Оксана Чатарова
Социальная адаптация детей с ТМНР
▼ Скачать + Заказать документы
Социальная адаптация
- взаимодействие двух взаимно адаптирующихся структурно сложных систем – личности и социальной среды. Эти системы находятся в сложном взаимодействии: личность адаптирует к себе социальную среду, а социальная среда в определенной мере адаптирует к себе личность.
Публикация «Социальная адаптация детей с ТМНР» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- ТМНР. Тяжелые и множественные нарушения развития
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2023
Социальная адаптация
- это постоянный процесс и результат активного приспособления человека к условиям меняющейся социальной среды. Хотя социальная адаптация идет непрерывно, этот процесс обычно связывается с периодами кардинальных изменений в жизни и деятельности ребёнка и его окружения. Центральным аспектом социальной адаптации является принятие ребёнком социальной роли.
Социальная адаптация – это форма взаимодействия субъекта с социальной средой, активное приспособление личности к её условиям, требованиям социума. Так же данный процесс можно назвать интеграцией субъекта в общество, следствием которого является достижение развития самосознания, выработка ролевого поведения, формирование способности к самообслуживанию и самоконтролю, создание адекватных связей с окружающим социумом.
По мнению А. М. Царева (руководитель Федерального ресурсного центра по развитию системы комплексного сопровождения детей с нарушениями интеллекта, с ТМНР и Член совета Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов) тяжелое и множественное нарушение является специфическим состоянием психофизического развития человека в результате органического поражения центральной нервной системы, при котором комплекс в значительной степени выраженных нарушений интеллекта, сенсорных и двигательных функций, коммуникации и поведения серьезно затрудняют становление самостоятельности человека в процессе жизнедеятельности.
В разных сочетаниях у детей с ТМНР наблюдаются : опорно-двигательные нарушения (ДЦП разной формы и степени тяжести); тяжелые нарушения речи (не сформированность языковых средств); нарушения функций анализаторных систем (зрения, слуха, тактильной чувствительности); повышенная судорожная готовность (эписиндром); расстройства эмоционально-волевой сферы (нарушения регуляции поведения.
Важнейшей особенностью, характерной для лиц с тяжелыми множественными нарушениями развития, как отмечают многие исследователи А. Я. Абкович, И. Ю. Левченко, Э. В. Самарина, Т. Н. Симонова, А. М. Царев, является необходимость постоянной интенсивной поддержки в самообслуживании, выполнении предметных действий, передвижении, что ограничивает для них возможность вхождения в социум и пользования достижениями цивилизации. Современные исследователи отмечают, что ограничение возможностей ребенка может быть минимизировано или преодолено при создании специальных условий (И. Ю. Левченко, В. И. Лубовский, Н. Н. Малофеев, Н. М. Назарова, Т. Н. Симонова, А. М. Царёв). Таким образом, при организации педагогической помощи детям с ТМНР происходит изменение ведущей задачи: основными направлениями обучения детей с ТМНР становятся самообслуживание, ориентировка на собственном теле и в окружающей обстановке, коммуникация, предметно-практическая, бытовая и трудовая деятельность.
Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) – особая группа лиц, имеющих различные сочетания с разной степенью выраженности сенсорных, двигательных, интеллектуальных нарушений, вариативность которых не позволяет обучать таких детей по типовым адаптированным основным образовательным программам и создает необходимость индивидуального подхода к организации их обучения.
В разных сочетаниях у детей с ТМНР наблюдаются : опорно-двигательные нарушения (ДЦП разной формы и степени тяжести); тяжелые нарушения речи (не сформированность языковых средств); нарушения функций анализаторных систем (зрения, слуха, тактильной чувствительности); повышенная судорожная готовность (эписиндром); расстройства эмоционально-волевой сферы (нарушения регуляции поведения.
