Светлана Сидорова
Совместная работа детского сада и семьи по развитию словаря у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве- одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в этом плане отражаются на поведении ребенка, а также на его деятельности в различных его формах.
Самостоятельно ребенок не может постичь мир вещей. Главное в предмете- как он употребляется человеком. А это можно открыть, только подражая действиям взрослого,только получая от него сведения о вещах и явлениях,только используя эти предметы. Сделать это можно с помощью языка. Так развитие речи порождается необходимостью общаться со взрослым.
Публикация «Совместная работа детского сада и семьи по развитию словаря у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Взаимодействие детского сада и семьи- необходимое условие полноценного речевого развития дошкольника,так как наилучшие результаты отмечаются там,где педагоги и родители действуют согласованно.
Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи ребенка педагогам и родителям необходимо учесть следующие моменты:
• Следует реально оценить состояние здоровья ребенка. В последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает именно речь.
• Если родителей что- то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо бояться обращаться за консультацией к специалистам.
Работа по формированию речи у детей младшего возраста начинается с обследования состояния речи,в процессе которого выявляется уровень речевого развития каждого ребенка и группы в целом. Оно ведется по четырем разделам :
• Звукопроизношение
• Словарь
• Грамматический строй речи
• Связанная речь
Результаты обследования детей сообщаются родителям в индивидуальной беседе.
Родителям объясняется, что их участие в речевом развитии не должно быть разовым,что каждая речевая игра, упражнение,беседа с ребенком- неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи.
Словарный запас ребенка 2-2.5 лет составляет в среднем 250-280 слов.
К 3 годам он увеличивается в 3-3.5 раза.
Потребность спросить, объяснить,прокомментировать, в свою очередь, активизирует словарь и усложняет грамматическую форму высказываний.
В процессе развития речи у детей третьего года жизни появляется интерес к звучащему слову, что также существенно влияет и на понимание обращенной к ребенку речи, и на развитие его собственной.
В сознании малышей знакомые слова «оживают» в ассоциациях, основанных на прежнем личном опыте
Благодаря этому они понимают и рассказ, не сопровождающийся показом предмета, и иллюстрации того,что видели, пережили, с удовольствием вспоминают о недавних событиях. Значит, в повседневном общении с ребенком нужно побуждать его к воспоминаниям, например о прошедшем празднике, о прогулке.
Расширяя в доступных пониманию малыша пределах значения слов, следует одновременно формировать умение высказывать элементарные суждения. Здесь существенную роль играют вопросы взрослых. Если ребенку 3-го года жизни известно действие, знакома ситуация, он легко отвечает на вопрос о том, что делает персонаж.
Узнавание действий на картинке- одно из проявлений способности обобщения. Рассматривая,например картинку, дети отвечают:» Этот мальчик вытирает лицо», но затрудняются ответить, что он делал раньше, хотя видят, что из крана течет вода, а мальчик стоит у раковины. Вместе с тем решение такого рода умственных задач доставляет детям радость и является непременным условием формирования наглядно-образного мышления.
Этот возрастной период наиболее благоприятен для воспитания звуковой культуры речи: дети способны легко усваивать многие звуки и закреплять их в собственном произношении, учиться пользоваться своим голосовым аппаратом. Совершенствуется работа мышц языка, губ, нижней челюсти.
Чтобы научить детей хорошо произносить звуки, отчетливо и ясно выговаривать слова, правильно пользоваться голосовым аппаратом (менять громкость и скорость речи, применять интонационные средства выразительности, надо прежде всего научить их слышать и слушать речь окружающих, то есть развивать слуховое восприятие.
Обязательно нужно обращать внимание малышей на то, что одни и те же звуки можно произносить громко и тихо,быстро и медленно. Также важно уточнять и закреплять правильность произношения звука.
Работа эта начинается с гласных звуков(«А» ,«У», «О», «И») и простых в артикуляционном отношении согласных(«М», «П», «Ф»,«В»). Знакомя ребенка со звуком или звукосочетанием, необходимо связывать их с определенным образом (звук «У»- гудит паровоз, «И-И»- ржет лошадь, «Га-га-га»- кричит гусь и т. д.)
На последующих этапах звуки закрепляются в словах, при этом необходимо обращать внимание не только на то, чтобы звуки произносились правильно, но и четкость, внятность произнесения слов в целом.
Дальнейшее закрепление пройденных звуков осуществляется во фразовой речи. Целесообразно использовать шутки –чистоговорки,в которых нужный звук неоднократно повторяется. ( Например: Са-са-са у Оли коса)
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков,слитное и плавное произнесение слов и фраз.
Чтобы выработать у ребенка относительно плавный и продолжительный выдох, следует предлагать ему задание подуть на какой –нибудь легкий предмет (султанчик,даются задания на протяжное и длительное произнесение звуков(«Ууууу»)
Умение правильно пользоваться интонационными средствами выразительности речи отрабатываются при заучивании потешек, при пересказе сказок, а также при произнесении различных звукосочетаний громко и тихо, быстро и медленно.
Формирование речи детей тесно связано с мелкой моторикой. Тренировка движений пальцев и кистей рук способствует улучшению артикуляционных движений, подготовке руки к письму и повышает работоспособность коры головного мозга.
Выполняя различные пальчиковые упражнения, малыши овладевают двигательными умениями и навыками,у них развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.
В систематической работе по развитию мелкой моторики у детей включаются и родители. Для этого организуются игровые тренинги,где родители обучаются различным пальчиковым играм и упражнениям для дальнейшего использования со своими детьми дома.
Также родителям рекомендуется «играть с детьми на кухне». Для этого могут использоваться простые пальчиковые упражнения (перебрать крупу,сложить из спичек домик и т. п., игры на обогащение словаря («Какие слова вытащим из супа,компота?», «Вкусные слова (кислые,сладкие)»,«Чудесный мешочек»(угадывание фруктов и овощей на ощупь с называнием качеств). С целью развития грамматического строя речи предлагаем, например, игру «Сварим варенье»(из яблок –яблочное) «Приготовим сок»(яблочный).
Можно играть на прогулке, на даче и в городе, а также по дороге в детский сад (из детского сада)
• «Я заметил»(«Вот почтовый ящик –он синий, а там сидит кошка- она пушистая» ит. д.) Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.
• «Волшебные очки»(«Представь,что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым,синим). Посмотри вокруг в волшебные очки,какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом и т. д.»
• «Что на что похоже и почему? («Лист на что похож? Чем? На что похожи пень,цветок,ветка?»)
Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение,
активизировать высшие психические функции: память,внимание, мышление, а также развить мелкую моторику.