Анна Надолинская
Доклад «Социо-игровые технологии в образовательном процессе»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад педагога- психолога ГКУ СО КК «Новороссийский СРЦН» А. С. Надолинской
Тема доклада : «Социо- игровые технологии в образовательном процессе».
Цель: ознакомить педагогов учреждения с социально- игровыми технологиями, а так же внедрить данные технологии в педагогическую работу с несовершеннолетними.
Задачи:
• Ознакомить с видами и содержанием социо- игровых технологий;
• Ознакомить с правилами и условиями проведения игровых технологий на базе учреждения;
Публикация «Доклад „Социо-игровые технологии в образовательном процессе“» размещена в разделах
• Предоставить педагогам учреждения каталог игр по социо- технологиям с целью внедрения их в педагогическую работу.
Актуальност. В современном образовательном процессе первоначальная задача воспитания нацелена на то, чтобы сделать серьезное занятие для детей занимательными и интересными. Так как ведущим видом деятельности детей является игра, то актуальным и наиболее эффективным будет использование социо- игровых приемов. Социо-игровая технология — это технология, основанная на взаимодействии несовершеннолетних в малых группах, при смене лидера, интеграции видов деятельности (социализация, коммуникация, продуктивная, поисковая, а также взаимодействии микрогрупп между собой посредством игры. Социо- игровой стиль воспитания позволяет сделать утомительный процесс обучения увлекательным.
Основа социо-игровой педагогики заложена в словах: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения» (В. М. Букатов, Е. Е. Шулешко).
При использовании социо – игровой технологии существуют определенные правила, разработанные В. М. Букатовым:
1 правило: Используется работа малых групп или, как их еще называют, «группы ровесников». Оптимальным для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем возрасте - по 5-6 детей.
2 правило: «Смена лидерства». Работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.
3 правило: Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т. д.
4 правило: Смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец и требует определенной сосредоточенности.
5 правило: Интеграция всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Обучение происходит в игровой форме: можно использовать различные игры, развивающие внимание, слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом: «Слухачи», «Эстафета», «За себя не отвечаю», «Волшебная палочка», «Города с небывальщиной» и т. д.
6 правило: Ориентация на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован.
При использовании социо- игровых технологий существует определенная последовательность применения игр:
1. Игры для рабочего настроя.
Задачи: пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга. В процессе таких игр детям легче будет преодолеть страх, враждебную настороженность, решить скандальный спор и нежелание совместно играть и решать поставленные задачи.
2. Игры для социо-игрового приобщения к делу.
Задачи: развивать познавательную мотивацию, умение сотрудничать, принимать решение самостоятельно; формировать стремление достижения успеха; повышать уверенность в себе.
Примерная картотека игр представлена в раздаточном материале к семинару.
3. Игры-разминки.
Задачи: снять напряжение у ребенка; поднять настроение, дать возможность размяться, развивать координацию движений.
4. Игры для творческого самоутверждения.
Задачи: Развивать умение выражать свои чувства и способности, используя разные средства: пластику, мимику, жесты; умение владеть своим телом. Учить понимать внутренний мир окружающих людей.
5. Игры вольные.
Задачи: Развивать интерес к подвижным народным играм, хороводам; способствовать развитию внимания, воображения, активности, уверенности в себе. Формировать чувство группового единства.
Педагогам предлагается представить себя детьми и поиграть в некоторые из игр, которые предлагаются авторами данной технологии.
1. Игра для рабочего настроя «Волшебная» шкатулка».
Вам приятно, когда вам говорят добрые, приятные слова? У меня в руках «Волшебная» шкатулка. Я вам предлагаю по очереди передавать шкатулку по кругу при этом говорить друг другу комплименты. Постепенно наша шкатулка наполнится добрыми, ласковыми словами.
2. Игра- разминка «Один, два, три».
Игра, которую мы сейчас проведем, называется «Один, два, три». Это будет нашей динамической паузой. Игра довольно простая, не требующая специальной подготовки, большого пространства и довольно веселая. тренер называет цифру а участники в соответствии с цифрой выполняют движения.
Пример: тренер называет цифру 1- участники должны хлопнуть один раз над головой в ладоши, цифра 2- хлопнуть два раза перед собой, цифра 3- топнуть три раза ногами. Игра может проходить сидя или стоя. Темп игры может увеличиваться, это делает игру более интересной и веселой.
Вывод: Уважаемые коллеги, я показала Вам некоторые игры и приемы социо- игровой технологии. Их можно использовать и на занятиях, и при организации свободной деятельности детей. И самое главное, мы все должны помнить главный принцип в работе с детьми: «Не рядом и не над, а вместе!»
Творческих Вам успехов!