Лучший педагог года

Социально-нравственное воспитание — важный фактор социализации воспитанников ДОУ

Ирина Сидоренко
Социально-нравственное воспитание — важный фактор социализации воспитанников ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Социально-нравственное воспитание — важный фактор социализации воспитанников ДОУ

Формирование основ моральных качеств человека начинается еще в дошкольном детстве. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Важно с самого начала формировать у ребенка необходимые нравственные чувства, представления, понятия и на их основе поступки, соответствующие нормам поведения в обществе.

Публикация «Социально-нравственное воспитание — важный фактор социализации воспитанников ДОУ» размещена в разделах

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы. Руководя деятельностью детей, воспитатель формирует у них такие важные для каждого человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.

Исследования ученых показывают, что дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей : в разных видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность и самостоятельность, интерес к общественному окружению. В обществе сверстников между дошкольниками устанавливаются взаимоотношения, которые под руководством воспитателя приобретают коллективистский характер, у детей возникает чувство товарищества и дружбы.

Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.

Неоспорим тот факт, что с первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения ребенок приобретает еще до того, как научится говорить. В процессе взаимодействия с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности.

Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом.

По мнению многих ученых (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн и др., первые годы жизни - это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы. Именно в этот период перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, виды деятельности усложняются, возникает совместная деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения, т. е. социализируется.

Социальное воспитание – это процесс создания условий, способствующих вхождению ребенка в мир культуры, традиций, человеческих отношений. Педагогические условия, направленные на социально-нравственное воспитание детей :

использование программ нравственного воспитания детей;

знание комплексной технологии психолого-педагогического сопровождения нравственного воспитания детей;

создание положительного эмоционально активного, ценностного отношения между детьми;

задействование традиций, ритуалов, личностно-ориентированного подхода к детям;

использование методов диагностики межличностных отношений детей.

Компоненты социально компетентного поведения:

умение сказать «нет» в негативных ситуациях;

умение выражать желания и требования в приемлемой форме;

владение навыками эффективного общения: умение налаживать контакты, умение вести и заканчивать разговор;

выражать как позитивные, так и негативные чувства в социально-приемлемой форме.

Социально неуверенные дети склонны находить чуть ли не в каждом деле непреодолимые препятствия, реагируя на них неадекватным поведением. Высокий уровень внутренней тревоги не позволяет им приспосабливаться сначала к детской группе, затем к школьной жизни, и та же проблема переходит во взрослую жизнь.

Ребенок оценивает себя «глазами» социума. И какова его самооценка – отраженная оценка социума – таков и социальный статус, такова возможность взаимодействовать с социумом, и по сути, таково его психическое здоровье. Отклонение от оптимального взаимодействия с самим собой, с социумом вызывают неуверенное поведение – это путь к нездоровью.

Социально компетентное поведение обеспечивает ребенку адекватное отношение к позитивным и негативным ситуациям. Приобретая позитивный опыт достижения согласия в общем деле при сохранении возможности выразить собственное мнение, неуверенный ребенок становится эмоционально активным, он охотно взаимодействует со сверстниками, что в будущем облегчит ему обучение в школе.

Да и в современной профессиональной жизни нужно не только иметь высокую квалификацию, но и обладать социальными навыками : уметь устанавливать и поддерживать контакты с разными категориями людей, быть способным действовать в команде, заинтересовать и мотивировать в деятельности других работников.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста закладывает основы личности ребенка. Именно в этом возрасте ребенок получает первый опыт общения, он учиться правильно вести себя с близкими ему людьми, ровесниками, усваивает традиции и культуру своего народа.

Публикации по теме:

Социально-коммуникативное воспитание и нравственное развитие детей с ограниченными возможностями Добрый день уважаемые коллеги и гости нашего центра, сегодня тема моего доклада: «Социально-коммуникативное воспитание и нравственное развитие.

Консультация для воспитателей «Трудовое воспитание как одно из направлений социализации воспитанников» «Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры». А. С. Макаренко. Труд, в широком смысле, это слияние.

Социально-нравственное развитие дошкольников посредством сказок. Педагогический проект «Воспитание сказкой» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. Тема: «Воспитание сказкой» Социально - нравственное развитие дошкольников посредством сказок. Тип проекта: познавательный,.

Презентация «Работа с родителями воспитанников по теме «Духовно-нравственное воспитание» Слайд 1 Название Слайд 2 Цель: 1. Формирование первоначальных представлений о нравственных чувствах и эмоциях. 2. Приобщение детей к выполнению.

Семейные традиции как важный социально-педагогический процесс в современном российском обществе Стремление к семейному благополучию находит выражение в создании семейных традиций. Когда-то традиции были обязательной особенностью «объединенной».

Социально-нравственное воспитание детей. Конспект беседы в старшей группе «В правде — сила»Социально-нравственное воспитание детей. Конспект беседы в старшей группе «В правде — сила» Цель: Раскрытие смысла слова «правда». Формирование умения говорить правду, слышать и слушать друг друга. Воспитание честности и доброты.

Социально-нравственное воспитание детей младшего возраста от 3 до 4 лет (из опыта работы) Социально-нравственное воспитание детей младшего возраста от 3 до 4 лет (из опыта работы) Составитель: Брагина Л. Н., воспитатель Март, 2019.

Театральная деятельность как фактор социализации и личностного развития дошкольникаТеатральная деятельность как фактор социализации и личностного развития дошкольника Театр – это самая настоящая игра, которая никогда не надоедает, потому что изменяется, усложняется и развивается вместе с детьми. Возникнув.

Социально-нравственное воспитание — важный фактор социализации воспитанников Доклад Цели: определить понятия: «социальное развитие», «патриотическое воспитание», «гражданское воспитание», «нравственное воспитание»;.

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников как фактор повышения качества воспитательного процесса Улитина Ирина Михайловна - воспитатель д/с №184 «Жигулёнок» АНО ДО «Планета детства «Лада» 445039 г. Тольятти, ул. Ворошилова д. 61 89372144475,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социально-нравственное воспитание — важный фактор социализации воспитанников ДОУ
Опубликовано: 7 ноября 2019 в 21:39
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социально-нравственное воспитание — важный фактор социализации воспитанников ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Сидоренко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД