Елена Николаевна Карякина
Педагогический опыт «Ознакомление младших дошкольников с устным народным творчеством народов Поволжья»
▼ Скачать + Заказать документы
«Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим…»
Шефнер В. С.
Обоснование актуальности и перспективности опыта.
Русский педагог К. Д. Ушинский считал, что первый воспитатель – это народ, а народные сказки – первые и блестящие попытки создания народной педагогики.
Публикация «Педагогический опыт „Ознакомление младших дошкольников с устным народным творчеством народов Поволжья“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Поволжье. Народы Поволжья, родной край
- Средняя группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Устное народное творчество
- Темочки
Эти слова оказываются как нельзя более актуальными в настоящее время, время «массированного наступления» на культуру, историю, язык всех без исключения больших и малых народов России.
Изменения в экономической и социальной сферах жизни требуют подготовки подрастающего поколения, способного адаптироваться в изменяющейся обстановке, умеющего принять решение, сделать самостоятельный выбор, проявить инициативу, обладающего достаточно высоким уровнем общей и национальной культуры.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова, Е. И. Тихеева и др.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти - шести лет. А ведь произведения русского народного искусства через особую форму выражения отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях. Под влиянием разнообразных жанров устного народного творчества происходит нравственно-эстетическое развитие детей, формируются разнообразные нравственные качества, понятия о нормах поведения в семье, обществе, осуществляется закладка основ для развития у дошкольников патриотических чувств.
Исходя из этого мной был сделан вывод – одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта, создаваемого веками громадным количеством предшествующих поколений.
Одним из действенных средств воспитания такого человека и его полноценного развития является устное народное творчество.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Условия формирования ведущей идеи опыта
Работа по проблеме "Ознакомление младших дошкольников с устным народным творчеством народов Поволжья " мной ведётся с 2015 года.
Цель: использовать произведения устного народного творчеств, как возможность развития речи детей раннего возраста.
Достижение обозначенной цели предполагает решение следующих задач:
1. Развивать речевые способности детей раннего возраста;
2. Расширять словарный запас;
3. Формировать связную речь;
4. Расширить представления детей о многообразии устного народного творчества;
5. Воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям;
6. Обеспечить формирование открытости, доброжелательности, коммуникативности;
7. Доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями.
Концептуальность
Новизна опыта состоит в усовершенствовании применения методов: планирование тематических дней, использование малых фольклорных форм в различных видах деятельности: игровой, образовательной, в процессе прогулок, утренней гимнастики, труда, режимных моментов. В работе использовались нетрадиционные формы и методы: стимулирующие детей к использованию малых фольклорных форм, создание ситуаций, побуждающих к творческим действиям.
В результате это послужило базой для развития речи детей. Речь детей стала более выразительной, эмоциональной, разнообразной, увеличился словарный запас.
Концептуальность опыта определяется следующими основополагающими принципами и приемами.
Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия: принятие и поддержка индивидуальности ребенка, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
Принцип системности: работа проводится систематически весь учебный год.
Принцип доступности: учитываются возрастные особенности, потребности, интересы, уровень подготовленности детей, их небольшой жизненный опыт.
Принцип интеграции: виды устного народного творчества взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.
Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи: родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.
Принцип научности: содержание учебного материала и методы его изучения должны быть научными и соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в практике дошкольного образования.
Принцип результативности: предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Наличие теоретической базы опыта
Данный педагогический опыт формировался под влиянием взглядов и научных работ Капицы О. И., Виноградова Г. С., Аникина В. П., Мельникова М. Н. Мною были изучены и использованы программы:
- Программа "Мы в Мордовии живем" является региональным образовательным модулем программы дошкольного образования (под ред. О. В. Бурляевой и др.).
Целью данной программы является приобщение дошкольников к культуре мордовского народа в процессе социально-эстетического, физического развития. Развивая ребенка в многонациональной среде, основное внимание уделяют приобщению его к красоте и добру, формированию желания видеть неповторимость окружающей природы, культуры, участвовать в их сохранении и приумножении. Данный модуль программы предполагает организованную деятельность педагога с детьми, проведение режимных моментов и самостоятельной детской деятельности.
В представленных материалах сделан акцент на ознакомление дошкольников с мордовской культурой (языками, детской литературой и фольклором, музыкальной культурой, изобразительным и декоративно – прикладным искусством, подвижными играми).
Программа «Приобщение дошкольников к истокам русской культуры», авт. О. Л. Князева, М. Д. Маханева определяет новые ориентиры в нравственна патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истокам русской народной культуры.
Теоретическую основу программы составляет известное положение (Д. Лихачев, И. Ильин) о том, что дети в процессе ознакомления с родной культурой приобщаются к непреходящим общечеловеческим ценностям.
Одним из приоритетных направлений данной программы является широкое использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). Устное народное творчество в доступной детям форме передает особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, верности. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные пози-ции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Поэтому, сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно нравственных качеств личности в нашем ДОУ. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.
Духовно – нравственные качества личности можно развить с помощью детского фольклора. Ведь эти произведения бесценны, в них сама жизнь, они поучительны чистотой и непосредственностью. Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает «народная мудрость».
