Белишко Оксана Александровна
Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста в играх с сенсорными материалами
▼ Скачать + Заказать документы
Требования ФГОС ДО к условиям реализации основной образовательной программы детского сада определяют, что содержание социально-коммуникативного развития в раннем возрасте должно включаться в такие виды деятельности, как экспериментирование с материалами и веществами, общение со взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого. Ранний возраст наиболее благоприятен для формирования основ грамотной, четкой, правильной речи, для пробуждения интереса к окружающей действительности.
Публикация «Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста в играх с сенсорными материалами» размещена в разделах
- Игры для детей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Речь ребенка раннего возраста возникает и первоначально функционирует в процессе общения с взрослыми, поэтому очень важной задачей является развитие коммуникативной функции речи. Это предполагает совершенствование понимания ребенком речи окружающих людей и овладение активной речью. Возможность понимать речь и говорить становится для ребенка 3-го года жизни важнейшим средством познания окружающего, а познавательная активность стимулирует развитие его речи. Сегодня вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста очень актуальны, т. к. развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей.
В раннем возрасте речь ребенка, выступая как средство общения со взрослыми и с другими детьми, непосредственно связана с практической деятельностью, осуществляемой им, или с наглядной ситуацией, в которой или по поводу которой происходит общение.
Все виды детской деятельности этого возраста возраста осуществляется совместно со взрослыми, или при их помощи; поэтому и его общение носит ситуативный характер. Это придает речи особую форму – форму ситуативной речи, носящей в большинстве случаев диалогический характер. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. Речь можно развить различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры с сенсорными материалами. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения.
Цель: способствовать развитию речи детей раннего возраста в процессе игр с сенсорными материалами.
Задачи:
- Активизировать познавательную и речевую деятельность на основе обогащения сенсорного опыта детей;
- Формировать у детей раннего возраста перцептивные действия; учить обозначать их словом;
- Способствовать становлению речи через развитие мелкой моторики;
- Формировать положительный эмоциональный настрой к игре, способствовать развитию диалогических и монологических форм речи;
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, основы вежливого обращения.
Очень полезны для детей раннего возраста сенсорные игры, которые дают им опыт работы с самыми различными материалами : с песком, глиной, крупой, бумагой и картоном разной фактуры и др.
Подобные занятия способствуют развитию сенсорной системы ребёнка : зрения, слуха, обоняния, вкус.
Все органы чувств, данные нам природой, обязательно должны работать, а для этого им необходима «пища». В совместной деятельности с детьми образовательная среда организована так, чтобы ребенок получил возможность развивать эти анализаторы. Помогая ребенку переживать различные телесные ощущения, развиваю и обогащаю речь ребенка. При помощи речи малыш выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Игры с сенсорными материалами стимулируют речевую активность детей, обогащают сенсорный опыт, обеспечивающий практическую ориентировку в предметах и явлениях ближайшего окружения, обогащая словарный запас. Выполняя практические действия с водой, крупой, песком, бумагой, посудой и др. материалом малыши способны усвоить много слов и понятий.
В результате манипуляций с предметами, дети учатся обозначать свои действия словом, формируется понимание речи и активизируется словарь. Игры позволяют заинтересовать детей раннего возраста, создают положительный эмоциональный настрой, а так же способствуют развитию диалогической и монологической форм речи.
Провожу анализ совместной деятельности с детьми, выявляю проблемы и стараюсь устранить их.
Анализ полученных данных позволил сделать вывод, что игры с сенсорными материалами являются хорошим средством для развития общения детей раннего возраста.
Литература
1. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. - М. : Просвещение, 1996. – С. 34-39.