Юлия Гладких
Роль художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
Публикация «Роль художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
«Программа воспитания в детском саду» ставит задачу заложить в детях любовь к художественному слову, уважение к книге, определяет тот круг произведений художественной литературы, которые надо детям прочитать, рассказать, заучить наизусть.
Репертуар литературных произведений, данный в «Программе» по всем возрастным группам, является обязательным для каждого воспитателя, также обязательно выполнение всех задач, которые ставятся в связи с ознакомлением детей с художественной литературой.
Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.
Перед воспитателем стоит сложная задача - каждое художественное произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам, их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора, т. е. интонационно передать свое отношение к героям и действующим лицам. А для этого необходимо самому воспитателю, прежде чем знакомить детей с произведением, понять и прочувствовать его, суметь проанализировать со стороны содержания и художественной формы. И, конечно, педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания - четкой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логические ударения, паузы, владеть темпом, умея ускорять или замедлять его, в нужных местах повышать или понижать голос).
Только при условии выразительного донесения до ребенка литературного произведения каждого жанра можно говорить о правильном его восприятии.
Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит : его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста, чтобы сформировать способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.
Конечно, это очень сложная задача - донести до ребенка и познавательную, и нравственную, и эстетическую сущность литературного произведения, но это необходимо. При анализе текста очень важно соблюдать чувство меры, избегая прямолинейного морализирования, голого назидания, и правильно сочетать вопросы по содержанию с вопросами о художественной форме произведения.
На занятиях дети усваивают произведения, рекомендованные программой. Воспитатель использует разнообразные методические средства для того, чтобы углубить первоначальное восприятие произведений, помочь детям лучше понять авторский замысел. Но рекомендованный список художественных произведений для каждой возрастной группы – это лишь тот минимум, который должен быть освоен в течение года. При этом не всегда предусматривается повторная встреча детей на занятиях с одним и тем же литературным произведением. Между тем у детей дошкольного возраста есть важная особенность - постоянная потребность в многократном восприятии одних и тех же стихов, рассказов, сказок.
Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни детей в детском саду, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом.
Воспитатель использует потешки, песенки, небольшие стихи в связи с жизненными обстоятельствами. Во время одевания на прогулку уместным может быть чтение стихотворения Е. Благининой «Научу обуваться и братца» («Я умею обуваться, если только захочу, я и маленького братца обуваться научу. Вот они, сапожки: этот – с левой ножки, этот – с правой ножки»). Успокаивая ребенка, педагог перебирает его пальчики и приговаривает потешку: «Пальчик-мальчик, где ты был? – С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил».
Во время умывания воспитатель читает стихи: «Водичка-водичка, умой мое (Витино, Вовино) личико, чтобы глазыньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок». Хорошо, если народные песенки, прибаутки, шутки звучат постоянно, учат ребенка уму-разуму, забавляют, создают настроение. Воспитателю надо знать много коротких стихотворений, пословиц, перевертышей, чтобы в любое подходящее время он мог обратиться с ними к детям.
В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в каждой группе создается уголок книги. Это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность в интимной обстановке общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы.
Необходима периодическая сменяемость материала (литература, картины, портреты) и связь с воспитательно-образовательной работой в группе. Например, в книжном уголке можно подготовить детей к беседе о Москве: рассмотреть иллюстрации, фотографии, изготовить альбом.
В младших группах уголок книги организуется не сразу, так как у детей нет навыка пользования книгой, и часто они используют ее как игрушку.
Многие книги для детей рассчитаны на неторопливое, продленное во времени чтение. Чтение «с продолжением» развивает у ребенка привычку слушать книгу, формирует устойчивый интерес к художественной литературе. Оно тем более привлекательно для ребенка и необходимо ему, что день в дошкольном учреждении расписан по минутам. Во время чтения следует создавать обстановку, близкую к домашней, ничем не напоминающую учебные занятия.
Свободные часы - прекрасное время для чтения поэтических произведений. Далеко не всегда стихотворение можно запомнить наизусть, да еще и научиться выразительно его читать в пределах одного занятия. На занятии, как правило, происходит первая встреча с поэтическим произведением, где воспитатель помогает ребенку проникнуть в его настроение, увидеть нарисованные поэтом картины, насладиться музыкой поэтического слова. Дети с удовольствием повторяют строки стихов, стараются их запомнить, однако настоящее запоминание приходит позже, ибо усвоение текста памятью, сознанием, как свидетельствуют психологи, отсрочено от момента заучивания. В свободное время воспитатель закрепляет в памяти детей выученные на занятии стихи, работает над выразительным чтением их.
Свободное от занятий время богато возможностями и для организации разнообразной художественной деятельности : инсценирования любимых детьми книг; игр-драматизаций, творческих ролевых игр на литературные темы; просмотров кукольного и теневого театра, диафильмов; литературных утренников и развлечений. Активно включаясь в инсценировки, литературные игры, утренники и развлечения, дети нередко заново открывают для себя литературные произведения, более глубоко осваивают литературный текст. Участие ребенка в художественной деятельности часто становится толчком к возникновению у него интереса и любви к книге. Ведь любая инсценировка, любой литературный утренник - плод длительного знакомства с книгой : чтения и разучивания произведения, обыгрывания сюжета, инсценирования ролей, рисования пригласительных билетов, изготовления декораций, оформления зала и многого другого. Главное при этом - вовлечение всех детей в активную подготовку к будущему спектаклю.
В каждой возрастной группе организуются зона для литературно-художественной деятельности и зона для театрализованных игр. Наиболее существенные разряды оборудования — различные ширмы и наборы кукол, театральных костюмов, сценическая площадка для настольного театра, настольно-печатные игры, портативные диаскопы и фильмоскопы для старших детей.
Разнообразные виды работы с книгой, которые организует воспитатель в свободное от занятий время, играют особую роль в формировании дошкольника как будущего читателя. Это связано прежде всего с тем, что атмосфера свободы и непринужденности делает ребенка более раскованным в творческих проявлениях, позволяет ему полнее реализовывать свои индивидуальные литературные интересы и склонности. Существенным является и то, что ребенок в эти часы занимает активную читательскую позицию, он выступает в многообразных ролях - и как слушатель книги, и как чтец-исполнитель, и как актер, и как художник, и как отгадчик литературных загадок, и т. п.
Литература :
• Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студентов высших и средних пед. учеб. заведений /М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - 3-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2000. - 400 с.
• Гурович, Д. М. Ребенок и книга [Текст] : книга для воспитателя детского сада / Д. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова. - М. : Просвещение, 1992. – 64 с.
• Ушакова, О. С. Развитие речи при ознакомлении с художественной литературой [Текст] / О. С. Ушакова // Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателя детского сада / под ред. Ф. А. Сохина. – М., 1984. – С. 144-161.