В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные качества, представления о добре и красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности и т. д. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, песнями, я тем самым приобщаю их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Для осуществления воспитательно-образовательного процесса немаловажное значение имеет педагогически и эстетически грамотная организация предметно-пространственной среды. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа
Оптимальными и эффективными средствами в работе считаю проводимые мною следующие мероприятия:
1. проведение цикла тематических занятий по различным видам деятельности с целью обогащения педагогических воздействий, направленных на освоение ребенком определенного речевого содержания по средствам эффективного использования малых фольклорных форм;
2. проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций;
3. специальные игровые задания;
4. досуги;
5. консультативная работа с воспитателями и родителями;
6. свободно-самостоятельная деятельность; загадывание загадок, проведение наблюдений.
Анализ результативности.
Результативность опыта работы по развитию речи отслеживается регулярно. Мониторинг проводится в начале и в конце учебного года. Результаты, полученные в ходе мониторинга, дают полное основание говорить, что использование в обучающем процессе устного народного творчества сказывается на расширении словаря детей. В результате проведенной работы произошли позитивные изменения в словарном запасе детей.
При этом использование устного народного творчества и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам, приобщает его к народной поэзии.
При реализации данной темы накоплена большая материальная база:
-Изготовлены настольные театры: «Маша и медведь», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Колобок» и театры на фланелеграфе: «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Репка», «Курочка Ряба».
-Составлена картотека по русским, мордовским, татарским народным играм : «Огуречик-огуречик», «Жаворонок», «Морская фигура», «Утка и селезень», «У медведя во бору», «Мосток», «Раю-раю» и др.
-Изготовлены книжки-малышки по устному народному творчеству;
-Пополнено аудио и видео-картотека со сказками;
-Проводятся викторины;
-Конкурсы и выставки детских рисунков;
-Открытые мероприятия и праздники;
-Анкетирование;
-Беседы;
-Индивидуальные и групповые консультации;
-Родительские собрания;
-Помощь родителей при изготовлении костюмов и атрибутов к русским народным сказкам;
- Совместные выставки работ.
Проделанная работа дала следующие результаты:
У детей улучшилось качество речи, мышление, воображение, двигательная активность, трудолюбие. Сформировались знания о культуре русского народа.
Разработаны методические рекомендации для родителей и воспитателей по приобщению детей к национальной культуре.
Совместно с родителями в группе собрана детская библиотека русских, мордовских, татарских народных сказок.
Я уверена, что фольклор эффективно развивает устную речь ребенка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.
Таким образом, использование устного народного творчества действительно является одним из ведущих методов обучения детей дошкольного возраста.
Перспективой дальнейшей работы считаю продолжение использования наработанного материала для всестороннего развития детей дошкольного возраста.
Трудности и проблемы при использования данного опыта.
В настоящее время появился целый ряд образовательных программ, технологий, методических пособий посвященных изучению фольклора детьми дошкольного возраста. Они имеют разную степень развернутости. Поэтому сложно разобраться в их многообразии и выбрать основное. Применять их так, чтобы не перегружать ребенка лишней информацией, а заинтересовать, увлечь.
Адресные рекомендации по использованию опыта :
Весь материал по развитию связной речи посредством использования жанров устного народного творчества может быть использован в практической деятельности воспитателей.
Информацию о накопленном мною положительном опыте открыто представляю не только внутри детского сада, активно участвую в городских и республиканских мероприятиях:
на уровне образовательной организации:
• выступление на педагогическом совете №3 МАДОУ «Детский сад №89» на тему «Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей второй младшей группы» (2015г.);
• открытый просмотр НОД «Петушок и краски» по речевому развитию для воспитателей МАДОУ «Детский сад №89» (май, 2016г.);
• фольклорное развлечение совместно с родителями «Мордовские посиделки» (февраль 2016г.)
на муниципальном уровне:
- круглый стол ГБУ ДПО «МРИО» по проблеме «Обновление содержания дошкольного образования». Тема выступления «Роль книги современного дошкольника» (март 2016г.)
- городской образовательный семинар «Приобщение детей к народным праздникам и обрядам как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников». Выступление на тему «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам национальной культуры» (на базе МДОУ «Детский сад №99 комбинированного вида», апрель 2016).
- выездной практический семинар для инструкторов по ФК ДОУ РМ «Организация физкультурно-оздоровительной работы в условиях дошкольной организации». Выступление на тему «Проведение динамического часа с детьми младшего дошкольного возраста» (на базе МАДОУ «Детский сад №89 комбинированного вида», октябрь 2015г.).
- участие в региональном семинаре ФГБОУ ВПО «МГПИ им. М. Е. Евсевьева» «Образование и воспитание детей дошкольного возраста в условиях поликультурного региона» (февраль 2016).
Для обмена опытом, общения с коллегами, размещением собственных разработок я создала личную страницу на сайте MAAM.ru и Продленка https://www.maam.ru/users/407852, https://www.prodlenka.org/metodicheskie razrabotki/viewprofile/180256.html, так же делюсь опытом работы на сайте детского сада. Личная страница на сайте МАДОУ: https://ds89sar.schoolrm.ru/sveden/employees/11228/200390/