Татьяна Костюченко
Из опыта работы «Социо-игровые подходы в педагогике»
▼ Скачать + Заказать документы
Социо-игровые подходы в педагогике».
В соответствии с ФГОС, образовательный процесс должен строиться на естественных формах работы с детьми. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Поэтому рекомендовано использовать в педагогической практике социо-игровые приёмы.
Публикация «Из опыта работы „Социо-игровые подходы в педагогике“» размещена в разделах
Социо-игровые подходы основываются на формировании и использовании детьми и педагогами умения свободно и с интересом обсуждать различные вопросы, следить за ходом общего разговора (внутри отдельных микрогрупп и микрогрупп друг с другом, оказывать помощь друг другу и принимать её, когда это необходимо.
Воплощение социо-игрового стиля возможно при изобретательности педагога, умении сделать образовательную деятельность интересной и для ребёнка, и для взрослого, в противном случае игровая деятельность не достигнет своей цели.
Образовательная деятельность выстраивается по типу репетиции, ничего не оттачивается до блеска.
Известно, что устойчивые приятельские отношения у каждого складываются по-своему. Так возникает малая группа (малый социум – отсюда термин – социо-игровая педагогика, игровая – организация игры – жизни внутри малой группы, между группами.
Имея дело с группой из 25-30 детей, воспитатель физически не может быть постоянно в контакте с каждым из них. Надо смириться с тем, что любое ваше объяснение или предложение услышит с первого раза далеко не вся группа детей, и даже после многократного повторения останутся дети, которые не расслышали и не поняли, что вы сказали. Для лучшего контакта между детьми целесообразно пересадить их так, чтобы они разбились на группы по 3-6 человек, размещённые вокруг столов лицом друг к другу. Подгруппы должны формироваться по личным желаниям детей, педагог может только тактично помочь кому-либо найти себе место.
Работу в малых группах нужно сохранить во всех видах образовательной деятельности – математике, развитию речи, конструированию, рисованию, лепке, аппликации. Команды могут работать, как единое целое, а иногда – просто сохраняться как постоянные объединения, в которых детям комфортно и удобно.
В течение года полезно использовать как постоянные шестёрки, так и временные. Но если педагог сам будет формировать состав временных шестёрок, то многие дети воспримут это как навязывание чужой воли, поэтому для деления группы на малые группы можно использовать различные варианты жребиев и считалок:
- разрезные картинки,
- разные геометрические фигуры,
- капсулы от «Киндер сюрприза» с различными запахами (чеснок, апельсин, корица,
- имена делятся на 3.4.5 слогов,
- слова из пословицы и т д.
Дети воспринимают такую форму распределения в шестёрки как самостоятельную.
Работать нужно не только в малых группах. Необходимо использовать такие «постановки», как Солисты, Ансамбль, Хор.
Предполагать смену ролей на протяжении всей образовательной деятельности: учитель – ученик, начальник – подчинённый.
Благодаря использованию социо-игровой технологии образовательная деятельность сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен. Дети могут общаться в разных уголках группы: за столами, на полу, на ковре, на подоконнике.
Предполагается смена темпа и ритма. У детей появляется понимание, что каждое задание имеет начало и конец, требует определённой быстроты выполнения, одновременного выполнения.
Социо-игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям.
Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные социо-игры, которые развивают внимание, слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом.
При использовании социо-игровых приёмов следует помнить некоторые «золотые» правила:
- Не навязывать своё мнение. У детей своя истина. Каждый ребёнок имеет право на своё мнение.
- Каждый ребёнок талантлив по-своему.
- Не учи учёного. Учёного учить, только портить.
- Снять с себя оценивающую, судейскую роль детского коллектива в целом и каждого ребёнка в отдельности.
- Не повторять за детьми (эхо).
- Убрать педагогические шоры.
- Ориентироваться на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и поймаешь с десяток».
- Помнить, что молчание – золото! Не должно быть монолога педагога.
- Формы организации в образовательной деятельности через общение в диалоге:
Взрослый – ребёнок
Ребёнок – ребёнок
Группа – группа.
- Не давать детям трафареты, образцы.
Социо-игровая педагогика помогает сформировать «Я» ребёнка в окружающем мире через логику делового разговора.
ОБЩИЙ РАЗГОВОР – выяснение представлений о теме – «Что вы об этом знаете?»
ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР – обязательна работа детей в группах, они что-то делают в своей группе, сравнивают свои результаты с результатами товарищей, «ходят друг к другу в гости».
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗГОВОРЫ – разговоры между детьми внутри малой группы.
Используя «золотые» правила социо-игровой технологии, дети учатся слушать и слышать, выражать своё мнение, договариваться, приходить к согласию;
• У детей развивается речевое взаимодействие;
• Формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
• Дети умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым;
• Отсутствует чувство страха за ошибку.
Раскрывая содержание социо-игровой технологии, я хотела показать её актуальность на сегодняшний день в работе с дошкольниками.