Марина Матвеева
Из опыта работы «Особенности работы со старшими дошкольниками, имеющими недостатки звукопроизношения»
▼ Скачать + Заказать документы
Основная задача, которая ставится по воспитанию звуковой культуры речи в старшем дошкольном возрасте – дальнейшее совершенствование речевого слуха и закрепление навыков четкой, правильной и выразительной речи.
Основная работа по ЗКР проводится во время непосредственно образовательной деятельности по развитию речи. В каждое занятие обязательно включаются специальные упражнения на дифференцирование пары звуков : [с]-[з], [с]-[ц], [ш]-[ж], [ч,]-[щ,], [с]-[ш], [з]-[ж], [ц]-[ч,], [л]-[р], т. е. упражнения на различение свистящих, шипящих и сонорных звуков, а также твердых и мягких звуков, изолированных, в словах, во фразовой речи. Это игры и упражнения по типу «Цепочка слов», «Подбери словечко», «Мальчики и девочки». Данные игры и упражнения используются не только на занятиях, но и во время совместной деятельности педагога с детьми после прогулки и в виде индивидуальной работы в утренние часы и во второй половине дня.
Публикация «Из опыта работы „Особенности работы со старшими дошкольниками, имеющими недостатки звукопроизношения“» размещена в разделах
Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи эффективно использовать скороговорки, чистоговорки, четверостишья. Детям предлагается произнести скороговорки не только четко и внятно, но и с различной степенью громкости (шепотом, вполголоса, громко) и с разной скоростью (медленно, умеренно, быстро).
Для развития восприятия ритма речи при использовании упражнений с чистоговорками и четверостишьями дети не только отрабатывают правильное и четкое произношение звуков, но и учатся подбирать слова, сходные по звучанию (Са-са-са в лесу живет лиса) и целые фразы, ритмически и интонационно продолжающие заданное предложение (Ты лисичка где была?. Ежик, ежик, где ты был?.)
Очень важно научить детей для передачи своих чувств, эмоций, желаний пользоваться вопросительной, восклицательной, повествовательной интонацией. Для этого эффективно использовать д/и «Вопрос-ответ», где один ребенок задает вопрос, другой отвечает и передает вопрос по цепочке дальше, и игру «Чей голосок», которая также развивает и звуковысотный слух. Эта игра особенно нравится детям, часто они организовывают ее самостоятельно в свободное время.
Так как старшие дошкольники уже учатся читать, то важно, чтобы ребенок осознал принцип слогового строения слова. С этой целью эффективны приемы «прошагивания» и «прохлопывания» слов, позволяющие ребенку усвоить их слогоритмическую структуру. Выполняя упражнения и играя в слова дошкольники узнают, что такое «слог», определяют количество слогов в слове, выделяют ударный слог, находят первый, второй, третий слог в слове. Важно ставить перед ребенком посильные дидактические задачи, постепенно усложняя их, чтобы ребенок не терял интереса к игре.
Особо хочется отметить такую форму работы над звукопроизношением как артикуляционная гимнастика. При систематическом проведении артикуляционная гимнастика очень эффективна, т. к. дети учатся технике правильного произнесения звука. Специально подобранные упражнения способствуют укреплению мышц органов речи, совершенствуют движения губ и языка. Выполнять речевую гимнастику с ребенком нужно индивидуально, в течение 3-5 минут, лучше перед зеркалом, чтобы ребенок видел и запоминал правильное положение губ и языка, эмоционально, в игровой форме, используя сказки или стихи. Желательно соблюдать последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
В заключении хочется отметить, что важно, чтобы дети могли использовать игры по ЗКР самостоятельно, т. е. чтобы материал по звуковой культуре речи был представлен в пространственной среде не только в виде картотек для педагога, но и в доступной для детей форме – картинки, игрушки, буквы, готовые дидактические игры («Звуковые часы», «Завтрак для зверят» и др.).
При систематическом и последовательном использовании артикуляционной гимнастики, игр и упражнений на развитие ЗКР дети начинают привносить элементы этих упражнений в свободную и самостоятельную игру, что способствует лучшему формированию навыков четкой, правильной и выразительной речи.