Папки-передвижки

Совместная работа детского сада и семьи по развитию словаря у детей младшего дошкольного возраста

Светлана Сидорова
Совместная работа детского сада и семьи по развитию словаря у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве- одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в этом плане отражаются на поведении ребенка, а также на его деятельности в различных его формах.

Самостоятельно ребенок не может постичь мир вещей. Главное в предмете- как он употребляется человеком. А это можно открыть, только подражая действиям взрослого,только получая от него сведения о вещах и явлениях,только используя эти предметы. Сделать это можно с помощью языка. Так развитие речи порождается необходимостью общаться со взрослым.

Публикация «Совместная работа детского сада и семьи по развитию словаря у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Взаимодействие детского сада и семьи- необходимое условие полноценного речевого развития дошкольника,так как наилучшие результаты отмечаются там,где педагоги и родители действуют согласованно.

Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи ребенка педагогам и родителям необходимо учесть следующие моменты:

• Следует реально оценить состояние здоровья ребенка. В последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает именно речь.

• Если родителей что- то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо бояться обращаться за консультацией к специалистам.

Работа по формированию речи у детей младшего возраста начинается с обследования состояния речи,в процессе которого выявляется уровень речевого развития каждого ребенка и группы в целом. Оно ведется по четырем разделам :

• Звукопроизношение

Словарь

• Грамматический строй речи

• Связанная речь

Результаты обследования детей сообщаются родителям в индивидуальной беседе.

Родителям объясняется, что их участие в речевом развитии не должно быть разовым,что каждая речевая игра, упражнение,беседа с ребенком- неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи.

Словарный запас ребенка 2-2.5 лет составляет в среднем 250-280 слов.

К 3 годам он увеличивается в 3-3.5 раза.

Потребность спросить, объяснить,прокомментировать, в свою очередь, активизирует словарь и усложняет грамматическую форму высказываний.

В процессе развития речи у детей третьего года жизни появляется интерес к звучащему слову, что также существенно влияет и на понимание обращенной к ребенку речи, и на развитие его собственной.

В сознании малышей знакомые слова «оживают» в ассоциациях, основанных на прежнем личном опыте

Благодаря этому они понимают и рассказ, не сопровождающийся показом предмета, и иллюстрации того,что видели, пережили, с удовольствием вспоминают о недавних событиях. Значит, в повседневном общении с ребенком нужно побуждать его к воспоминаниям, например о прошедшем празднике, о прогулке.

Расширяя в доступных пониманию малыша пределах значения слов, следует одновременно формировать умение высказывать элементарные суждения. Здесь существенную роль играют вопросы взрослых. Если ребенку 3-го года жизни известно действие, знакома ситуация, он легко отвечает на вопрос о том, что делает персонаж.

Узнавание действий на картинке- одно из проявлений способности обобщения. Рассматривая,например картинку, дети отвечают:» Этот мальчик вытирает лицо», но затрудняются ответить, что он делал раньше, хотя видят, что из крана течет вода, а мальчик стоит у раковины. Вместе с тем решение такого рода умственных задач доставляет детям радость и является непременным условием формирования наглядно-образного мышления.

Этот возрастной период наиболее благоприятен для воспитания звуковой культуры речи: дети способны легко усваивать многие звуки и закреплять их в собственном произношении, учиться пользоваться своим голосовым аппаратом. Совершенствуется работа мышц языка, губ, нижней челюсти.

Чтобы научить детей хорошо произносить звуки, отчетливо и ясно выговаривать слова, правильно пользоваться голосовым аппаратом (менять громкость и скорость речи, применять интонационные средства выразительности, надо прежде всего научить их слышать и слушать речь окружающих, то есть развивать слуховое восприятие.

Обязательно нужно обращать внимание малышей на то, что одни и те же звуки можно произносить громко и тихо,быстро и медленно. Также важно уточнять и закреплять правильность произношения звука.

Работа эта начинается с гласных звуков(«А» ,«У», «О», «И») и простых в артикуляционном отношении согласных(«М», «П», «Ф»,«В»). Знакомя ребенка со звуком или звукосочетанием, необходимо связывать их с определенным образом (звук «У»- гудит паровоз, «И-И»- ржет лошадь, «Га-га-га»- кричит гусь и т. д.)

