Зинаида Зацепина
Конспект по лепке «Собачка из «катушки». Сокровище российской глубинки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по лепке
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования
Центр творчества «Сокол» г. Липецка
План - конспект
открытого занятия
в студии «Глиняная фантазия»
(второй год обучения)
Тема: «Сокровище российской глубинки».
из «катушки».
Педагог дополнительного
образования высшей категории
Зацепина З. Д.
г. Липецк, 2017
Публикация «Конспект по лепке „Собачка из „катушки“, Сокровище российской глубинки“» размещена в разделах
- Бросовый материал. Лепка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. ВСЕ материалы
- Лепка. Конспекты
- Моя Родина Россия
- Россия. Лепка, занятия с пластилином
- Собака, щенок. Все про собак для детей
- Собака, щенок. Лепка, пластилин
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
Тема: «Сокровище российской глубинки».
Лепка романовской собачки из «катушки».
Цели занятия:
Приобщение детей к культурному наследию родного края, формирование чувства ответственности за сохранение и развитие художественных традиций.
Задачи:
Обучающие:
- изучить технологию лепки романовской глиняной игрушки собачка из «катушки»;
- продолжить знакомство детей с историей возникновения промысла, бытом народа и отражением его в тематике игрушки;
- закрепить знания о народных мастерах романовского промысла.
Развивающие:
- развивать внимательность, терпеливость, воображение, прививать интерес к истории народного творчества.
Воспитательные: - дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
воспитать чувство сопричастности к важному делу: возвращению романовской игрушки.
Ожидаемый результат: через самостоятельное творчество дети познакомятся с народными традициями и историей родного края.
Оборудование для детей: глина, стеки, кисти, баночки для воды, тряпочки, палочки для прокалывания свистка, трубочки.
Оборудование для педагога: мультимедийная установка, экран, презентация по романовской игрушке, образцы народных игрушек.
План работы:
1. Организационный момент: приветствие, сообщение тему занятия. Проверка готовности к занятию. 2-3 мин
2. Беседа.
а) Введение в тему (просмотр презентации, беседа по презентации, рассказ о промысле, рассматривание игрушек).
б) Объяснение последовательности лепки романовской собачки. 10-12мин
3. Практическая часть: лепка по образцу романовской собачки. 15-20
4. Рефлективная часть: организация выставки, коллективная оценка выполненных творческих задач. 3-5 мин
5. Итог занятия. Беседа о бездомных животных. 4-5 мин
Ход занятия:
1. Организационный момент. На сегодняшнем занятии мы продолжим разговор о традиционной игрушке и слепим романовскую игрушку. Слайд 1
2. Беседа об истории романовской игрушки.
Так уж повелось, что не было на Руси такого городка или села, где не процветали бы ремесла. Не исключение и Липецкая земля.
Романовская глиняная игрушка давно стала визитной карточкой нашей области.
В XVI в. на эти земли, принадлежавшие боярам Романовым, были переселены крестьяне из Скопинского уезда Рязанской губернии. Возможно, они-то и принесли гончарное ремесло на новые земли. Слайд2
Местная гончарная глина – черная, красная, желтая и даже белая, с отличными качествами, позволила переселенцам развернуть традиционный промысел на новом месте. Со временем промысел окреп.
Д. П. Семенов – ученый-статистик, сын известного нашего земляка, выдающегося географа П. П. Семенова-Тян-Шанского, (1902 г.) писал: «В Тамбовской губ. наиболее известна Романовская волость Липецкаго у., где имеется до 600 кустарей, занятыхъ приготовленiемъ глиняныхъ горшковъ и игрушекъ…».
Романовская игрушка ценилась: ее охотно покупали в городе, возили в окрестные деревни, на базары и ярмарки. Именно к Егорьевской ярмарке, проводимой в г. Липецке, с. Борино и Усмани с 17 по 23 апреля, было приурочено их массовое производство. Слайд 3
В послереволюционные годы гончарное ремесло стало угасать, так как упал интерес к народному искусству. И лишь благодаря усилиям местных мастеров, которых остались считанные единицы, удалось сохранить секреты старинного ремесла.
Слайд4. Лишь в 90-е годы ХХ века благодаря усилиям и энтузиазму Виктора Васильевича Маркина удалось возродить этот своеобразный промысел (род. В 1949 г.). В 1964 г. он с родителями приехал в с. Ленино. Закончил Московский университет искусств, пробовал себя в живописи, скульптуре, резьбе по дереву, работал художником-оформителем, и кто знает, как сложилась бы его судьба, если бы не состоялось его знакомство с потомственным гончаром И. Ф. Гункиным, который из рук в руки передал ему секреты своего мастерства, свою любовь к романовской игрушке.
