Александра Макарова
Совместная работа логопеда и педагогических работников по развитию речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создание единого комплексного подхода к обучению и воспитанию детей, способствующему достижению целевых ориентиров дошкольников, обеспечивающих их дальнейшую успешную социализацию и адаптацию к школьному обучению.
Задачи:
• Разработка алгоритма взаимодействия специалистов ОУ;
• Разработка совместного тематического плана на основе единых лексических тем;
• Организация предметно – пространственной среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка;
Публикация «Совместная работа логопеда и педагогических работников по развитию речи дошкольников» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
• Внедрение в образовательный процесс современных коррекционных и образовательных технологий;
• Повышение уровня профессиональной компетентности специалистов;
Ход занятия:
I. Орг. момент:
Приветствие участников методического объединения, ознакомление с темой доклада учителя-логопеда.
II. Основная часть:
Выступление учителя-логопеда с докладом на тему : «Совместная работа логопеда и педагогических работников по развитию речи дошкольников».
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает новые направления в организации речевого развития детей 3 – 7 лет. К семи годам речевое развитие ребёнка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью. ФГОС ДО определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка, которые должны быть у них сформированы на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь, может выражать свои мысли и желания.
Также речь включается в качестве важного компонента в следующие целевые ориентиры:
• Проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать.
• Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.
• Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен к принятию собственных решений.
• Способен к волевым усилиям, может следовать социальным правилам поведения
У ребёнка должны быть сформированы те личностные качества, которые помогут ему в успешной социализации и адаптации к школьному обучению.
Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в ОУ, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов. Совместная коррекционная работа в логопедической группе предусматривает решение следующих задач:
– логопед формирует первичные речевые навыки у детей-логопатов;
– воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.
Взаимодействие в работе учителя– логопеда и воспитателей в логопедической группе.
Не секрет, что залогом успеха коррекционной работы является совместная работа учителя-логопеда и воспитателей. Одной из таких форм взаимодействия являются занятия воспитателя по заданию логопеда (они проводятся ежедневно во вторую половину дня). Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, создавая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых навыков. Например, если запланирована тема «Дикие животные», то воспитатель проводит познавательное занятие, лепку или рисование по этой теме, дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, беседы, наблюдения, знакомит детей с произведениями художественной литературы по данной тематике. А учитель-логопед на этом же материале отрабатывает правильное звукопроизношение, развивает грамматическую сторону речи, работает над развитием связной речи.
Занятия содержат:
1. Игры и упражнения на развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики (пальчиковая гимнастика, игры на развитие координации движения с речью).
2. Задания для повторения и закрепления материала по изучаемой лексической теме, отработанного с детьми логопедом, например, по совершенствованию навыков грамматического строя речи :
- образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (упражнение «Назови ласково»,
- образование формы множественного числа существительных (упражнение «Один – много»)
- согласование числительных с существительным (игра «Посчитай») и т. д.
3. Материал, сложный для усвоения детьми:
- подбор антонимов (упражнение «Скажи наоборот»,
- подбор однокоренных слов (игра «Собери семейку»,
- подбор глаголов (упражнение «Что делает?»,
- образование прилагательных (упражнение «Какой? Какая? Какие?»);
- составление описательных рассказов по схеме и т. п.
4. Индивидуальная работа с детьми по автоматизации и дифференциации звуков, а также задания по всем разделам программы, с теми детьми, которым наиболее трудно дается усвоение нового материала. При необходимости, предварительная работа с ними.
Бывает, что в силу каких-либо обстоятельств, не получается выполнить весь объем занятия, в таких случаях, можно некоторые задания перенести на следующий день. Например, пальчиковую и подвижную игру провести на занятии в виде физминутки или на прогулке, как подвижную игру. В утренние часы организовать индивидуальную работу с теми детьми, которые по какой-то причине отсутствовали на вечернем занятии.
Специальными исследованиями установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких дифференцированных движений рук. Поэтому речевое развитие рекомендуется стимулировать тренировкой движений пальцев рук, особенно у детей с речевой патологией. Для этого можно использовать: пальчиковую гимнастику, упражнения на координацию речи и движения, устные упражнения по развитию лексико-грамматического строя речи, которые способствуют формированию навыков связной речи, а также нетрадиционные формы художественно– графической техники: рисование пальчиками, печать по трафаретам, складывание оригами и т. д.
Для удобства работы нами были разработаны :
1. Перспективный план взаимодействия со специалистами
2. Тетради взаимосвязи с воспитателями логопедических групп для организации коррекционной работы во второй половине дня.
Логопед и другие специалисты ДОУ предъявляют единые требования к ребенку с речевыми отклонениями. При этом:
- учитывается структура нарушения;
- осуществляется индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
- закрепляются знания, умения и навыки, приобретенные на всех занятиях;
Взаимодействие между специалистами осуществляется и в таких формах работы, как консультации, семинары-практикумы, совместные беседы по подведению итогов коррекционно-воспитательной работы и определению перспектив дальнейшей деятельности.
Решить речевые проблемы детей можно только при грамотной работе всех сотрудников детского сада.
III. Заключительная часть:
Обсуждение прослушанного доклада и ответы на возникающие вопросы. Воспитателям раздаются папки-передвижки с методическими рекомендациями к проведению занятий по развитию речи.