Токбаева Дана Муаедовна
Перспективное планирование «Социально-коммуникативное развитие«
▼ Скачать
Вхождение ребенка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, то есть вне социализации. Для социализации дошкольника огромное значение имеет игра как самостоятельная детская деятельность, в которой отражается окружающая действительность, мир взрослых людей и других детей, природы, общественной жизни.
Основные задачи психолого-педагогической работы:
Публикация «Перспективное планирование „Социально-коммуникативное развитие„» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2024
- развитие игровой деятельности; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- формирование положительного отношения к себе;
- формирование первичных личностных представлений (о себе, собственных особенностях, возможностях, проявлениях и др.);
- формирование первичных гендерных представлений (о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу, гендерных отношениях и взаимосвязях);
- формирование первичных представлений о семье (ее составе, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, традициях и др.);
- формирование первичных представлений об обществе (ближайшем социуме и месте в нем); формирование первичных представлений о государстве (в том числе его символах, “малой” и “большой” Родине, ее природе) и принадлежности к нему;
- формирование первичных представлений о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты и др.).
Специфика реализации данной области заключается в следующем:
- решение вышеназванных основных задач психолого-педагогической работы невозможно без формирования первичных ценностных представлений (в дошкольном возрасте ценности проявляются в различении того, “что такое хорошо, и что такое плохо”, конкретных примерах добрых дел и поступков);
- выделение “ СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ” в отдельную образовательную область условно, так как процесс социализации “пронизывает” содержание Программы разнообразными социализирующими аспектами;
- значительное место в реализации области занимают сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные игры как способы освоения ребенком социальных ролей, средства развития интеллектуальных и личностных качеств детей, их творческих способностей.
Виды интеграции образовательной области “СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ”
По задачам и содержанию психолого-педагогической работы По средствам организации и оптимизации образовательного процесса
Блок “Коммуникация” - развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения
Блок “Познание” - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, гендерной принадлежности, социуме, государстве, мире
Блок “Труд” - формирование представлений о труде, профессиях, людях труда, желания трудиться, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности”
Блок “Безопасность” - формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в семье и обществе, а также безопасности окружающего мира
Блок “Физическая культура” - развитие игровой деятельности в части подвижных игр с правилами Блок “Чтение художественной литературы” - использование художественных произведений для формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье и окружающем мире
Блок “Художественное творчество” - использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения содержания, закрепления результатов освоения области Блок “Социализация”
Блок “Познание” - использование дидактической игры как средства реализации образовательной области “Познание”
Блок “Коммуникация”, “Безопасность” - использование сюжетно-ролевых, режиссерских и игр с правилами как средства реализации указанных образовательных областей
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области “Социально – коммуникативное развитие”
Задачи психолого-педагогической работы:
По развитию игровой деятельности детей 6-7 лет
- формировать умение организовать совместные с другими детьми сюжетно-ролевые игры, договариваясь, распределяя роли, предлагая сюжеты игр и их варианты (“Школа”, “Музыкальная школа”, “Спортивная школа” и др.); согласовывать собственный игровой замысел с игровыми замыслами других детей, договариваться, обсуждать и планировать действия всех играющих; учить самостоятельно “создавать” некоторые недостающие для игры предметы (например, деньги, чеки, ценники, кошельки, “пластиковые карты” для игры в “Супермаркет”); объединять сюжетные линии в игре, расширять состав ролей (например, “Пусть у бабушки будет еще один внук – Максим!”, комбинировать тематические сюжеты в один сюжет (например, в “Супермаркете” открылась “Аптека” и др.); выполнять разные роли ; устанавливать положительные ролевые и реальные взаимоотношения в игре - согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре, помогая им при необходимости, справедливо разрешая споры и т. д. ; в театрализованных и режиссерских играх самостоятельно выбирать сказку, рассказ и др. в качестве содержания режиссерских и театрализованных игр, подбирать и изготавливать необходимые атрибуты, декорации, распределять роли; развивать умение передавать игровой образ, используя разнообразные средства выразительности; побуждать выступать выступает перед детьми, воспитателями, родителями.
По приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным) :
• развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности; учить вежливо вступать в общение и в различного рода социальные взаимодействия
• развивать эмоциональное отношение к окружающей действительности, умение сочувствовать людям, сопереживать, сорадоваться; формировать представления о нравственных чувствах и эмоциях (любовь, долг и ответственность, гордость, стыд, совесть)
• формировать представления о нормах и правилах поведения (в том числе моральных, формировать умение соблюдать нормы и правила поведения со взрослыми и сверстниками, совершать нравственно-направленные действия (поделиться чем-либо, помочь в затруднительной ситуации, придвинуть стул и предложить сесть, подать руку, поднять выроненную вещь, утешить обиженного и др.)