Несмотря на стойкие ограничения жизнедеятельности, все дети с ТМНР имеют определенный потенциал развития независимости и самостоятельности. В случае гиперопеки, когда за ребёнка принимаются решения и выполняются все действия, даже те, которые он может выполнить сам, – его потенциальные возможности оказываются невостребованными и возрастают ограничения жизнедеятельности, вплоть до полной зависимости от ухода, ребёнок становится полным иждивенцем. Если же поддерживается инициативность, доступная активность ребёнка в социальной коммуникации, в созидательной деятельности, а помощи при этом оказывается столько, сколько необходимо, и самостоятельности предоставляется столько, сколько возможно, то у ребёнка даже с самой тяжелой инвалидностью развивается интерес к жизни, стремление проявлять свою социальную активность и самостоятельность в решении жизненных задач. Создание ситуаций, когда появляется мотив и включается активная ориентировочная деятельность, способствуют формированию независимости. Именно поэтому важно пожизненное обучение и поддержка приобретенных навыков,
Отечественные исследователи указывают, что основная задача при воспитании и обучении детей с ТМНР – социализация, подготовка к самостоятельной жизни.
Интеграция в общество детей с ТМНР не может происходить так же, как у их нормально развивающихся сверстников. Имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития. Поэтому такой ребенок не всегда в состоянии адекватно воспринять социальные нормы и требования. Психологическая поддержка и педагогическая работа, как правило, в определенном возрасте - основное, в чем нуждаются дети и подростки, отстающие в развитии.
Таким образом, в современной социально-экономической ситуации вопросы социальной адаптации детей с ТМНР (соответственно, с особыми образовательными потребностями, в частности, важна их социальная компетентность, наряду с профессиональными умениями определяющая возможность трудоустройства приобретают особую актуальность.
Успех интеграции в значительной степени зависит от овладения социально-бытовой компетентности ребёнка, его способности самостоятельно организовывать свой быт. Поэтому подготовить каждого ребенка к самостоятельной, независимой от помощи окружающих, жизни является главной задачей родителей и специалистов. Весь процесс обучения и воспитания ребенка с ТМНР должен быть направлен на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию в обществе.
Необходимость обучения самообслуживанию детей с ТМНР обусловлено тем, что лишь небольшая их часть попадает в дошкольном возрасте в образовательные организации, где им оказывается квалифицированная коррекционная помощь, в том числе проводится работа по формированию навыков самообслуживания. Обучение навыкам самообслуживания позволяет расширять представления и знания детей об окружающих вещах, обогащать их сенсорный опыт, развивать тонкую моторику, зрительно-моторную координацию и подражание, учить ребенка ориентировке на образец и соблюдению определенной последовательности действий.
Социально-бытовые навыки, в частности навыки самообслуживания, являясь первой предметной деятельностью, мотивированной, предсказуемой и четко регулируемой, играют важную роль на первоначальном этапе обучения детей с ТМНР. Их обследование позволяет определить актуальный уровень развития таких детей и определить зону их ближайшего развития.
Навыки самообслуживания являются также первой предметно-практической деятельностью, осуществляемой сначала руками матери, а впоследствии самим ребенком, на базе которой формируются высшие психические функции, конкретно у него потенциальные возможности.
Для ребёнка, имеющего тяжёлые нарушения психики и интеллекта, социализация представляет собой сложнейший комплексный процесс. Трудности социализации обычно состоят в неспособности самостоятельно организовать своё участие в жизни общества, кроме того, поведение особого ребёнка не вписывается в стандартные рамки, непонятно окружающим и не принимается ими. В настоящее время общество приходит к пониманию ценности каждого человека, независимо от его состояния здоровья. Уровень развития ребёнка зависит от его потенциальных способностей. И важно для любого ребёнка как можно полнее реализовать имеющийся у него потенциал. Основная работа с такими детьми должна быть направлена на овладении навыками самообслуживания, общения, приспособление к ежедневной жизни людей, к стилю жизни в обществе. Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире, развитие сенсорных функций, формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений у детей с ТМНР будет происходить более оптимально, если работать по таким основным направлениям, как:
– создание развивающей среды;
– развитие коммуникативных навыков, в том числе средствами АДК;
– развитие двигательной активности;
– формирование навыков самообслуживания и бытовых навыков;
– развитие игровой деятельности.
Каждому ребёнку необходимо помочь обрести максимально возможную независимость в рамках удовлетворения основных жизненных потребностей, овладеть необходимыми умениями, позволяющими обслуживать себя и проявлять бытовую самостоятельность.
