Илона Метельская
Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой
Любая книга — умный друг:
Чуть утомит, она смолкает;
Она безмолвно поучает,
С ней назидателен досуг.
(Лопе де Вега)
1. Роль художественной литературы.
Невозможно переоценить роль художественной литературы в процессе становления личности ребёнка. Книга служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка, эмоций, воображения.
Публикация «Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Педагоги говорят о том, что необходимо с раннего детства развивать интерес к художественной литературе.
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает всё то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. И большую роль в мировосприятии ребенка играет художественная литература. Познавательный потенциал книг бесконечен и разнообразен – популярные рассказы о многообразии мира людей или о диковинках живой природы, учебные книги или художественные, энциклопедии и занимательные книги. Конечно, для современного ребёнка доступны более зрелищные, а потому привлекательные способы передачи информации – телевидение, интернет, музеи. Они могут стать не только ярким дополнением, но и актуальным средством развития познавательного интереса наряду с главным способом познания – чтение книг.
Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомится с нормами поведения.
2. Особенности восприятия художественного произведения дошкольником.
Восприятие художественного произведения – сложный психический процесс, который предполагает способность узнать, понять произведение. Восприятие художественной литературы – этот вид активной деятельности. А дошкольнику не свойственна созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей его средой. Ребенок не может быть просто послушным «глотателем» готовых пассивных знаний, он все время должен пребывать в положении исследователя. Особенность познавательной деятельности дошкольника в том, что ведущим является эмоциональный компонент. Поэтому при знакомстве с художественной литературой важна, в первую очередь, эмоциональная реакция ребёнка на произведение (радость, удивление, интерес и др.). Психологи выделяют два типа отношения к художественному миру произведения. Первый – эмоционально-образный – представляет собой непосредственную эмоциональную реакцию ребёнка на образы, стоящие в центре произведения. Второй – интеллектуально-оценочный – зависит от житейского и читательского опыта ребенка, в котором присутствуют элементы анализа.
Ребенок проходит длительный путь от пассивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм восприятия. Постепенное обогащение опыта, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед ребенком открывающихся сторон окружающей действительности через художественную литературу, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов.
3. Роль взрослого при знакомстве с художественной литературой.
Взрослый является посредником между писателем и ребёнком, так как дошкольник ещё не читатель, а только слушатель, поэтому взрослый должен так читать или рассказывать произведение, чтобы увлечь ребёнка, вызвать в его сознании картины и образы, созданные писателем, заставить переживать прослушанное. Основная задача воспитателя во время художественного чтения или рассказывания - обеспечить полноценное восприятие детьми литературного произведения. Все должно быть подчинено этой цели: и выразительность передачи, и организация детей, и методические приемы проведения занятия.
В некоторых случаях детей нужно подготовить к восприятию литературного произведения: обратиться к их личному опыту. Чтобы вызвать в памяти соответствующие впечатления и наблюдения, или предварительно рассказать о фактах и явлениях, которые послужили сюжетом произведения, показать картины, связанные с содержанием произведения.
Ребенок, вследствие небольшого жизненного опыта, не всегда может увидеть главное в содержании книги, поэтому важны беседы о прочитанном.
Беседы проводятся с целью усиления воздействия художественного произведения на ум и чувства детей, для того чтобы дать возможность вспомнить и вновь пережить содержание книги.
Книги, предназначенные для дошкольников, обязательно содержат иллюстрации, которые занимают равноправное место с текстом. Не читающий ребенок обращается, прежде всего, к картинкам, но многое в их содержании он может упустить, неправильно понять, поэтому нужно воспитывать наблюдательность, умение рассматривать картинки.
Вывод:
Развитие познавательных, или интеллектуальных способностей ребенка – постоянная забота родителей и воспитателей. Процесс воспитания интереса и любви к художественному слову эмоционально обогащает познавательную деятельность ребенка, расширяет его кругозор, способность самостоятельно систематизировать знания, делать выводы, использовать их в прогнозировании результатов.