марина комиссарова
Социо-игровая технология как одна из наиболее интересных и доступных форм обучения детей игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Игровая деятельность дошкольников и создание условий для развития детской игры – одно из актуальных направлений совершенствования качества дошкольного образования. Важно подчеркнуть, что игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Она помогает формированию традиционных семейных ценностей, как нравственной опоры личности, основ гражданственности и патриотизма, благополучной социализации. Только в игре возможно «полноценное проживание» ребенком периода дошкольного детства, в ней создаются условия для расширения возможностей детского развития.
Публикация «Социо-игровая технология как одна из наиболее интересных и доступных форм обучения детей игровой деятельности» размещена в разделах
В связи с вышесказанным свой выбор Комиссарова Марина Валентиновна остановила на культурной социо-игровой технологии Е. Е. Шулешко, как одной из наиболее интересных и доступных форм обучения детей игровой деятельности, развития произвольного поведения дошкольников.
Актуальность применения современных игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста в различных видах детской деятельности определяется рядом факторов:
• игровые технологии полностью соответствуют экологии дошкольного возраста, целям, задачам Федеральной образовательной программы дошкольного образования, современным образовательным ориентирам;
• необходимость актуализации игровых технологий определяется ситуацией снижения доли игровой деятельности в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Педагогом была поставлена цель - создать условия для развития игровой деятельности детей посредством культурной социо-игровой технологии. Были определены задачи:
• Формировать и совершенствовать навыки различных видов игровой деятельности детей;
• Формировать у дошкольников навыки дружеского коммуникативного взаимодействия с использованием грамматически правильной связной речи. Развивать мышление детей в процессе игровых действий, обогащать и активизировать словарь;
• Создать условия в группе (развивающую предметно – пространственную среду) для организации и развития разных видов игры с учетом возрастных особенностей;
• Учить детей оценивать и контролировать свое поведение в процессе игры с правилами, в соответствии с определенными представлениями, требованиями, нормами;
• Воспитывать у детей готовность помогать тому, кто испытывает трудности, формировать дружеские взаимоотношения в детском коллективе.
На начальном этапе был составлен перспективный план работы с детьми, родителями, план по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы, перспективный план образовательной деятельности в соответствии с комплексно- тематическим планированием.
Для реализации поставленных задач, педагогом был подобран, а также изготовлен своими руками ряд дидактических пособий и игр, подобран соответствующий иллюстративный материал.
Чтобы развивать в детях инициативу, желание организовать игру, воспитатель продумывала и подбирала форму проведения игр, содержание, чтобы оно было привлекательным для детей.
В разные моменты совместной деятельности с детьми партнерская позиция Марины Валентиновны проявлялась особым образом, например - непринужденное приглашение детей к игре : «Давайте сегодня. Кто хочет, устраивайтесь поудобнее. Кто хочет - присоединяйтесь. "
Проведенные занимательные игры с правилами («Подними нужную карточку», «Цветочки – лепесточки», «Найди ошибку», «Кто придумает конец, тот и будет молодец» и др., мероприятия с детьми («Прогулка по лесу», «Спасатели», «Третий лишний») в группе регулярно транслировались в групповом чате родителей, а также на сайте детского сада в новостной строке. Комиссарова Марина Валентиновна транслировала свой опыт работы для педагогов детского сада – были представлены открытые занятия с детьми старшего дошкольного возраста, в которых активно использовались дидактические и подвижные игры с правилами.
Педагогами Учреждения, по итогам проведенных занятий Комиссаровой М. В. отмечалось - партнерская позиция заинтересованного педагога, продуманная организация пространства для совместной образовательной и игровой деятельности, грамотная последовательность этапов занятия.
Грамотная, целенаправленная работа педагога по данному направлению, позволяет успешно решать все поставленные задачи и обучать детей игровой деятельности, развивать ее на высоком профессиональном уровне. Педагог, учитывая потенциал игры для разностороннего развития ребенка и становления его личности, максимально использует все варианты ее применения в образовательном процессе. Так, в ходе реализации социо-игровой технологии педагогом была разработана «Картотека дидактических игр и упражнений» по разным образовательным областям для детей старшего дошкольного возраста. В том числе: «Математические башенки» с полным набором разнообразных дидактических заданий; «Музыкальный теремок» с множеством конвертов с картинками, иллюстрациями, вопросами; Многофункциональная ширма-игра "Придумай сказку", с ее помощью, используя специфический материал ребенок сможет придумать и рассказать свою историю. Специально подобранные словесно-дидактические игры, задания способствуют как познавательному, так и речевому развитию детей.
