Вера Рыболова
Практикум для педагогов ДОУ. Социоигровые технологии в развитии личности ребенка-дошкольника.
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Сформировать представление у педагогов о возможностях применения социо- игровой технологии при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС;
2. Обучить приемам социоигровой технологии;
3. Вызвать у участников мастер-класса интерес к социоигровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал.
4. Развивать творческую активность педагогического коллектива.
Публикация «Практикум для педагогов ДОУ, Социоигровые технологии в развитии личности ребенка-дошкольника,» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Проблема социализации не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций и в процессе развития общества, и в процессе воспитания ребенка. Детство как особая культурная реальность с точки зрения социального статуса важно тем, что именно на этот период приходится основной этап социализации человека – период закладывания базиса личности, основ человеческой культуры. С другой стороны, процесс социализации в дошкольном возрасте характеризуется определенной социальной незрелостью ребенка (несформированность устойчивых социальных установок, достаточного объема социального опыта и др., что осложняет процесс его социальной адаптации, не позволяет ребенку быть эффективным во всех проблемных ситуациях.
Сделать условия развития дошкольников наиболее уместными для их психики, помогают давно испытанные способы, которые содержит социоигровая педагогика.
Социоигровой стиль обучения ищет способы общения детей с взрослыми, при котором утомительное принуждение уступает место увлечённости.
Важнейшей составляющей этой технологии является двигательная активность и коммуникативные умения и навыки.
Социоигровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками.
Применение данной технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию
коммуникативных навыков у дошкольников.
Социо-игровая педагогика, или социо-игровой стиль обучения, или педагогика настроения основана на принципе организации занятий как игры.
Основные условия
Движение - под любым предлогом. Чтобы могли они двигаться, договариваться, предполагать и располагать, и по-своему понимать. Чтобы сохранить
каждого ребёнка как человека говорящего (другим людям, слушающего (других людей, действующего (вместе с другими).
Во всех видах деятельности идти от возможностей детей.
Не навязывать детям свои представления, а создавать условия для высказывания детьми собственных представлений.
Принципы руководства в социоигровых технологиях :
Воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
• Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.
• Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.
• Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.
• Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры.
• Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что и просто, а что трудно – то интересно.
• Движение и активность.
Социигровая методика предполагает интеграцию областей.
Это дает положительный результат в области коммуникации, познании,
эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные
способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует
речевому, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию.
Задачи:
- развитие взаимодействия в системах «ребенок-ребенок», «ребенок-родитель», «ребенок – педагог» для обеспечения эмоционального благополучия;
- коррекция агрессивного, импульсивного поведения;
- создание условий для развития личностных качеств;
- формирование умений и навыков дружеского коммуникативного взаимодействия;
- развитие навыков полноценного межличностного общения, помогающего ребенку понять самого себя.
А для практической применимости социо – игровой технологии, я предлагаю вам немного побыть в роли детей и сыграть со мной.
Последовательность введения игр:
1. Игры-задания для рабочего настроя:
Каждое занятие всегда начинается с приветствия, выполняющего важные функции установления эмоционально-позитивного контакта с ребенком и формирования у него направленности на сверстника и интереса к нему. Приветствие должно быть адресовано каждому участнику, без исключения, выделяя тем самым его значимость. Инициатива приветствия на начальном этапе игровых занятий принадлежит педагогу. В начале игрового занятия дети рассаживаются в круг вместе с педагогом на стульях или на ковре. Помимо индивидуальных, личностно-ориентированных приветствий, приветствуется вся группа, объединяющая детей в единое целое, что способствует формированию приподнятого радостного настроения и позитивной ориентации. (поздороваться частями тела, передавая предмет, аплодисментами)
Пример
- можно предложить спеть хоровую песню про дружбу, хорошее настроение
- «Тень - потетень», «Встань по пальцам», «Встань, на кого-то смотрю», «Летает - не летает».
- дети заполняют «Карту настроения», в которой отмечается, с каким настроением ребенок пришел на занятие. Рисование солнышка означает, что у ребенка хорошее, радостное настроение. Рисование листочка – ровное, спокойное настроение. Рисование тучки – грусть, обида. Рисование молнии – злость. «Карты настроения» анализируются.