На последующих этапах звуки закрепляются в словах, при этом необходимо обращать внимание не только на то, чтобы звуки произносились правильно, но и четкость, внятность произнесения слов в целом.

Дальнейшее закрепление пройденных звуков осуществляется во фразовой речи. Целесообразно использовать шутки –чистоговорки,в которых нужный звук неоднократно повторяется. ( Например: Са-са-са у Оли коса)

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков,слитное и плавное произнесение слов и фраз.

Чтобы выработать у ребенка относительно плавный и продолжительный выдох, следует предлагать ему задание подуть на какой –нибудь легкий предмет (султанчик,даются задания на протяжное и длительное произнесение звуков(«Ууууу»)

Умение правильно пользоваться интонационными средствами выразительности речи отрабатываются при заучивании потешек, при пересказе сказок, а также при произнесении различных звукосочетаний громко и тихо, быстро и медленно.

Формирование речи детей тесно связано с мелкой моторикой. Тренировка движений пальцев и кистей рук способствует улучшению артикуляционных движений, подготовке руки к письму и повышает работоспособность коры головного мозга.

Выполняя различные пальчиковые упражнения, малыши овладевают двигательными умениями и навыками,у них развивается координация движений, совершенствуется деятельность артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

В систематической работе по развитию мелкой моторики у детей включаются и родители. Для этого организуются игровые тренинги,где родители обучаются различным пальчиковым играм и упражнениям для дальнейшего использования со своими детьми дома.

Также родителям рекомендуется «играть с детьми на кухне». Для этого могут использоваться простые пальчиковые упражнения (перебрать крупу,сложить из спичек домик и т. п., игры на обогащение словаря («Какие слова вытащим из супа,компота?», «Вкусные слова (кислые,сладкие)»,«Чудесный мешочек»(угадывание фруктов и овощей на ощупь с называнием качеств). С целью развития грамматического строя речи предлагаем, например, игру «Сварим варенье»(из яблок –яблочное) «Приготовим сок»(яблочный).

Можно играть на прогулке, на даче и в городе, а также по дороге в детский сад (из детского сада)

«Я заметил»(«Вот почтовый ящик –он синий, а там сидит кошка- она пушистая» ит. д.) Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

«Волшебные очки»(«Представь,что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым,синим). Посмотри вокруг в волшебные очки,какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом и т. д.»

• «Что на что похоже и почему? («Лист на что похож? Чем? На что похожи пень,цветок,ветка?»)

Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение,

активизировать высшие психические функции: память,внимание, мышление, а также развить мелкую моторику.

Публикации по теме:

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно.

Адаптация детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям детского сада Участники процесса адаптации: Образовательное учреждение (воспитатели, педагог – психолог, музыкальный руководитель, заведующий, заместитель.

Развитие словаря детей раннего возраста в совместной деятельности детского сада и семьи Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников. Своевременное и полноценное формирование.

Социальное партнёрство детского сада и семьи по развитию речи детей раннего дошкольного возраста Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем.

Из опыта работы воспитателя детского сада «Игра для детей младшего дошкольного возраста» Игра – метод организации совместной деятельности детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы). Описание работы: материал отражает.

Картотека дидактических игр по развитию словаря для младшего дошкольного возраста «Домашние животные» Картотека дидактических игр по развитию словаря для младшего дошкольного возраста по теме «Домашние животные» 1. Д/и «Кто как голос подает?».

Педагогический проект по развитию социализации детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада Основное содержание проекта При работе над проектом надо создать эффективные условия социализации ребенка в условиях дошкольного учреждения.

Совместная работа семьи и детского сада в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви.

Совместные формы работы детского сада и семьи по формированию нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возрастаСовместные формы работы детского сада и семьи по формированию нравственно-патриотических качеств у детей дошкольного возраста «Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека.

Воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия семьи и детского сада По мнению Ю. С. Ершовой важным условием самостоятельности является целенаправленная работа в семье по развитию этого качества. Ряд исследователей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Совместная работа детского сада и семьи по развитию словаря у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 11 ноября 2018 в 19:01
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Совместная работа детского сада и семьи по развитию словаря у детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Сидорова (УИ 140890) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД