруднения. Тем более что эффективность занятий от этого только возрастает. Большинство таких игр существует под общими названиями, например логические игры, познавательные игры, развивающие игры и пр. Кроме того, ряд игр можно применять при коррекции основных эмоциональных и поведенческих нарушений (агрессивности, замкнутости, страхов и др.). Коррекционно-развивающие занятия, которые педагог-психолог проводит с детьми в рамках коррекционно-развивающей работы, но с использованием компьютерной техники. Главная идея таких занятий в том, что основные упражнения предъявляются детям не в устном или письменном виде, а на экране монитора, то есть визуально. Плюс таких занятий не только в яркости и красочности предъявляемых заданий, но и в том, что компьютер дает возможность показать движущиеся объекты, анимацию, аудио- и видеоизображения. Конечно, занятие не сводится только к работе за компьютером, а чередуется с различными видами деятельности).
• Саморазвитие и самообразование (Расширить профессионально-педагогический кругозор, представить свой профессиональный опыт, создать условия для самовыражения творческой индивидуальности, педагогической культуры и реализации личностного потенциала позволяет участие в дистанционных (интернет) конкурсах Открытый класс – http://www.openclass.ru, Школьный психолог - http://psy.1september.ru, ИнфоУрок - http://infourok.ru, Ваш психолог - http://www.vashpsixolog.ru, Фестиваль педагогических идей - http://festival.1september.ru, Журнал «Школьный психолог» - http://psy.1september.ru/, Психология счастливой жизни - http://psycabi.net).
Игровые технологии
Игра – ключевой способ общения ребёнка с окружающим миром. Содержание детской игры, распределение ролей, проигрываемые ситуации и конфликты дают специалисту важную информацию о состоянии психики маленького человека и возможных направлениях терапевтической и коррекционной работы.
Наиболее эффективно методы игровой терапии действуют при обучении детей нормам социального поведения и правилам выстраивания взаимоотношений с окружающими. Игра помогает лучше понять себя и чувства других людей. Например, ребёнку сложно наладить взаимоотношения со сверстниками. Психолог помогает ему обыграть аналогичную ситуацию, используя игрушечных героев, объясняя суть конфликта и подсказывая возможные пути его разрешения.
В организации реабилитационной деятельности в условиях социально-реабилитационного центра мной используются следующие разновидности игровых технологий: игровые тренинги, сюжетно – ролевые игры, театрализованные игры. Но особой «популярностью» у детей пользуются игры с песком.
Песочная и светопесочная игровая терапия (Sandplay -сендплей). Песок — это вечно меняющаяся картина мира. Песочная игра дает возможность выразить то, что трудно объяснить словами. Песок поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Песочная терапия позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых. Игра с песком помогает детям разных возрастов преодолеть возрастные кризисы, сложные отношения с друзьями и родителями. Замечено, что дети после нескольких занятий песочной терапии, становятся менее агрессивными, легче идут на контакт и свободнее проявляют свои чувства. Занятия и игры с песком улучшают мелкую моторику пальцев и помогают детям преодолеть логопедические проблемы.
При помощи техники песочного рисования происходит активизация правого полушария и синхронизация работы обоих полушарий головного мозга, что дает возможность ребёнку проявить свой творческий потенциал, что, в целом, позитивно сказывается на общем состоянии, ребенок отдыхает и успокаивается. Этот эффект связан со свойствами самого материала: песок приятен на ощупь, текуч и послушен.
Наряду с песочницей и световым планшетом в песочной терапии применяется работа с цветным песком. Цветной песок– материал, который позволит ребенку не только раскрыть свой творческий потенциал, но и отдохнуть от трудных занятий и настроиться на «спокойную волну». Наблюдая за тем, как пересыпаются цветные крупинки – ребенок учится сосредоточенно и вдумчиво работать. Рисование цветным песком очень полезно для детей: Вместе с песком в процессе песочной терапии я использую миниатюрные игрушки. Они имеют потенциал в передаче самых глубоких мыслей. Необходимо отметить, что стандартного набора объектов для песочной терапии нет. Коллекция каждого специалиста является уникальной и неповторимой. Чем разнообразнее подбор миниатюрных игрушек, тем более богатым и творческим для клиента может быть процесс сотворения собственного мира.
На световых столах совместно с детьми используются различные техники рисования, которые постепенно осваиваются — щепотью, ребром своей ладони, пальцами и др.
По терапии с песком разработано множество техник и методов, позволяющих всесторонне развивать детей. Чаще всего в своей работе я использую следующие игры:
Прятки. Для того чтобы построить свой мир, ребенку нужно закопать игрушку в песок. После этого требуется отыскать ее и рассказать о том, почему именно эта фигурка оказалась запрятанной. Через игру развивается логическое мышление и выявляются страхи бессознательного характера.
История. Для начала ребенку нужно разместить понравившегося персонажа в центр песка, затем добавлять к нему по одной фигурке. При этом необходимо составить сказку о действующих лицах. Через эмоции и историческую призму многие качества детей становятся видны психологу.