В рамках реализации игровой технологии педагог использует в работе макеты, созданные своими руками: «Времена года», «Ферма», «Математическая ширма», «Дикие животные Прибайкалья», «Космическое пространство», «Жаркие страны», «Мой город».
В ходе работы воспитатель побуждает детей создавать свои игры. Так в группе есть целый ряд игр-бродилок, разработанных и изготовленных руками детей и их родителей. К играм воспитанники сами придумывают правила и стараются их соблюдать: «Дорога к дому», «Поиск сокровищ», «Боевые учения», «Идем в детский сад», «По грибы, по ягоды»…
Многие свои идеи и разработки Марина Валентиновна размещает на страницах образовательного портала МААМ. ру и «Педагогический журнал».
Опыт работы «Социо-игровая технология, как одна из наиболее интересных и доступных форм обучения детей игровой деятельности. Развитие произвольного поведения дошкольников» были представлены на педагогическом совете Учреждения от 23 ноября 2023 г., высоко оценены педагогами и предложены к использованию в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Родители (законные представители) воспитанников также были привлечены ко всем этапам работы по данному направлению. Знакомство родителей с социо-игровой технологией началось с проведения родительского собрания, в ходе которого обсуждалась актуальность познавательного и речевого развития детей, а также развитие произвольного поведения дошкольников. Родителей познакомили с целями и задачами данной технологии. Было проведено анкетирование родителей «Во что играет Ваш ребенок?», которое показало, что у детей узкий круг познавательных игр, в приоритете - электронные, не соответствующие возрастным особенностям.
Итогом работы с родителями стало создание накопительных папок с иллюстрациями, фотографиями, рисунками детей, а также организация большой содержательной библиотеки по развивающим играм.
Такой подход способствует более тесному сотрудничеству педагога детского сада с семьями воспитанников, ставит родителей на позицию активных участников и равноправных партнеров, выстраивается трехстороннее взаимодействие: педагоги - дети - родители, что соответствует современным тенденциям системы образования в РФ.
Так, анализируя проведенное обследование детей подготовительной группы в конце учебного года, можно сделать вывод: у большинства детей сформирован интерес к дидактическим играм, которые способствовали развитию мышления и речи детей, обогащению и активизации словаря, готовность помогать тому, кто испытывает трудности. Сформированы дружеские взаимоотношения в детском коллективе.
Опыт работы Марины Валентиновны по социо-игровой технологии был представлен на конференциях и методических объединениях:
03.05.2024г. Межмуниципальная научно-практическая конференция для педагогов
дошкольных образовательных учреждений «Педагогический поиск» - 2024 г. «Игры с правилами, как средство формирования произвольности у дошкольников»;
25.01.2022г. Педагогическая мастерская «Проектирование РППС в условиях реализации ФГОС ДО», Арт-мастерская «Театра мир откроет нам свои кулисы,». Презентация методического продукта Игровое музыкально-дидактическое пособие «Скоморошек»;
19.02.2020г. XV Всероссийский педагогический конкурс «Восхождение» «Игровое пространство в группе»;
19.12.2020г. Семинар – практикум Педагогическая мастерская «Проектирование РППС в условиях реализации ФГОС ДО» «Теоретический аспект оценивания условий в группе по показателю «Математика/счет» с помощью шкал ECERS-R» Презентация методического продукта «Математическая дидактическая игра «Башенки» для детей 6-7 лет».
Таким образом, использование социо-игровой технологии Е. Е. Шулешко, как одной из наиболее интересных и доступных форм обучения детей игровой деятельности, позволяет оптимизировать образовательный процесс по основным направлениям развития детей дошкольного возраста: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития, развивает воображение детей, дает полную свободу для самовыражения, способствует формированию пытливости ума, развитию познавательной инициативы, расширению кругозора, умению творчески мыслить, анализировать (различать и объединять) вещи и явления.