Каждый ребёнок с тяжёлыми и (или) множественными нарушениями психофизического развития наделён особыми способностями, имеет свой собственный темп и ритм развития, но вместе с тем имеет и большое количество ограничений. Многие из детей затрудняются свободно передвигаться, самостоятельно удовлетворять личные потребности, приобретать опыт деятельности, подражать социальному поведению, инициировать и поддерживать социальное взаимодействие. У детей могут быть нарушены эмоциональные, когнитивные, коммуникативные способности, средства самовыражения. Они зачастую недостаточно чётко воспринимают и осознают себя, другого человека, предметы окружающего мира. Их интерес к какой-либо деятельности быстро угасает. Задача специалистов состоит в выявлении альтернативных путей развития деятельности ребёнка, которые позволяют в некоторой мере компенсировать его ограничения.
Формирование бытовой самостоятельности является одним из таких путей и осуществляется на протяжении длительного времени, требует особых усилий, терпения и настойчивости со стороны, как самих детей, так и людей, оказывающих им помощь и поддержку.
Социальная адаптация и личный успех в современном обществе дается человеку с определённым уровнем работоспособности и здоровья. Все знают, что интеграция в общество человека с ограниченными возможностями сложна. В настоящее время в коррекционной педагогике формируются принципиально новые подходы к развитию, обучению, оздоровлению и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Акцент в новых подходах делается на комплексное сопровождение детей возрастных этапах обучения - это система взаимодействия субъекта образовательного процесса, направленная на оптимизацию социализации и индивидуализации развития личности в образовательном учреждении.
Для более успешной социальной адаптации детей с ТМНР были выдвинуты принципы, на основании которых должна строиться работа.
1. Принцип совместной деятельности подразумевает, что обучение детей происходит исключительно совместно с взрослым и под его контролем.
2. Принцип связи с жизнью – все формируемые умения и навыки должны носить прикладной характер и быть связанными с повседневной жизнью и конкретными ситуациями.
3. Принцип опоры на ранее усвоенные знания и умения. Развитие и углубление имеющихся у детей навыков происходит на основе уже имеющегося опыта.
4. Принцип опоры на ведущую деятельность и сохранные сенсорные функции подразумевает, что формирование навыков самообслуживания идет с опорой на ведущий вид деятельности ребенка, основывается на неповрежденных или менее поврежденных системах организма.
Таким образом, сложная структура нарушения предполагает поиск новых путей и средств для достижения наибольшего эффекта в контексте психолого-педагогической помощи детям. Положение осложняется тем, что выделение какой-либо одной методики при работе с названной категорией детей невозможно в принципе. Но при этом существуют единые принципы работы, которых необходимо придерживаться при формировании навыков самообслуживания. Они, в свою очередь, являются одной из базовых предпосылок дальнейшего развития и наиболее успешной социальной адаптации.
Опыт работы с детьми ТМНР показывает, что при наличии системы педагогической помощи и реализации специальных условий социализация лиц с ТМНР может проходить достаточно успешно. Большое значение имеет время начала обучения. Психолого-педагогическое сопровождение с раннего возраста при условиях согласованной деятельности специалистов и родителей и акценте на формировании навыков социального поведения способствуют развитию субъектной активности ребенка, имеющего тяжелые множественные нарушения развития.
Любое общество предъявляет требования и правила взаимодействия для тех, кто в нем живет. Эти правила, с одной стороны, обеспечивают защиту и выживание членам общества, а с другой – накладывают некоторые ограничения и вводят обязанности по отношению к другим людям. Детям с ТМНР также важно знать свои права и обязанности, как и другим людям. Например, важно знать, что не принято физически задевать окружающих людей при самостоятельном перемещении на коляске или с тростью, что в общественных местах не принято находиться без одежды или в неподобающей случаю одежде; что нужно с уважением относиться к собственности других людей и т. п. При этом умение соблюдать данные правила дает больше свободы и возможностей для взаимодействия и развития в отношениях с другими людьми. Это делает жизнь богаче, разнообразнее и интереснее.
