Елена Птушко
Семейные традиции как важный социально-педагогический процесс в современном российском обществе
▼ Скачать + Заказать документы
Стремление к семейному благополучию находит выражение в создании семейных традиций. Когда-то традиции были обязательной особенностью «объединенной» семьи, другие, новые традиции отражают завоевание советского общества и являются общим достоянием. Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни – давняя хорошая традиция.
Публикация «Семейные традиции как важный социально-педагогический процесс в современном российском обществе» размещена в разделах
Существует много литературы по воспитанию детей, о взаимоотношениях в семье молодого и старшего поколения. Каждому хочется, чтобы его дом был уютным, гостеприимным, неповторимым, чтобы всегда, где бы кто не находился вдали от дома из членов семьи, он знал, что его ждут дома, всегда выслушают и поймут, помогут в трудную минуту. А еще в семье должны бытовать традиции, которые дети должны перенять и перенести в свои будущие семьи.
Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, рано завтракать, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга.
«Семья – первичное лоно человеческой культуры. Здесь пробуждаются и начинают развеваться друмлеющие силы детской души: здесь ребенок научиться любить, верить и жертвовать, здесь слагаются первые основы его характера, здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья и ненастья, здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии разовьется великая личность или, может быть, низкий проходимец».
Семья дает ребенку главное – то, что не может дать никакой другой социальный институт : интимно-личностную связь и единство с родными. Социальная функция семьи – психологический тыл, защита, убежище. Мать – главная воспитательница дошкольника. Функция матери, родителей – научить ребенка жить. Но в то же время любимая мама не должна дублировать госучреждение и выступать в роли учительницы, тем самым, травмируя малыша.
Вершиной становления родителей выступает благополучие детей. И если мера всех вещей – человек, то «мера» родителей – ребенок.
В каждом доме, за время его существования складывается свой ритуал. Дом привыкает к своим жильцам, начинает жить в ритме. Его энергетическая структура несколько изменяется под влиянием традиций. Ведь, по большому счету, традиции – это не только семейный уклад, но и отношения, которые складываются между членами семьи. Эти отношения развиваются в доме. Если семья фиксирует традиции для самих себя как обязательные, то они могут быть полезны. Часто следование традициям помогает нам жить. И какими бы странными они не казались, важно одно : семейные традиции и ритуальные не должны быть громоздкими и надуманными. Пусть они входят в жизнь естественно.
Крайне сложно формировать семейную традицию, если дети выросли и уже сформировали общее отношение к семье. Другое дело, молодые семьи, где родители вольны показать ребенку всю красоту мира, окутать его любовью и сформировать надежную жизненную позицию на протяжении всей жизни.
Маленький ребенок воспринимает мир глазами взрослых – его родителей. Папа и мама формируют детскую картину мира с самой первой встречи с малышом. Сначала они выстраивают для него мир прикосновений, звуков и зрительных образов, затем – учат первым словам, затем – передают свое отношение ко всему окружающему.
А еще семейные традиции и ритуалы :
- позволяют малышу ощущать стабильность жизненного уклада: «при любой погоде» в вашей семье состоится то, что заведено;
- дают ему чувство уверенности в окружающем мире и защищенности;
- настраивают кроху на оптимизм и позитивное восприятие жизни, когда «каждый день – праздник»;
- создают неповторимые детские воспоминания, о которых ребенок будет рассказывать своим детям;
- позволяют ощутить гордость за себя и свою семью.
Современные тенденции таковы, что семейных традиций в нашей жизни остается все меньше. Точнее они есть, но те, что формируются на смену прежним, не всегда имеют положительное влияние на воспитание детей.
Ведь что такое традиция? Это действие или порядок вещей, устоявшиеся временем, повторяющиеся в неизменном виде раз за разом. Это то, к чему, в конечном счете, привыкаешь и что воспринимаешь как должное. В каждой семье есть определенные традиции. Хорошие или плохие, вредные или полезные, сознательно и целенаправленно созданные или сложившиеся сами по себе. Это могут быть самые разные традиции, не всегда в хорошем понимании этого слова, но они непременно присутствуют.
Если вы хотите хорошо воспитать своих детей, формируйте в своей семье только хорошие традиции. Это на самом деле очень важно, потому что семейные традиции имеют огромнейшее значение в воспитательном процессе.
Семейные традиции – конечно, это праздники, которые отмечаются всеми членами семьи, торжественные обеды по выходным, когда вся семья в сборе и достается праздничный сервиз. Это может быть традиция сажать деревне или под Новый год выезжать за город, чтобы украсить живую елку. Это традиция – вместе с ребенком посещать выставки, театры, музеи. Это и совместные игры. Это и поздравление родственников. Это и традиционные походы, прогулки и пикники на природу. Это и составление своей родословной и составление семейных альбомов. Это и коллекционирование, и выбор профессии. Это и праздники по поводу дней рождения ребенка.
Традиций не обязательно должно быть много. Они просто должны быть. Это – детство ваших детей, то, чем они его особенно запомнят.
Поэтому берегите свои хорошие семейные традиции и передавайте их своим детям, чтобы они смогли передавать своим. Передавать традиции из поколения в поколение – это важный социально-педагогический процесс. Очень приятно передавать детям или внукам традиции своего детства. Так предоставьте им тоже такую возможность, чтобы было, что вспомнить и рассказать во взрослой жизни.
Литература:
1. Т. Андреева, Семейная психология 2006 г…. ;
2. Баринова Т. М., Мир Семьи «Семейные традиции : Содержание и формирование»…;
3. Ильин И. А. Избранное Смоленск. : «Посох», 1995. — 416 с.
4. Рузов В. О., Семейная конфиктология….
5. Суслопарова Л., Семейные традиции…. ;