лариса силакова
Социализация детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
В дошкольных учреждениях с проблемой сохранения физического и психического здоровья впервые мы сталкиваемся, когда ребенок приходит в детский сад. Ведь главная наша цель - вырастить здоровых, всесторонне и гармонично развитых детей, социализированных к жизни в современном обществе.
Основная задача дошкольного учреждения - это охрана и укрепление здоровья ребенка. А здоровье - это не просто отсутствие болезней, а состояние полного физического, психологического и социального благополучия. Только тогда возможно полноценное развитие личности. Поэтому данную проблему считаю актуальной и одной из важнейших в дошкольной образовательной практике.
Публикация «Социализация детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
Адаптационные возможности ребенка, особенно раннего возраста, ограничены, поэтому резкий, неподготовленный переход его в новую социальную ситуацию зачастую приводит к эмоциональным нарушениям.
Адаптационный период - это серьезное испытание для малыша, которое надолго нарушает его эмоциональное состояние. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, в результате нарушается сон, аппетит, появляются различные страхи, частые заболевания. Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства. Невыраженные негативные эмоции накапливаются и в конце концов прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, никаких внешних причин для этого нет. Нельзя равнодушно относиться к эмоциональным реакциям детей, считая, что плач и капризы - результат избалованности в семье. В этот период большое значение имеет наша работа, целью которой является помочь ребенку преодолеть стресс и как можно быстрее и безболезненно адаптироваться к дошкольному учреждению.
Психика ребенка в раннем возрасте устроена так, что его невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо задания. Поэтому основным и важнейшим видом деятельности является игра. В период адаптации основной задачей игр является наладить доверительные отношения с каждым ребенком. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Для таких маленьких детей важна возможность приятного физического контакта с взрослым, ощущение защиты, тепла и ласки. Инициатором игры всегда выступаем мы — воспитатели.
Адаптационные игры способствуют снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков. Речевое сопровождение игр способствует быстрому переключению детей с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети преодолевают внутренний барьер и идут на контакт с взрослыми и сверстниками.
И так-мы используем:
Элементы русского народного творчества, такие как потешки, так же благоприятно действуют на эмоциональное состояние ребенка.
Отвлечь ребенка, поднять настроение, вызвать положительные эмоции помогают пальчиковые игры.
Роль музыки в снятии психоэмоционального напряжения также велика. Приобщая ребенка к музыке с раннего детства, развиваются не только музыкальные способности, но и эмоциональная восприимчивость, стремление к прекрасному.
Большое внимание необходимо уделять двигательной активности детей, так как движение - это главное условие нормального роста и развития ребенка. Полное удовлетворение потребности в движении особенно важно в раннем возрасте, когда формируются основные системы и функции организма. Движения приносят детям радость, тем самым оказывают положительное влияние на их эмоциональное состояние.
Эффективно использовать метод «песочной терапии». Игры с песком - это проявление естественной активности ребенка. Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Песок имеет замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние. Мы так же используем игры с манкой-рисуем, ищем игрушки.
Затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками и сжимание кистей рук. Такие действия как разбирать и собирать пирамидку, играть резиновыми игрушками – пищалками, игры с массажными мячиками отвлекают детей от негативных эмоций и оказывают психотерапевтическое воздействие.
Для регулирования эмоционального состояния детей нами было изготовлено пособие «Сухой дождь».
«Сухой дождь» - это пособие состоящие из разноцветных атласных лент, закрепленных на обруче.
Атласные ленты спускаются вниз, словно струи воды; их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь лицом. Разноцветные «струи» стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве. За «струями» лент можно спрятаться от внешнего мира, что особенно подходит для замкнутых детей. Он многофункционален и влияет на множество органов чувств.
Мы проводим различные игры с «сухим дождем»
«Убежище».
Если ребёнку во время группового занятия захочется уединиться, побыть «одному», он говорит: «Я в убежище» или молча,прячется за лентами сухого дождя.
«Дождь превращений».
Помогает неуверенным в себе, тревожным детям войти в нужный образ. Например: «Встань под дождь, закрой глаза. Сейчас на тебя упадёт невидимая волшебная пыль, и ты превратишься в …
Да и просто под этим «дождем» дети любят ходить, ленты приятно гладят кожу малыша, которому сейчас так не хватает маминой ласки.
Адаптационный период - тяжелое время не только для малыша, но и для его родителей. Поэтому очень важна наша совместная работа, тесный контакт с родителями. Согласованность действий родителей и педагогов, наше тесное сотрудничество - необходимое условие успешной адаптации ребенка.
ВЫВОД:
Использование данных методов и приемов благоприятно действует на эмоциональное состояние детей, помогает снятию психо-эмоционального напряжения и формированию положительных эмоций. Позволяет решить проблему социальной адаптации детей к условиям детского сада, облегчить её протекание. А раннее формирование положительных эмоций - это залог полноценного развития личности, а в нашем случае и успешной социализации в период адаптации к детскому саду.