Слайд5. Потомственный гончар, уроженец с. Ленино Липецкого района, Иван Федорович Гункин (1928-1997 гг.) продолжил традиции изготовления романовской игрушки. Он перенял увлечение игрушкой от своего отца. Так же, как и Митины, предки Гункина занимались ремеслом не ради развлечения. На вырученные от продажи игрушек деньги жила вся семья. Мальчишкой полюбил он лепить из глины, и это увлечение стало делом всей его жизни. Игрушка Ивана Гункина, на удивление,
очень пластичная, живописная, и по–своему повторяет простые, непосредственные, сказочные, самобытные творения прежних романовских мастеров. Ивану Федоровичу в 1993 г. было присвоено заслуженное звание «Народный мастер России». Накопив богатый творческий опыт, с 1987 г. он стал охотно обучать мастерству студентов ЛГПИ. Игрушки мастера хранятся в частных коллекциях и в Липецком областном краеведческом музее.
- Какие же сюжеты в романовской игрушке?
Слайд6 Сюжеты брались мастерами из жизни. Лепили то, что видели каждый день. Поэтому у каждой эпохи своя свистулька. До
Петра I чаще лепили домашних животных: петушки, кони, собачки, барашки…
Слайд 7,8. Открытие Липецкого курорта вызвало к жизни новые сюжеты – тут и генералы в золотых эполетах, мчащиеся на тройке, и чинно прогуливающиеся офицеры, появились барышни в роскошных нарядах. Романовская игрушка была очень популярна на Липецком курорте, каждый отдыхающий непременно хотел увезти с собой на память понравившийся местный сувенир. Изображали даже царя. (Обращаюсь к выставочным работам).
Вы знаете, что свистульки – это обереги.
Игрушки имели магический и обрядовый смысл: собака – охранитель; индюк – игрушка для ребенка и оберег, ее привязывали к люльке ребенка; козел ржаной – хлебное изобилие и т. д.
Мы с вами уже лепили романовскую игрушку.
- Из какой формы ее лепили? (пельмень)
Сегодня будем лепить из «катушки».
б) Объяснение последовательности лепки романовской собачки Слайд9
Подготовить глину. Скатать толстый жгут. Слайд10
Из толстого жгута вытянуть катушку, т. е. сместить глину от центра к краям. Один край необходимо сделать с большим количеством глины (с этой стороны будет голова). Слайд11
Каждый край зрительно разделить на три части: две ноги, шея и голова. Сформировать ноги: обжать по кругу, сделать немного коническую форму. Слайд12
Второй край также делим на три части: две ноги, хвост или свисток. Из самой объемной части куска вылепить шею, завершая ее мордой и ушами. Слайд13
В романовской игрушке ушки у собачки лепили по – разному (у овчарки – вверх, у дворняжки - опущены). Слайд14
Сформировать хвост калачиком. Слайд15
Наметить рот, ноздри, глаза, пальцы. Слайд16
Высунутый язык сделать так: проткнуть дырочку, вставить небольшой жгутик, загнуть его книзу. Слайд17
Можно слепить ошейник (жгут) и украсить его. Слайд18 Свисток игрушек из «катушки», делается немного по - другому. Так как полость внутри игрушки отсутствует, сделать ее с помощью проколки. Далее срезать лишнюю глину и проколоть хвост с выходом «встык» к краю нижнего отверстия. (Показываю).
3. Практическая часть: лепка по образцу романовской собачки.
- Ребята, собачка может быть как со свистком, так и без него. (Помогаю детям).
4. Рефлективная часть: организация выставки, коллективная оценка выполненных творческих задач. 3-5 мин
5. Итог занятия.
Беседа о бездомных животных. Слайды из презентации о бездомных животных 3, 5, 7, 8, 9
- Из формы «катушка» выполняются еще некоторые образы романовской игрушки. Но почему я предложила вам слепить собачку?
В каждом городе очень много бездомных животных. - Что мы можем сделать, чтобы исправить ситуацию? (ответы детей)
Пусть наша собачка напоминает каждому о проблеме, и пусть свистулька поет только от радости, живущей в нашей душе. Дарите добро!