Ирина Соснова
Сотрудничество с семьями воспитанников и создание условий для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление в «Клубе профессионального общения» 04.06.2019.
Соснова И. А. воспитатель МДОУ № 20 «Колосок» корпус 9
Актуальность: В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. В детском саду все больше детей со сложными нарушениями в речи, которые влияют на общее развитие ребенка, его поведение и мышление. Чаще всего у таких детей значительно отстает от нормы и развитие мелкой моторики. Поэтому для себя определила тему по самообразованию на 2018 – 2019 учебный год «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста».
Публикация «Сотрудничество с семьями воспитанников и создание условий для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Целью работы стало: развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- Тренировать тонкие движения пальцев и кистей рук детей;
- Формировать координацию движений;
- Развивать память, мыслительную деятельность;
- Стимулировать зрительное и слуховое восприятия;
- Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
Работа с родителями по развитию мелкой моторики рук у дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить поставленные задачи и добиться ощутимых положительных результатов.
Так на встрече с родителями я отметила актуальность данного вопроса, поставив цель, определила задачи, объяснила необходимость развития у детей мелкой моторики и координации движений рук. Таким образом, многие родители поддержали нас, прониклись идеей пополнить развивающую среду интересными пособиями. На следующих встречах знакомили родителей с практическими навыками владения способами развития мелкой моторики рук у детей.
Проявив заинтересованность по данной теме, родители оказали помощь при изготовлении дидактических игр и пособий, способствующих развитию мелкой моторики рук, самым интересным пособием для детей стал бизиборд.
Бизиборд – это специальная развивающая доска для детей, на которой располагаются различные приспособления, с которыми можно проводить различные манипуляции: открывать-закрывать, поворачивать, завинчивать, нажимать и т. д. Бизиборды могут быть самыми различными по комплектации.
В чем заключаются преимущества бизиборда:
Он позволяет тренировать моторику, поскольку сосредоточенные манипуляции развивают столь важные в жизни навыки сенсорной и моторной координации.
Благодаря использованию бизиборда движения пальцев рук ребенка становятся уверенными, четкими и точными. А это – подготовительный этап к письму и рисованию на бумаге.
Начиная работать с детьми раннего возраста, я столкнулась с почти полным отсутствием пособий для развития мелкой моторики в предметно-развивающей среде группы. Поэтому решила самостоятельно создать ряд разнообразных пособий, т. к. дети не могут долго заниматься чем-то одним, пособия недолжны, повторяться, быть доступными, яркими, удобными и безопасными.
Хочу представить вашему вниманию методические пособия для развития мелкой моторики рук и тактильных ощущений, изготовленные своими руками:
«Домики для бабочек»,
«Шнуровка»,
«Игры с шариками»,
«Игры с прищепками»,
Игры на развитие мелкой моторики : «Фетровые пирамидки», игры с крышками, игры с фасолью.
Все игры первоначально использовались только в присутствии взрослого и с его помощью. Постепенно малыши освоили игры, и многие из них научились пользоваться ими самостоятельно. Исключение составляют игры с фасолью и маленькими шариками.
Итоговым продуктом для своей темы по самообразованию я хотела сделать пособие для развития мелкой моторики. В интернете я неоднократно встречала различные развивающие пособия, книги из фетра для малышей, мне захотелось попробовать сделать что-нибудь своими руками.
Просмотрев много разных источников, я определилась, пособие должно быть интересным для детей, многофункциональным и интерактивным, так результатом стала книга «Ловкие пальчики».
Какими же характеристиками обладает данное пособие:
Во-первых, все листы в ней должны быть съемные, нельзя дать книгу только одному ребенку – другим тоже захочется. Предполагалось, что дети смогут заниматься с ней дома. Можно давать домой по одному листу, затем меняться. Также это позволит добавлять постепенно новые страницы, в
которых задания уже будут сложнее. Это даст возможность пользоваться этой книгой в течение нескольких лет.
Во-вторых, в книге должны быть задания доступные для малышей и соответствующие их возрастным особенностям. Мною исключался счет, цифры, буквы, знание всех цветов радуги и т. п.
В-третьих, книга должна решать несколько задач: развивать мелкую моторику, тактильные ощущения, сенсорные способности, знакомить с окружающим миром.
В-четвертых, книга должна быть эстетически оформленной и безопасной. Мне кажется, что с ранних лет ребенок должен видеть и пользоваться красивыми вещами, учиться видеть их красоту, ценить ее. Безопасность заключается в том, чтобы он не смог ничего оторвать и проглотить.
Я считаю, что поставленными задачами, я справилась. Дети любят заниматься с книжкой, сами выбирают себе странички. В следующем году работа над книгой будет продолжена.
Благодаря вовлечению родителей в педагогическую деятельность, их заинтересованному участию в педагогическом процессе позволило обогатить развивающую среду в группе, создать много новых интересных пособий, лучше узнать друг друга и стать за один учебный год дружным, сплоченным коллективом. Тесное общение воспитателей и родителей стало важным моментом не только для развития их собственных детей, но и для меня, как для педагога.