Гулия Шайдулловна Амирова
Конспект занятия в старшей группе «Соловьиный праздник»
▼ Скачать + Заказать документы
«Соловьиный праздник»
Возрастная группа : старшая
Время проведения: май, вторая половина дня
Место проведения: группа
Подготовила и провела: Амирова Г. Ш., воспитатель I кв. к.
Цель: расширить и закрепить у детей знания о датах народного календаря, явлениях, происходящих в природе весной.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать знакомство с обычаями, традициями праздничной культуры русского народа.
Познакомить с народными приметами, обычаями, связанными с этим праздником.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Соловьиный праздник“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Приобщать к традиционной культуре на основе малых форм фольклора (народные песенки, загадки, пословицы).
Расширять знания о повадках и особенностях обитания соловья.
Развивающие:
Развивать творческие способности в различных видах деятельности.
Развивать связную речь детей.
Развивать память, мышление, внимание.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к культурному наследию русского народа.
Материал:
- изба: печь, стол, скатерть, самовар
- фонограмма трелей соловья;
- пластилин для лепки птички – свистульки;
- куклвы-скоморохи
- филимоновские птички – свистульки.
- конфеты
Действующие лица.
Взрослые-Хозяйка и купцы.
Дети: гости, мастеровые, продавцы.
Ход занятия:
Хозяйка: Здравствуйте, ребята! рада вас видеть у себя в гостях, в своей избе.
Вот и наступил теплый месяц май. Шумно и весело весной в лесу. Все звери и птицы теплу радуются. Птицы гнезда вьют, да песни поют. (включается фонограмма трелей соловья).
- Что за птица поёт?
(ответы детей)
Описание соловья по картине (дети)
-Да, это поёт соловей! Соловей – птичка на вид невзрачная. По цвету и размеру она напоминает воробья. Только грудка у соловья побелее, да спинка и хвост не серые, а бурые. Зиму проводит соловей в Африке, а весной возвращается домой, выбирает в кустарнике место между корнями и устраивает гнездо. А пока не появятся из яиц крошечные соловьята, поёт соловей почти круглые сутки, выводя свои неподражаемые трели, лишь делает перерыв в середине дня. Но когда появляются птенцы, соловьи совсем замолкают, малыши заботы требуют. Одно отрадно – больше двух недель птенцы в родном гнезде не задерживаются и покидают его, ещё не научившись летать. Как крошечные мышата, ловко шныряют они по траве, затаиваясь при малейшей опасности или предостерегающем крике родителей. Около полутора месяцев кочует соловьиная семья по речным поймам, лесным опушкам, а в конце августа, крепко поставив подросших ребятишек «на крыло», отправляются на зимовку. Поёт соловей, сидя на веточке недалеко от земли. С удивительной грацией сменяются нежные звуки песни громкими, радостные – печальными. А молодые соловьи охотно берут уроки вокала у заслуженных исполнителей, старательно им подражая. Много лет тому назад, заметили люди, что именно 15 мая начинают петь соловьи. Примечали: «Соберется петь в эти дни птичий царь – весна зацветает дружно», «Соловей поет всю ночь – будет солнечный день».
- Ребята,я предлагаю вам поиграть с фишками, произвести звуковой анализ названия нашего главного героя-Соловей (работа у доски)
Много у этого майского дня примет было, а торговцы и землепашцы его и вовсе своим считали, отмечали как праздничный. Кто в поле. В лес ходил соловьиные песни послушать, да хороводы поводить, да в игры поиграть.
- Давайте и мы с вами поиграем.
Проводится русская народная игра «Тетера шла».
Двое детей берутся за руки и поднимают их, образуя ворота. Дети, взявшись за руки идут за ведущей – «тетерой», которая ведет их в произвольном направлении, проходя под воротами под песню.
Дети: Тетера шла, моховая шла,
По закаменью, по заречью.
Сама прошла, всех детей провела,
Самого маленького детеныша оставила.
На последние слова «ворота» закрываются. Пойманный ребенок встает вместе с детьми, изображающими ворота. Далее игра продолжается, «тетера» водит детей, то заходя в круг, то выходя из него. Пойманные дети встают в круг, увеличивая его.
- 15 мая – это не только соловьиный праздник, но и день Бориса и Глеба, называли его в старину, барыш – день и праздновали его для получения весь год барыша, проводили ярмарки – свистуньи.
Ни один народный праздник не обходился без ярмарки. 15 мая повсеместно на Руси проводили ярмарки-свистуньи. С утра скоморохи зазывали народ на ярмарку.
Игрушки народных мастеров были самым ярким украшением ярмарки. самым большим спросом на ярмарке с веселым и озорным названием “ Свистунья “ пользовались игрушки-свистульки. На этом празднике птички-свистульки были у всех и у детей, и у взрослых.
- Вы видели такие игрушки- свистульки?
Сейчас я вам покажу. (Хозяйка показывает различные свистульки в виде птиц.) Показ разных филимоновских птичек – свистулек.
Сейчас такие свистульки стоят дорого. ведь это ручная работа. Что бы их сделать, нужна глина, печь, инструменты, а главное-усидчивость.
-Я предлагаю вам потренироваться и сделать копии свистулек из пластилина и устроить свою ярмарку.
Продуктивная деятельность. Лепка свистулек.
Скоморох (ребенок) :
На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости
Давно вас ждут, друзья!
Дети в роли продавцов показывают свои поделки- копии игрушек- свистулек.
Купцы покупают их за сладости. После ярмарки дети вместе с купцами водят хороводы, играют в народные игры (Русская народная игра “ Соловей “, “Золотые ворота “ .
Вывод.
- Дети возвращаются в избу хозяйки. Беседуют о главном певце леса, делятся своими впечатлениями.
Хозяйка провожает своих дорогих гостей и желает им доброго здоровья.