• учить понимать содержание некоторых моральных понятий (“честность” - “лживость”, “скромность” - “нескромность” (“зазнайство”) и др., различать близкие по значению нравственных понятия (например, “жадный” - “экономный”, приводить соответствующие примеры из жизни, кино, литературы и др.
• формировать соответствующую морально-оценочную лексику.
• побуждать совершать положительный нравственный выбор (воображаемый и реальный (в ситуациях с участием близких людей, друзей и т. д.);
По формированию первичных личностных, гендерных представлений, первичных представлений о семье, обществе, государстве, мире:
• формировать представление о личных данных (имя, отчество, фамилия, возраст (полных лет и месяцев, дата рождения, умение называть их в типичных и нетипичных ситуациях (
• развивать положительную самооценку на основе выделения собственных особенностей, достоинств (“Я хорошо рисую”, возможностей (“У меня хороший голос – я смогу учиться пению”) и перспектив в собственном развитии (“Скоро буду школьником”);
• формировать представление о собственной (и других людей) половой принадлежности, гендерных отношениях и взаимосвязях (как между детьми, так и между взрослыми (например, “Когда я женюсь, то буду мужем, а для своих детей я буду – отец”)
• формировать представление о составе семьи, своей принадлежности к ней, некоторых родственных связях (например, свекровь – невестка, теща-зять, о профессиях, интересах и занятиях родителей и родственников, об именах и отчествах родителей, а также об именах и отчествах, ближайших родственников формировать интерес к своей родословной, изображая вместе с ребенком генеалогическое древо (начать с дедушек и бабушек, рассматривая семейные альбомы с фотографиями, рассказывая о родственниках, об их судьбах, интересных случаях из их жизни (побуждать к участию в выполнении некоторых семейных обязанностей, в семейных традициях и праздниках ;
• формировать представление о собственном адресе (страна, город (село, улица, дом, квартира) и номере телефона, адресах и номерах телефонов близких родственников
• побуждать поздравлять родителей и родственников с днями рождения и другими праздниками ;
• развивать чувство гордости за семью, обращая внимание на достижения, почетные грамоты и различные награды родителей и родственников;
• формировать представление о своем месте в ближайшем социуме, принадлежности к той или иной группе людей (член группы детского сада, кружка, ученик музыкальной школы, будущий школьник и др.) ;
• закреплять умение свободно ориентироваться в помещении детского сада и на участке, учить пользоваться планом помещения детского сада, участка, близлежащих улиц; формировать представление о номере и адресе детского сада;
• формировать умение выполнять некоторые общественные обязанности, поручения, участвовать в коллективных делах в детском саду (спектакли, дежурства, изготовление подарков для благотворительных акций и др.); воспитывать внимательное и заботливое отношение к работникам и воспитанникам детского сада
• расширять представления детей о школе, развивать интерес к школьной жизни, желание учиться в школе ;
• углублять и уточнять представления о Родине — России, развивать чувство гордости за достижения отдельных россиян и России в целом, за чувство любви к “малой” и “большой” Родине ;
• формировать первоначальные представления о государстве (президент, правительство, армия, милиция и др., его символах (флаг, герб, гимн, закреплять и расширять представления о столице России – Москве, о государственных праздниках, о собственной принадлежности к государству ;
• расширять представления о “малой” и “большой” Родине, ее природе, о выдающихся личностях города (села, страны (писатели, композиторы, космонавты и др., достопримечательностях региона и страны, в которых живут ;
• обогащать представления о Российской армии, воспитывать уважение к защитникам Отечества, формировать представление о способах выражения уважения к памяти павших бойцов (возложение цветов, ставить цветы к обелискам, памятникам и др.) ;
• развивать интерес к общественным явлениям в стране (праздники, выборы, благотворительные акции и др.);
• формировать представление о России как о многонациональном государстве, воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям. Приобщать детей к истокам народной культуры ;
• развивать интерес к страноведческим знаниям;
• формировать представления о планете Земля как об общем доме, многообразии стран и государств (европейские, азиатские и др., их особенностях, о своеобразии природы планеты, учить показывать на карте, на глобусе континенты и некоторые страны, воспитывать бережное отношение к природе и др. ;
• формировать представление о населении разных стран, их особенностях, о национальностях людей ;
• воспитывать человеколюбие и толерантность к людям разных стран и государств, желание жить в мире со всеми народами, уважение их культуры, обычаев и традиций;
• формировать представления о некоторых событиях, происходящих в мире (например, олимпийские игры); о месте России в мире (большое и сильное государство, которое уважает другие государства и стремится жить с ними в мире)