Климова Светлана Александровна
Сопровождение детей с РАС в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном образовательном учреждении сегодня оказываются не только дети с нарушениями опорно-двигательной системы, снижением слуха и зрения, но и те категории детей, которые до этого практически не имели возможности обучаться и быть адаптированными к условиям обычной детского сада – дети с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Расстройства аутистического спектра (далее РАС) – это особая форма нарушения психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и интеллектуальными расстройствами, что в большинстве случаев приводит к значительной социальной дезадаптации. Дети с РАС это целый спектр нарушений развития, характеризующийся различными проявлениями своеобразия эмоциональной, волевой и когнитивной сфер и поведения в целом. Это некая «линейка» состояний. Самые легкие из них (при синдроме Аспергера и «мягких» вариантах раннего детского аутизма) характеризуются явными трудностями коммуникации, невозможностью считывания эмоционального и социального контекста ситуации, социальной наивностью, нелепым поведением и другими проявлениями. Наиболее тяжелые проявляются в отрешенности, невозможности трудностей понимания чувств других людей, особенности реагирования на комфорт и дискомфорт монотонно-однообразным характером поведения, наличием большого количества стереотипий, аффективными вспышками и другими поведенческими нарушениями.
Темочки:
Проблема коррекционной помощи детям с РАС в последнее время в России встает все острее. Это происходит в связи с увеличением количества таких детей в массовых и специальных учреждениях образования, расширением опыта дифференциальной диагностики и опыта коррекционной работы. В связи с этим возникает необходимость создания условий для их адекватного физического, умственного, духовного и социального развития, реабилитации и интеграции в общество.
Дошкольное образовательное учреждение (далее ДОУ) посещают как обычно развивающиеся сверстники, так и дети с ограниченными возможностями здоровья, среди которых есть воспитанники с РАС. У детей данной категории наблюдаются расстройства процессов коммуникации, трудности при формировании эмоциональных контактов с окружающими и, как результат – нарушение социальной адаптации.
Эффективность работы с детьми с РАС зависит от создания особых условий, в которых реально можно сочетать психологическую, педагогическую, медицинскую и другие виды помощи, когда имеется возможность прослеживать динамику развития каждого воспитанника.
Работа с данной категорией детей ведется по следующим направлениям:
осуществление комплексной коррекционной работы с детьми, направленной на реконструкцию психического развития ребенка, его социальную адаптацию и возможно более полную интеграцию в общество;
разработка и реализация индивидуальных программ воспитания и обучения детей на основе адаптированных коррекционно-развивающих программ;
взаимосвязь специалистов ДОО и родителей;
комплексная психолого-педагогическая помощь семье, обучение родителей и других членов семьи методам взаимодействия с ребенком с РАС;
взаимодействие с врачами-специалистами, с целью контроля над состоянием здоровья детей и оказания своевременной помощи;
просветительская работа о проблемах детей с РАС и их семей с помощью семинаров и консультаций.
Цель работы специалистов сопровождения ребенка с РАС состоит в том, чтобы в максимальной степени интегрировать его в коллектив сверстников и воспитательно-образовательный процесс.
Построение коррекционно-развивающей работы в соответствии с названными направлениями обеспечивает наиболее полное раскрытие потенциальных возможностей развития каждого ребенка.
При включении такого ребенка в среду обычных сверстников очень важно быть терпеливым, соблюдать постепенность и не торопиться. Важно, чтобы ребенок заранее познакомился и с педагогом, и с классом, выбрал себе место. Вначале ребенок может находиться в детском саду неполный день, а всего пару (или один) час, постепенно увеличивается «доза» и объем его пребывания в обычном детском саду. Конечно, хотелось бы, чтобы ребенок сопровождался тьютором, хотя бы на период адаптации или первые месяцы.
Коррекционную работу с детьми с РАС проводим в два этапа:
1. Установление эмоционального контакта, преодоление негативизма ребенка к общению с взрослыми, смягчение эмоционального дискомфорта, нейтрализация страхов.
2. Преодоление трудностей целенаправленной деятельности ребенка, обучение его правильному поведению.
Первым шагом в работе с ребенком служит установление с ним эмоционального контакта. Для этого мы организуем ситуацию общения так, чтобы она была для ребенка комфортной, подкреплялась приятными впечатлениями и не требовала недоступных для него способов взаимодействия.