Какие социальные роли осваивает ребенок с ТМНР? Психотерапевт и психиатр Н. Е. Марцинкевич говорит, что жизнь ребенка после постановки диагноза начинает двигаться по особым рельсам. Он часто бывает в медицинских и реабилитационных центрах и редко – на детской площадке, в магазине, в общественном транспорте. Этому могут способствовать и поведенческие (сенсорные, эмоциональные) особенности ребенка, и психологическое состояние родителей, и низкий уровень толерантности в обществе, и отсутствие доступной среды, например, пандусов или удобных входов в автобусы. В результате набор социальных ролей, которые ребенок с ТМНР примеряет на себя в дошкольном возрасте, очень однообразен. Он осваивает роль пациента, роль получателя помощи, роль ребенка в семье – но не знакомится с ролью друга, покупателя, пассажира автобуса… Дефицит опыта в сочетании с неверием в свои силы приводит к тому, что ребенок боится новых ситуаций – он просто не понимает, как себя вести в том или ином месте.
Осваивая различные социальные роли (сын, ученик, покупатель, зритель и т. д., ребенок получает важный опыт разнообразных отношений и становится более самостоятельным. Очень важно, чтобы любые ситуации обучения были не только специально организованными, но и естественными, жизненными! Благодаря
этому у детей формируются идеи и представления о мире и об их собственной жизни; у них рождаются ответы на простые вопросы: откуда берется еда, зачем нужно учиться читать, зачем мне дают краски/карандаши, зачем нужно причесываться, умываться и т. д.
Общение со сверстниками очень важно для любого ребенка. Для того чтобы научиться взаимодействовать с другими детьми детям с ТМНР обычно нужны специально созданные взрослыми структурированные среды. В таких средах дети учатся замечать других детей, ждать своей очереди, делиться и отстаивать границы, подражать другим.
Одна из важнейших целей воспитания ребенка — помочь ему достичь как можно большей самостоятельности в повседневной жизни. Некоторым детям для этого достаточно подобрать специальные приспособления, например, инвалидную коляску, альтернативные системы коммуникации или материалы, напечатанные шрифтом Брайля. Однако многие дети, имеющие множественные нарушения развития, могут стать самостоятельными только ценой огромных физических усилий, применения творческого подхода и терпения со стороны всех, кто занимается воспитанием, обучением и реабилитацией детей с ТМНР. Важно создавать условия, благоприятные для успеха воспитанника.
Независимо от тяжести нарушений ребенок должен принимать участие в групповых занятиях. Они позволяют ему получить непосредственную обратную связь на свое поведение от сверстников и взрослых, запускают механизмы подражания и саморегуляции, помогают усвоить правила очередности. Важным моментом является также и создание среды для свободного взаимодействия детей друг с другом. (9 – слайд)
Коммуникативное развитие ребенка в общении со сверстниками и взрослыми является прямой предпосылкой его успешной социализации и социальной интеграции.
Список литературы:
1. Нурмуратова, А. К. Социализация учащихся с ментальными нарушениями в условиях коррекционной школы: проблемы и решения / А. К. Нурмуратова, Б. Ж. Культаева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2014. — С. 100-102. — URL : https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5664/ ( дата обращения: 08.04.2023).
2. Доклад «Применение различных форм и методов коррекционной работы, направленных на социальную адаптацию в обществе детей со сложной структурой дефекта» Учитель начальных классов Тарасова О. С.
3. Переверзева, М. В. Роль формирования навыков самообслуживания у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития на первоначальном этапе обучения / М. В. Переверзева // Преодоление. – 2016. – №1. – С. 24 – 29.
4. Баряева, Л. Б. Особенности работы с детьми с грубым множественным дефектом развития / Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова // Программа элективных курсов по вопросам воспитания и обучения детей с проблемами интеллектуального развития. – СПб. : Изд. ИРВ, 1999. – С. 29 – 36.
5. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. - М., 2000.
6. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: (программно-методические материалы) / (Бгажнокова И. М., Ульянцева М. Б., Комарова С. В. и др.); под ред. И. М. Бгажноковой. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. 239 с. ;
7. Бгажнокова И. М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития Программно-методические материалы/ Под ред. И. М. Бгажноковой. – М. : Владос, 2007.