Головлева Лариса Васильевна
Совершенствование коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Суть лечебно-педагогической деятельности Центра заключается в том, что любой ребёнок, глубоко УО или с нервно-психическими расстройствами, с комплексными нарушениями не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи – он должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду. То есть - это система лечебно-педагогических мероприятий по предупреждению, лечению и коррекции различных отклонений в развитии. Поэтому первостепенной коррекционно-развивающей задачей становится социализация таких детей : необходимо научить их жить в детском коллективе, общаться, играть и развиваться вместе со своими сверстниками и, конечно же, ориентировать каждого ребёнка на нормально развивающихся детей.
Темочки:
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Не для кого не секрет, что дети развиваются в процессе общения со взрослыми и сверстниками. В основе этого общения лежит эмоциональный контакт, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое становится необходимым условием развития малыша. В дошкольном возрасте общение со взрослыми помогает ребёнку обрести чувство доверия и безопасности, стимулирует психофизическое развитие. Учитывая, что у детей с ограниченными возможностями здоровья биологический возраст очень часто не совпадает с психическим, речевым и социальным, отбирая игры, воспитатели в первую очередь ориентируются на потенциальные возможности ребёнка.
Трудности в формировании коммуникативных навыков дошкольников с ЗПР связаны:
-с несформированностью возрастных форм общения этих детей;
-с неразвитостью структурных компонентов общения;
-с замедлением темпов и качественным своеобразием эмоционально-личностного развития.
Именно такие дети заставляют нас постоянно заниматься самообразованием, творить, искать новые обходные пути в преодолении проблем развития.
Практический опыт свидетельствует о том, что самостоятельно коммуникативная деятельность у детей данной категории, без целенаправленного коррекционно-педагогического обучения развивается со значительным отставанием или имеет примитивный уровень. Как правило дошкольники с ограниченными возможностями здоровья не используют в своей речи оценочных суждений, не стремятся согласовать со взрослым отношение к обсуждаемому, их речевые высказывания носят ситуативный характер. По функции это чаще всего обращение за помощью, вопросы, связанные с деятельностью ребёнка; по содержанию высказывания просты, не связанные между собой, неустойчивые мотивы общения со взрослыми, несформированность речевого общения и в особенностях поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм). Недостаточный уровень речевого развития препятствует полноценному взаимодействию детей с окружающими людьми. Преодолеть эти трудности в какой-то степени можно, включая коррекционные мероприятия по формированию у детей социально-коммуникативных навыков.
Что касается особенностей взаимодействия детей с воспитателями, логопедом, учителем-дефектологом – педагоги часто относятся к ребёнку как к объекту педагогического воздействия, но не как к субъекту взаимодействия. Мы должны отходить от «учебно-дисциплинарной модели общения». Основной целью такого взаимодействия является сообщение воспитанникам знаний, формирование у них определённых умений и навыков, в то время как личностному развитию, внутреннему миру ребёнка внимание уделяется мало. Такой характер общения педагогов с детьми создаёт неблагоприятные условия для формирования общения и в некоторых случаях усугубляет недостаточность развития коммуникативных навыков у детей.
Базовой потребностью детей, в том числе и детей-сирот с проблемами в развитии, является формирование коммуникативных навыков сотрудничества ребёнка со взрослыми и сверстниками. Этот раздел работы мы считаем одним из самых важных и уделяем ему большое значение, так как развитие ребёнка дошкольного возраста происходит в активном взаимодействии со взрослыми. Именно поэтому так важно сформировать у детей навыки эмоционального и внеситуативного общения со взрослыми и сверстниками.
Основными задачами являются;
-установление эмоционального контакта с ребёнком, формирование умения слушать взрослого, реагировать на обращённую речь;
-создание тёплой эмоциональной атмосферы, положительного эмоционального отношения к занятиям;
-вызывание у детей совместных эмоциональных переживаний (радости, удивления, грусти) в подвижных играх, играх-забавах, хороводах;
-обучение совместной со взрослым деятельности во время занятий;
-обучение взаимодействию со сверстниками в играх.
Коррекционно-развивающая работа по формированию коммуникативных навыков проводится с опорой на программу «Азбука общения» под редакцией Л. М. Шипициной направленной на развитие навыков общения со взрослыми и сверстниками. Факультетом дошкольной педагогики и психологии данная программа была переработана и адаптирована для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возраста. Содержание программы составляют четыре раздела:
«Как мы общаемся» (знакомство с различными способами общения, понимание эмоций собеседника по его жестам и мимики) при этом используются этюды «Запомни и повтори движения», «Запомни и покажи моё настроение», «Поссорились и помирились», «Весёлые превращения». Цель этих упражнений состоит в ознакомлении детей с невербальными средствами общения, в умении узнавать и понимать своего собеседника по выражению лица, жестам, эмоциям, умению самостоятельно отображать различные эмоции.
Раздел «Будем вежливы» (использование в речи вежливых слов, соблюдение правил поведения во время разговора) состоит из занятий: «Волшебные слова», «Умеем ли мы быть вежливыми», «Поговорим друг с другом», «Путешествие в страну вежливых слов». При проведении этой серии занятий дети знакомятся с различными формами вежливого обращения друг с другом, с правилами поведения принятыми в обществе. Дидактические игры и упражнения «Добрые волшебники», «Доскажи словечко», «Волшебные слова», «Словарь вежливых слов» учат детей видеть в своих товарищах положительные черты, говорить хорошее, приятное. Формируют у детей знания о вежливых словах, об их употреблении при общении со взрослыми и сверстниками, формируют потребность в доброжелательном общении с окружающими.
Раздел «Давайте дружить» направлен на (развитие умений понимать друг друга, взаимодействовать со сверстниками) состоит из цикла занятий: «Поговорим о скромности и правдивости», «Что такое дружба», «Мой лучших друг», «День рождения», «Там, где дружат, - живут не тужат». Данные занятия формируют умение понимать и оценивать поступки других, анализировать конкретные ситуации. Важно подвести детей к пониманию того, что о человеке судят по его поступкам, а не по тому, что он думает о себе сам.
Раздел «Наши добрые дела и поступки» включает (преодоление нежелательных черт поведения и привычек, формирование адекватных навыков поведения) состоит из занятий «Что такое хорошо и что такое плохо», «За что меня можно хвалить и ругать», «Как бы ты поступил», «Мастерская добрых услуг». В процессе работы дети закрепляют знания о хороших и плохих поступках, учатся оценивать не только свои поступки, но и поведение своих товарищей, учатся правильно строить своё поведение в различных ситуациях. При работе с детьми педагоги используют следующие методы и приё мы:
- беседы;
-игры драматизации «Два жадных медвежонка», «Узнай себя»;
-совместное обсуждение художественных произведений: В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», К. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», «Девочка рёвушка»;
-решение проблемных ситуаций: «Как бы ты поступил?», «Хорошо или плохо»;
-подвижные игры: «Смелые мышки», «Зайка», «Скучно, скучно нам стоять».
С целью поддержания интереса и активизации деятельности детей педагоги используют разнообразные формы проведения занятий (наблюдения в природе, игры-путешествия, игры-драматизации, дидактические игры). Моделируя на занятиях, в повседневных ситуациях различные формы общения. Взрослый ставит ребёнка перед необходимостью решать определённые задачи общения, поддерживая инициативу ребёнка. Организуя совместные игры, продуктивные виды деятельности, педагоги стремятся вызвать у детей потребность в сотрудничестве, учат обращаться за помощью, оценивая их действия.
В беседах на познавательные темы при организации наблюдений, воспитатели дают образцы познавательных контактов (задают вопросы, делятся впечатлениями, создают условия для оценки собственных действий, учат сравнивать себя с другими, высказывают своё отношение к обсуждаемой проблеме. Педагоги, формируя коммуникативные навыки воспитанников, стремятся к обогащению содержания познавательных и личностных контактов, повышают уровень речевой инициативы дошкольников. Данное направление стимулирует коррекционно-педагогическую работу по коммуникативному развитию дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
Так постепенно дети не только знакомятся с различными средствами общения, но и сами упражняются в общении со сверстниками, оценивают своё поведение и поведение товарищей, не только односложно (хорошо – плохо, но обосновывая свой ответ.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерна ситуативно-деловая форма общения. Ребёнок обращается к взрослому по поводу той деятельности, которой он занимается, и тех затруднений, которые возникают у него в данный момент. Ребёнок задаёт взрослому вопросы о предметах и явлениях окружающего мира, явлениях природы, машинах и т. п. Для него важно, чтобы взрослый помогал ему находить ответы на волнующие вопросы. Постепенно внимание ребёнка начинают привлекать события, происходящие во взаимоотношениях людей. В ситуации игрового взаимодействия взрослый выступает в качестве партнёра по совместной деятельности. Так выкладывая вместе с ребёнком узор из мозаики, составляя разрезные картинки, он создаёт условия для возникновения у ребёнка потребности в сотрудничестве.
В ситуации личностного общения взрослый выступает для ребёнка как целостная личность, стремящаяся к взаимодействию, сопереживанию. Беседуя с ребёнком о близких, друзьях взрослый создаёт условия для активизации личностных контактов. Во всех ситуациях взрослый выражает готовность общаться, учитывая какие ситуации ребёнок чаще всего выбирает, какова длительность общения в них, в каких ситуациях он чувствует себя наиболее комфортно, где более инициативен. Опыт работы показывает, что детей с ограниченными возможностями здоровья отличает низкий уровень познавательной активности, однообразное содержание познавательных контактов. В ситуации познавательного общения они задают взрослому мало вопросов. Их вопросы чаще всего определяются той деятельностью, которую педагог предлагает в общении. Дети затрудняются поддерживать беседу на познавательные темы без наглядного материала. Эти факты свидетельствуют о коммуникативном недоразвитии детей, которое затрудняет их общение с окружающими, создаёт неблагоприятные условия для развития ребёнка.
Мы должны стремиться, чтобы возросла доля внеситуативных высказываний детей, то есть, чтобы чаще стали рассказывать о себе и своих близких, увеличение вопросов познавательного характера и оценочных высказываний, чтобы свои мысли дети выражали точнее и правильнее. Важное внимание уделять расширению словарного запаса. В игровой деятельности стремиться, чтобы дети вступали в речевые диалоги, обращались к педагогу за советом.