В работе с детьми с РАС мы придерживаемся следующих правил:
1. Взаимодействовать с ребенком, только когда он готов к этому.
2. Принимать его таким, какой он есть.
3. Научиться улавливать изменения в поведении ребенка, не давать ему выйти в деструктивную деятельность.
4. Придерживаться определенного режима дня.
5. Соблюдать ежедневные ритуалы.
6. Вступать в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом.
7. Не повышать голос и не издавать громких звуков.
8. Не выпускать ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.
Для того чтобы проследить динамику развития, выбрать наиболее целесообразные методы индивидуального подхода при обучении и воспитании специалистами ведутся на каждого ребенка «Дневники наблюдений», «Индивидуальные комплексные планы» и «Карты развития».
Важным этапом в коррекционно-развивающей работе является организация интегрированных занятий, введение ребенка с РАС в среду здоровых сверстников. Эти дети затрудняются в переносе уже освоенных жизненных навыков в новые обстоятельства. В связи с этим одной из основных задач проводимой работы является помощь в организации социально адекватных форм поведения с другими детьми. В непосредственном и регулярном общении возможно формирование у ребенка с РАС навыков диалога, способности слушать и приспосабливаться к собеседнику. Интегрированные занятия имеют еще одну цель – научить обычных детей принимать и понимать ребенка с проблемами, помогать и поддерживать его. Мы понимаем, что выход в будущем за пределы дома, минимальная самостоятельность в общественных местах, не говоря уже о возможности учиться и в дальнейшем работать, без опыта коллективных игр и совместной деятельности, специально созданных условий, представляется крайне затруднительными для детей данной категории. Каждый год в мире прослеживается стремительный рост числа детей с различными вариантами нарушенного развития. Особенно заметна тенденция к увеличению количества детей с расстройствами аутистического спектра. Следует подчеркнуть, что сегодня дети с аутистическими расстройствами нередко обучаются вместе с детьми, которые имеют другие нарушения, или с нормативно развивающимися сверстниками. Но, несмотря на достигнутые в этой сфере успехи, существует много проблем, связанных собственно с социальной и образовательной адаптацией детей с РАС, что и определяет необходимость длительного и специфичного психолого-педагогического сопровождения [1, с. 5].
Действующий в России «Закон об образовании» предполагает равное право всех детей на то, чтобы учиться в школе и дошкольном учреждении [2, с. 4]. Обучение и воспитание детей с расстройствами аутистического спектра в различных образовательных учреждениях становится возможным благодаря знаниям об их отличительных чертах и потребностях, подходам к организации окружения и образовательного процесса.
Дети с РАС нуждаются в постоянном, комплексном и квалифицированном психолого-педагогическом сопровождении, которое могут обеспечить специалисты школы в процессе взаимодействия. Сопровождение является особой формой осуществления пролонгированной психолого-педагогической помощи детям с отклоняющимся развитием, отличительной чертой которой является поиск и раскрытие внутреннего потенциала обучающегося.
Обратимся к описанию отличительных особенностей детей с расстройствами аутистического спектра. В настоящее время аутизм рассматривается как особый тип нарушенного психического развития. У таких детей отмечаются нарушения в развитии навыков коммуникации и проблемы в развитии эмоционально-волевой сферы. Можно сказать, что у аутичного ребенка дезорганизована сама система приспособления к миру, включая и организацию адаптивного поведения, и процессы саморегуляции, что проявляется в требовании поддержания стереотипных условий жизни, страхах, агрессии, особых влечениях и пристрастиях [3, с. 19]. Одним из основных нарушений при РАС (как и в любом виде социальных нарушений) является недостаток взаимности и неспособность в действительности понять значение использования языка в качестве передачи коммуникативной информации от одного участника общения к другому. Для аутизма в первую очередь характерны уникальные особенности в плане социального взаимодействия, сложности в повседневном общении и нестандартный способ обработки информации от органов чувств [4, с. 59].