Тематический ориентированный мир. Ребенку предлагается на выбор одна из тем: «Моя школа», «Моя семья», «Я и мои друзья» и др. Изображенные чувства при помощи действующих предметов в центре песочницы являются ключом к расшифровке чувств и переживаний.
Ливень из песка (используется преимущественно в работе с дошкольниками). С помощью рук ребенок должен формировать небольшой поток дождя, затем в ладони должно поместиться еще больше песчинок. С помощью этой техники у детей снижается психологическая напряженность, агрессия, уходят страхи и появляется понимание сопричастности к происходящим действиям.
Узоры на песке. С помощью пальцев, кистей, ладоней ребенок должен создавать фигуры на поверхности. Потом должен об этих изображениях рассказать: что он видит, чувствует. Упражнение повышает социальную активность ребёнка, делает его уверенным в себе.
Стоит отметить, что песочная терапия рекомендуется всем детям без исключения. Но особенно полезной эта техника будет для тех деток, у которых наблюдаются психологические комплексы общения, неумение выразить чувства и проблемы в семье. Психологи совместно с воспитателями готовят индивидуальные программы занятий с песком, позволяющие максимально развиться личностному потенциалу детей.
Арт-терапевтические технологии
В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки воспитанников социально-реабилитационного центра, можно успешно использовать арт-терапию. Она напрямую связана с изобразительной деятельностью и включает в себя множество разнообразных форм и методов. Методы арт – терапии, широко признаны и активно используются педагогами и психологами для коррекции психологического состояния человека. Упражнений и техник арт - терапии существует огромное множество, но все их объединяет возможность посмотреть на свое творчество как в зеркало.
В настоящее время использование разнообразных арт-терапевтических технологий приобретает все большее значение. Это связано, прежде всего, с тем, что данные технологии предоставляют огромные возможности для самовыражения и самореализации ребенка в продуктах творчества. Эти работы помогают определить и выразить аффективное отношение ребенка к миру, облегчают процесс коммуникации и установления его адекватных отношений с окружающими людьми. Для лучшего коррекционного эффекта изобразительные техники должны быть нетрадиционными.
Рисование на воде или акварисование (эбру) - это разновидность арт-терапии. В переводе с персидского «об» (вода) и «ру» (на). В Турции, где сегодня техника эбру переживает расцвет, это искусство считается еще и духовной практикой. Поэтому арт-терапия эбру может стать надежным инструментом в руках у психолога.
Рисование на воде – очень бережный и безопасный метод терапии. Этим он особенно хорош для детей. Арт - терапия помогает справиться со многими проблемами и активно используется в развитии и подготовке ребёнка к современной жизни семье, в детском саду и школе.
Рисуя на поверхности воды красками, которые не растворяются в воде, а остаются на её поверхности, выбирая понравившиеся цвета и нанося их на воду, ребёнок следит за расплывающимися пятнами краски и формирует из них нужный ему узор -это изображение, которое «таит в себе душа». Затем на узор или рисунок накладывается лист бумаги, а через несколько секунд осторожно снимается и высушивается. На словах звучит очень просто, но то, что происходит, многие дети любят называть «волшебством». Для рисования эбру не требуется никаких способностей и умений, даже совершенно не умея рисовать, человек с первого раза создает что-то красивое. Просто нужно довериться своему настроению, эмоциям, руке и не боятся экспериментировать, тогда на свет появится уникальное чудо! Ведь создать две одинаковых картины просто невозможно.
Любое изображение в эбру начинается с первой капли. Круг – основа любого мотива и образа, созданного в технике эбру. На начальном этапе рисования, краска в виде капель наносится одним или несколькими слоями на водный раствор и расплывается в круги. Затем с помощью заостренных палочек или гребня, даём ребёнку возможность вывести различные формы или изображения. Аккуратно работая с цветами на густой поверхности, можно создать оригинальные цветовые переходы и визуальные образы. Наблюдение за расплывающимися разноцветными пятнами и плавными изгибами линий на поверхности воды создаёт седативный эффект, способствуя снижению уровня тревожности, агрессии, снятию эмоционального напряжения. Вместе с тем возможность создавать чёткие формы, а также картины по предварительному замыслу требует развития навыков самоконтроля, саморегуляции, а также достаточного уровня развития абстрактного мышления, моторики, пространственного восприятия, умения ориентироваться на изобразительной поверхности. Регулярное выполнение подобных заданий способствует формированию и развитию указанных процессов, функций и навыков у детей, повышает их самооценку.
Эбру–терапия позволяет работать со страхами, тревожностью, замкнутостью и агрессивностью. Помогает снять напряжение (хроническое напряжение формирует мышечные зажимы в теле, результатом которой становятся соматические заболевания, происходит гармонизация эмоциональной сферы ребенка, повышается способность к социальной адаптации.
Таким образом, благодаря взаимосвязи всех перечисленных технологий и их интеграции, реабилитационный процесс становится результативным, эффективным, современным.