«Волшебная палочка»
«Волшебная палочка» (ручка, карандаш и др.) передаётся в произвольном порядке, передача сопровождается речью по заранее заданному заказу-правилу.
Варианты: передающий называет существительное, принимающий – прилагательное к нему.
2. Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом. Развитие навыков партнерского общения. Важно, чтобы каждый ребенок почувствовал свою значимость и ощутил принадлежность к группе, внес свой вклад в общее дело, делясь идеями.
Это может быть совместное с детьми планирование. Здесь возможны два случая. Решение о выборе игры принимается в результате общего группового обсуждения, когда все члены группы, включая педагога, по очереди высказывают свои предложения и обсуждают их.
Совместное планирование и выработка группового решения оказывают значительное коррекционное воздействие на личность ребенка.
3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.
«Заводные человечки», «Карлики-великаны», «Комплимент», «Составь слово», «Живой алфавит», «Дотронься до».
Особо нравятся детям следующие игры: «Менялки», «Встаньте те, у кого…», «Ласковый мелок», «Передай движение», «Молекула», «Тень», «Путаница» : вызывающие у детей умение чувствовать своего партнёра, приходить с ним к согласию, тем самым формируя в группе доверительную и дружескую обстановку.
«Руки-ноги»
Играющие сидят (на стульях, на ковре). Воспитатель (ребёнок) хлопает 1 раз – команда рукам (поднять, опустить, на пояс, за голову и т. п., хлопает 2 раза – команда ногам (встать, сесть, скрестить и т. п.).
Последовательность движений (хлопков, темп могут меняться.
«Слова на одну букву (звук)»
Игра начинается со слов «Я вижу…»
4. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат.
Полученный опыт игрового взаимодействия дети могут использовать в продуктивной деятельности. УПРАЖНЕНИЕ – «РИСУНОК ПО КРУГУ».
Все члены коллектива начинают каждый на своем листе бумаги, обозначив на нем в углу свое имя, рисунок, что-то важное для себя. Затем по сигналу все участники одновременно передают свои рисунки соседу и продолжают рисунок соседа. Группа рисует до тех пор, пока каждому не вернется его листок. Затем необходимо встать и описать свой рисунок (замысел).
- сочинение сказки, общей истории
Игра «Изображение предметов».
Цель: воспитывается наблюдательность, воображение, умение видеть другого.
Ход: Ребенок мимикой, жестами изображает предмет, остальные дети его отгадывают. Кто правильно назвал, становится ведущим.
«Тело в деле»
Воспитатель предлагает детям придумать определённую позу (фотографию) какого-нибудь дела (рассматриваю картину, читаю, делаю артикуляционную гимнастику и т. п.). Играющий демонстрирует свою «фотографию», остальные отгадывают, комментируют, показывают отгадки-действия, сравнивают «фотографии».
Важна заключительная часть – это своеобразное подведение итогов, рефлексия того, что было на занятии и обеспечение условий для плавного перехода из «мира свободы, фантазии и игр» в «мир реальности и обязанностей».
Для подведения итогов в конце каждого занятия дети снова рассаживаются в круг и обмениваются впечатлениями и мнениями.
Завершающим штрихом, подводящим черту под игровым занятием, становится ритуал. Используется тихая спокойная музыка. Дети встают в круг, берутся за руки и передают друг другу хорошее настроение, улыбку на целый день. В конце занятия дети заполняют «Карту настроения», как они себя чувствуют после проведенных игр.
Ритуал завершения играет важную роль в формировании новой позитивной системы отношений «ребенок-взрослый» - отношений доверия и взаимопонимания.
Основными функциями педагога, ведущего игровые занятия, является создание атмосферы принятия ребенка : эмоциональное сопереживание ребенку; отражение и вербализация его чувств и переживаний в максимально точной и понятной ребенку форме, обеспечение в процессе игровых занятий условий, актуализирующих переживание ребенком чувства достижения, собственного достоинства и самоуважения.
Акт коммуникации строится так, чтобы предоставить ребенку определенную свободу выбора, а не навязывать свой способ взаимодействия.