Способности обучающихся с РАС могут значительно различаться. Например, некоторые дети с РАС могут иметь развитые коммуникативные навыки, тогда как другие могут не использовать речь как средство общения. В отличие от типично развивающихся детей, которые начинают говорить с однословных высказываний, дети с аутизмом могут начинать говорить «фрагментами», состоящими из рекламных роликов, фильмов или чужой речи. Эти фрагменты часто передают идиосинкразическое значение, и ребенок с аутизмом не понимает общепринятого значения отдельных слов.
Важно учитывать, что популяция детей с аутизмом крайне неоднородна, именно поэтому диапазон различий в требуемом уровне и содержании начального образования должен быть максимально широким, соответствующим возможностям и потребностям обучающихся. В каждом из вариантов нарушенного развития дети проявляют определённые черты в различных сферах. Но, в целом можно выделить специфические задачи для всех педагогов сопровождения. Специалистам, которые работают с аутичным ребёнком, необходимо знать и применять различные подходы и технологии по формированию навыков для успешной интеграции в социум.
Основным специалистом, осуществляющим обучение и воспитание обучающихся, является учитель. Он участвует в составлении адаптированной образовательной программы, проводит групповые занятия, корректирует работу тьюторов. Учитель принимает окончательное решение при постановке коллегиальных коррекционных и образовательных задач, определяет стратегии сопровождения и осуществляет консультативную помощь родителям детей с РАС.
Особую роль в сопровождении лиц с РАС играет психолог, он является основным носителем информации об особых образовательных потребностях ребенка с РАС. Педагог-психолог помогает сформировать у обучающихся навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развивает навыки общения, проводит различные мероприятия по профилактике и коррекции нарушенного поведения и др. Психологи используют ряд методов, включая поведенческие стратегии, обучение социальным навыкам и регулирование эмоций, чтобы помочь детям с РАС лучше справляться с повседневной жизнью.
Психолог решает множество задач, перечислим некоторые из них:
1) формирование границ взаимодействия;
2) помощь в организации обучения (в ситуации отсутствия тьюторского сопровождения) в рамках фронтального обучения;
3) формирование коммуникативных навыков в стереотипных ситуациях и их гибкое изменение;
4) индивидуальная работа с ребенком, направленная на формирование представлений о себе и других [2, с. 8].
Консультативная деятельность психолога с родителями ребенка с РАС строится с учетом понимания тех трудностей, с которыми сталкивается семья, и на понимании специфики конкретного варианта дизонтогенеза. В процессе работы психолог использует различного рода психокоррекционные методы и приёмы.
Учитель-дефектолог является специалистом, который имеет специальные знания по организации работы с детьми с РАС, и его помощь направлена на освоение АООП НОО и АОП [5, с. 20]. Основные задачи дефектолога:
1. Создание правильно организованной среды, которая становится основным способом коррекционного воздействия при работе с ребенком с РАС. Все пространство класса нужно зонировать в соответствии с выполняемыми видами деятельности.
2. Организация и визуализация времени. Вводится «разметка времени». Визуальное расписание может отражать распорядок дня и виды деятельности в образовательном процессе.
3. Структурирование всех видов деятельности. Приоритетными направлениями работы являются формирование навыков взаимодействия и формирование стереотипа учебного поведения.
4. Коррекция неравномерности в развитии. Эта задача решается благодаря использованию специальных методов и приёмов (например, альтернативная коммуникация и глобальное чтение).
5. Организация режима коммуникативного общения. Важно уделять особое внимание работе над расширением и уточнением словарного запаса, а также, педагог должен работать над развитием понимания обращённой речи. Желательно, проводить данную работу в тесном сотрудничестве с логопедом.
6. Сопровождение образовательного процесса. Это направление подразумевает составление учебного плана, проведение мониторинга достижений обучающегося, помощь в освоении программного материала.
7. Социально-бытовая адаптация. Работа по улучшению социальной адаптации должна идти в тесном взаимодействии с педагогом и родителями.
Помощь учителя-дефектолога оказывается до того времени, пока обучающийся с РАС в ней нуждается. Дефектолог проводит занятия с обучающимися во внеурочное время.
