Ирина Репина
Консультация для воспитателей «Слушание музыки на занятиях, как способ ознакомления детей с мировой музыкальной культурой»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детство»
структурное подразделение «Красносельцовский детский сад»
Слушание музыки на занятиях, как способ ознакомления детей с мировой музыкальной культурой.
Публикация «Консультация для воспитателей „Слушание музыки на занятиях, как способ ознакомления детей с мировой музыкальной культурой“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
Музыкальный руководитель : Репина И. В.
Всем известно глубокое воздействие музыки на внутренний мир человека. Сила воздействия зависит от личности человека, от подготовленности его к восприятию. Надо развивать восприятие музыки как деятельность активную, подобную игре на инструментах, пению. Эта работа связана с тонкими, глубокими внутренними переживаниями. Их и выявить трудно и сложно формировать.
Раздел «Слушание музыки» имеет конкретные задачи:
- знакомить детей с художественными, доступными их восприятию образцами современной, классической, народной музыки;
- развивать музыкальную восприимчивость детей, способность эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке;
- дать первоначальные сведения о музыке, подводить к запоминанию музыкальных произведений, различению их содержания, характера, средств выразительности, формировать оценочное отношение.
Важными особенностями репертуара, предназначенного для слушания, должны быть идейная и тематическая направленность, жанровое разнообразие с учетом возрастных возможностей дошкольников.
Художественность и доступность – отличительные качества детских музыкальных произведений для слушания. Репертуар для слушания музыки должен включать больше разнообразных произведений, общий эмоциональный настрой которых бодрый, жизнерадостный. В процессе обучения дети обогащаются впечатлениями, их кругозор с возрастом расширяется. Даже в пределах одного лирического жанра старшие дошкольники знакомятся с грустной,, с оттенком печали «Болезнью куклы» П. Чайковского, задумчивой по характеру пьесой С. Прокофьева «Ходит месяц над лугами».
Значительную художественную ценность представляет музыка русских классиков, написанная специально для детей, например, «Детский альбом» П. Чайковского. Большинство произведений этого сборника доступны, близки дошкольникам по тематике, музыкально-образному строю. В них переданы картины детской жизни, веселых игр.
Интересны и разнообразны классические пьесы танцевального жанра: «Детская полька» М. Глинки, отрывки из балета «Лебединое озеро» П. Чайковского, фрагменты из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и д. р.
Из произведений западных классиков в репертуар вводят произведения из «Альбома для юношества» Р. Шумана, произведения Ф. Шуберта, Э. Грига. Много внимания необходимо уделять композиторам нашей страны, в творчестве которых достойное место занимает музыка для детей и юношества. Среди них С. Прокофьев, Д. Шостакович, Д. Кабалевский, Ан. Александров.
Для эстетического развития дошкольников используется в основном два вида музыки : инструментальная и вокальная. С помощью инструментальной музыки дети познают мир художественных образов, характеризующих явления природы, птиц, животных, различные персонажи. Это, например, пьесы: «Шарманка» Д. Шостаковича, «Клоуны» Д. Кабалевского, «Мотылек» С. Майкапара и д. р.
Таким образом, репертуар, предназначенный для слушания музыки на занятиях в детском саду должен быть составлен из произведений классиков, современных композиторов, различных по тематике и жанрам.
Сложный процесс развития детского музыкального восприятия предполагает использование художественного исполнения произведений, слова педагога и наглядных средств.
Работа по развитию навыков слушания музыки проводится на занятиях, развлечениях, в ходе самостоятельной деятельности ребенка. Необходимо подчеркнуть особое место слушанию музыки на занятиях. Результаты этой работы не столь очевидны, как в пении и ритмике. Однако знакомить детей с музыкальными произведениями, развивая их слух, расширяя кругозор, воспитывая активного слушателя, необходимо последовательно и систематически на каждом занятии.