Ирина Маркова
Сохранение и укрепление здоровья дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 7 «Золушка»
«Сохранение и укрепление здоровья дошкольников»
Автор-составитель
воспитатель И. Е. Маркова
г. Рассказово, 2017
Здоровье ребенка — самое ценное, что может быть у его родителей. Согласно современной государственной доктрине здоровье детей — это ценность и для нашей страны в целом. Но реальность такова, что с каждым годом здоровых детей становиться все меньше. Одной из основных задач каждого дошкольного образовательного учреждения, обозначенных в ФГОС ДО, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Поэтому в каждом дошкольном учреждении уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Публикация «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников» размещена в разделах
С приходом в детский сад у ребенка начинается новый этап в его жизни. Он попадает в новую обстановку, в которой чувствует себя дискомфортно, что отражается на его настроении и поведении. В первое время пребывания малыша в детском саду осложняется поведенческая реакция, нарушаются сон, питание, коммуникабельность (ребенок плохо идет на контакт со взрослым человеком и ровесниками) что, в конечном счете, отрицательно сказывается на его состоянии здоровья. Поэтому дошкольное образование в своей основе имеет задачи поддержания и укрепления физического здоровья детей. В детском саду дети проводят значительную часть времени, и задача педагогов сохранять и укреплять их здоровье. Основой для построения всей жизнедеятельности детей в детском саду, должно стать, прежде всего, заботливое отношение, создание для них спокойной, уютной, доброжелательной обстановки.
Среди многих факторов оказывающих влияние на здоровье детей, первое место занимает физическая культура. Занятия физкультурой способствуют гармоничному развитию тела, быстрому восстановлению умственной работоспособности. Но физкультурные занятия предусмотренные программой не могут восполнить дефицит двигательной активности. Поэтому возникает необходимость введения в воспитательно-образовательный процесс различных форм физической деятельности. Такими формами являются: физкультурные развлечения, досуги, подвижные игры, физкультминутки, гимнастика пробуждения и т. д. Известно также, что и музыка оказывает мощное положительное влияние на детей-дошкольников. Следовательно, укрепляет их здоровье.
Чтобы предупредить простудные заболевания детей, надо систематически укреплять их терморегулирующий аппарат. В детском саду мы можем осуществлять закаливание детей естественными факторами. Воздушные ванны считаются самыми нежными, безопасными и доступными. Необходимо следить, чтобы группа постоянно проветривалась, занятия гимнастикой и подвижными играми должны проходить при открытых форточках. Непременный элемент закаливания — длительное пребывание на свежем воздухе.
Технологии оздоровления детей дошкольного возраста :
1. Пальчиковая гимнастика.
Она должна использоваться систематически и ежедневно; во время любого режимного момента. Систематическая тренировка движений пальцев и всей кисти рук выступает важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, повышается работоспособность коры головного мозга, улучшается артикуляция. Такую работу можно проводить во время утренней гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна.
2. Дыхательная гимнастика. Правильное дыхание - необходимое условие полноценного физического развития. Необходимо обращать внимание детей на то, что дышать нужно через нос. Правильное носовое дыхание - профилактическое средство против респираторных заболеваний.
3. Гимнастика для глаз. Глаза – один из важнейших органов, который надо беречь с раннего детства. В современной жизни это очень сложно. Телевизор, компьютер, а в старшем дошкольном возрасте и мобильный телефон - все это неотъемлемая часть жизни любого человека. Поэтому остро встает вопрос о сохранении зрения дошкольника. Зрительная гимнастика – замечательный помощник в борьбе за хорошее зрение. Регулярная гимнастика для глаз позволяет дать необходимый отдых глазам, повышает работоспособность зрения, улучшает кровообращение, предупреждает развитие некоторых заболеваний глаз, является профилактикой близорукости и дальнозоркости.
4. Динамические паузы. Систематическое применение двигательных игр-разминок позволяет снизить эмоциональное и физическое напряжение детей на психологическом и телесном уровне. Они могут проводиться в начале, середине или конце занятия. В начале дня или перед занятием они помогут детям собраться, настроиться на работу, а в середине и в конце занятия — восстановить внимание, работоспособность, активизировать память, снять напряжение и расслабиться.
5. Гимнастика пробуждения. Одна из главных особенностей нервной системы детей — медленное переключение из одного состояния в другое. Гимнастика должна включать в себя звуковое или голосовое пробуждение, игры в постели или легкий массаж, бег босиком из спальни в группу, ходьба по дорожкам здоровья.
6. Корректировка осанки. Профилактика нарушений осанки осуществляется в двух направлениях: создание оптимальных гигиенических условий и проведение воспитательной работы, направленной на осознанное закрепление правильного положения своего тела.
Эти формы работы c детьми позволяют сохранить и укрепить здоровье детей, обеспечить оптимальную двигательную активность на протяжении всего дня, разумно распределить интеллектуальную и физическую нагрузку дошкольников.
Режим — основа жизни детского сада. Именно он призван обеспечить спокойную жизнь ребенку, оградить его от стрессовых факторов, укрепить здоровье.
Соблюдение режима детского сада непосредственно связано с соблюдением режима в семье. Поэтому воспитатель должен осуществлять просвещение родителей и активно привлекать их к деятельности детского сада.
Воспитатель должен создать в группе условия для охраны и укрепления психофизического здоровья детей и их эмоционального благополучия. Способствовать удовлетворению естественной потребности детей в движении. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни. Развивать стойкость, выносливость и защитные способности детского организма. По мере взросления, детей нужно приучать самостоятельно, заботиться о своем здоровье. Нужно объяснять им важность утренней зарядки, физических упражнений днем, которые направлены на сохранение и укрепление здоровья.
На современном этапе задача нашего общества – воспитание здоровых, гармонично развитых людей, обладающих высокой умственной и физической работоспособностью.
Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Особое внимание уделяется взаимодействию с родителями, так, что в центре работы по сохранению и укреплению здоровья детей должна также находиться семья, включающая всех ее членов.
Совместная работа способствует укреплению и сохранению здоровья ребёнка, развитию его силы и выносливости, физических способностей, повышению сопротивляемости его организма болезням.
Необходимо с раннего возраста обучать детей:
• безопасности в домашних условиях;
• умению и желанию быть опрятным, аккуратным;
• знакомить с правилами общения с животными;
• формировать навыки поведения на дороге;
• воспитывать осторожность в общении;
• закреплять правила поведения на воде, на льду;
• развивать эстетический вкус.
Только профессиональная компетентность педагогов дошкольного образовательного учреждения, любовь к своей профессии и, конечно же, к детям, способствуют сохранению и укреплению здоровья детей. Дети – будущее нашего общества. И, следовательно, от нас зависит его благополучие.
Используемая литература:
https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/10/11/vystuplenie-na-roditelskom-sobranii-na-temu
https://uchitelya.com/pedagogika/46043-prezentaciya-sohranenie-i-ukreplenie-zdorovya-rebenka-v-usloviyah-doo.html
https://infourok.ru/ctatya-ukreplenie-i-sohranenie-zdorovya-detey-doshkolnogo-vozrasta-920819.html
«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» А. В. Белкина