Перейдем к описанию роли логопеда в психолого-педагогическом сопровождении. Логопед может сыграть важную роль, помогая аутичному ребенку научиться общаться и взаимодействовать с другими людьми. При организации логопедического сопровождения ребенка с расстройствами аутистического спектра возникает необходимость постановки целей и задач, которые будут направлены на преодоление трудностей освоения программного материала и развитие коммуникативных навыков обучающегося. Речь ребенка с расстройствами аутистического спектра довольно специфична, в силу этого логопед решает следующие задачи:
1. формирование коммуникативной функции речи;
2. формирование у обучающегося средств коммуникации (речевой и альтернативной);
3. понимание обращенной речи (понимание простых и сложных инструкций, названий предметов и действий и т. д.);
4. коррекция нарушений письма и чтения;
5. обучение глобальному чтению.
Тяжелые аутистические расстройства не позволяют сразу начать с развития понимания ребенком обращенной речи и его активной речи. Коррекция звукопроизношения не является первостепенной задачей, очень часто обучающиеся демонстрируют резко негативную реакцию, особенно, если приходится взаимодействовать с ребёнком тактильно.
Стоит обратить внимание на то, что коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда должны опираться на содержание таких учебных предметов как:
1. русский язык и литературное чтение (при обучении по вариантам 8.1 и 8.2 АООП);
2. русский язык, чтение и устная речь (при обучении по варианту 8.3 АООП);
3. речь и альтернативная коммуникация (при обучении по варианту 8.4 АООП).
Логопед также помогает учителю класса адаптировать тексты и различные учебные, дидактические материалы, он даёт рекомендации по организации речевого режима в рамках школьного обучения.
Далее рассмотрим деятельность тьютора в коррекционно-образовательном процессе. На начальном этапе обучения тьютор выступает в роли своеобразного проводника и переводчика, специалист помогает при организации учебного поведения и образовательной среды. Тьютор создает комфортные условия для пребывания ребенка в образовательном учреждении. Основными задачами тьютора являются:
1. помощь в организации поведения ребенка на уроке;
2. направление внимания обучающегося на учителя, на доску, в рабочую тетрадь и т. д. ;
3. предоставление ребенку подсказок при выполнении фронтальных инструкций и учебных заданий;
4. помощь в выполнении последовательности действий;
5. участие в работе по коррекции нежелательного поведения;
6. оказание помощи при взаимодействии со сверстниками;
7. организация поведения в ходе режимных моментов.
Необходимость сопровождения тьютором и время сопровождения указываются в документации ПМПК. В том случае, если образовательная организация не может предоставить ребенку тьютора, то большинство специфических задач, которые направлены на структурирование и осмысление школьной жизни, решают другие специалисты сопровождения.
Социальный педагог взаимодействует с семьей ребенка с РАС, консультирует родителей по организационным вопросам при его обучении, данный специалист осуществляет контроль за соблюдением прав ребенка в как в образовательной организации, так и в условиях семьи. Он занимается определением потребностей обучающегося и его семьи в сфере социальной поддержки.
Также, стоит отметить важную роль методиста, или координатора по инклюзии в организации процесса включения детей с ОВЗ в образовательную среду школы. Основной целью в работе координатора является обеспечение эффективного взаимодействия всех субъектов инклюзивного образовательного процесса, что является одним из важнейших условий успешного включения детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей в среду образовательного учреждения, адаптации образовательного учреждения к новым условиям функционирования [6, с. 13].
Работа всего коллектива специалистов психолого-педагогического сопровождения ориентирована на социальную и образовательную адаптацию обучающегося, деятельность данных специалистов должна быть максимально согласованной и слаженной. Направления работы педагогов должны быть представлены в индивидуальном учебном плане и АОП ребенка. Родители детей с особыми образовательными потребностями обязательно должны быть ознакомлены с документами. Социальная среда обучения должна быть организована так, чтобы посредством педагогического и родительского воздействия оказывать влияние на формирование личности [7, с. 48].
Таким образом, необходимо подчеркнуть, что успешное решение задач психолого-педагогического сопровождения детей с РАС возможно в том случае, если специалисты, педагоги и родители будут активно взаимодействовать в процессе работы, согласовывать свои действия. Детям с РАС обязательно нужны длительная помощь, целенаправленные усилия семьи и специалистов сопровождения. Такие обучающиеся нуждаются в устойчивой структуре окружения, понимании, терпении, помощи со стороны взрослых и сверстников.