галина моржухина
«Сладкий вечер» — это маленький праздник.
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель первой категории Моржухина Галина Николаевна.
"Сладкий вечер" - это маленький праздник который проводится начиная со средней группы, во время полдника по средам. Он вносит разнообразие, новые и яркие чувства и переживания, которые очень нужны и детям, и взрослым.
Мы не стремимся к тому, чтобы на столах были необыкновенные лакомства. Добавив к полднику то, что позволяют наши возможности, особое внимание уделяем сервировке стола, в которой обязательно принимают участие дети. Закончив сервировку, мы предлагаем детям рассмотреть накрытый стол и принять решение можно ли садиться, все ли готово. Далее воспитатель приглашает своего помощника занять место рядом с собой во главе стола, и только потом занимают свои места дети. "Сладкий вечер" начитается. Воспитатель говорит, что рад видеть всех за общим столом, желает приятного аппетита, восхищается приготовленным угощением, побуждает детей выражать свое мнение о сервировке стола и предлагает пожелать друг другу приятного аппетита.
Публикация «„Сладкий вечер“ — это маленький праздник,» размещена в разделах
Для проведения "сладкого вечера" рекомендуется чередование организационной, заранее приготовленной деятельности (рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, художественное слово, сюрпризные моменты, пение песен) и самостоятельной деятельности детей (чаепитие, беседы, суждения, рассказы, и т. д.). Воспитатель начинает с организационной деятельности, т. е. рассказывает о чем-то интересном по запланированной теме. Он активизирует, подключает детей к разговору, обобщает детские суждения. Разговор взрослых с детьми может перейти в игру ("Добавь словечко", "Узнай по описанию", фокусы, стихи, загадки, песни, сюрпризные моменты. Взрослые составляют детям компанию в их развлечениях. По окончании "сладкого вечера" воспитатель благодарит помощника за прекрасный стол, а помощник благодарит воспитателя. Вместе они благодарят детей за помощь, добрые взаимоотношения и т. д. Прощаются с героем вечера, если такой был приглашен. Дети помогают взрослым убирать со стола.
В практической деятельности используется разнообразная тематика в соответствии с возрастом, сезоном, интересом детей и воспитателя.
Вашему вниманию предлагаю ознакомится с некоторыми сценариями на тему "Сладкий вечер".
Сладкий вечер на тему : «Клюковка – ягода необыкновенная».
Дети сидят за столом. Воспитатель обращается к детям: Сегодня у нас на чаепитии будет необычное угощение. Все сладости, которыми я хочу вас угостить, приготовлены мною из клюквы. Помните, дедушка Ау приносил нам их в корзиночке. Пока заваривается чай, я вам расскажу об этой ягоде.
Растет клюква на болоте, и поспевает она осенью. Болото находиться в глубине леса, нужно долго идти по лесной дорожке, чтобы выйти на него. Болото – это одни сплошные кочки, заросшие мхом, и под ногами хлюпает вода. Собирать ягоды приходиться в высоких резиновых сапогах. На больших кочках, как бусины рассыпаны, лежат во мху ярко – красные ягоды и блестят на солнышке, красуются (показ картинки).
Ее так много растет на болоте, что за клюквой приходят с большими корзинами. Клюкву собирают чаще всего руками, но иногда используют специальные приспособления в виде совков с прорезями. Сейчас я хочу вас угостить клюквой (дети угощаются, высказывают свои мнения о вкусовых качествах).
Воспитатель:
Да, клюква ягода необыкновенная, обладает сочной мякотью. На вкус клюква очень кислая, но полезная.
Давным – давно, когда не было таблеток, люди для лечения использовали клюкву в разных ее видах. Простуду и жар снимали – давая сок клюквы с медом, для хорошего аппетита больному морс варили и много еще разных болезней лечили. От того клюкву называют целебной – значит исцеляет, лечит человека.
Так из клюквы можно приготовить много всего вкусного: сиропы, соки, кисели, испечь сладкий пирог, варенье…
А сегодня я вас хочу угостить конфетками – «Клюковка» (ягоды окунуть в сладкий сироп и обвалять в сахарной пудре, и угостить вкусным вареньем. (воспитатели разливают чай, выставляют угощенье на тарелочках – кофетки, в разеточках – варенье. Желают приятного аппетита, дети и взрослые угощаются).
Через несколько минут воспитатель дополняет рассказ о клюкве. Ребята, клюква необычна еще и тем, что ее можно собирать не только осенью, но и даже весной. Эта ягода может всю зиму пролежать под снегом и остаться такой же свежей и вкусной.
Весной, как только растает снег, на болото прилетают птицы, прибегают звери: белки, зайцы и даже волки лакомиться целебной ягодой.
Вот сколько всего интересного мы сегодня с вами узнали о клюкве.
А угощенье Вам понравилось?
(ответы детей)
Воспитатель:
Да, клюква все же необыкновенная ягода, вкусная и полезная. За то что она лечит мы ее можем назвать (дети дополняют) клюква – доктор.
А за то что из клюквы можно приготовить много всего вкусного, ее можно назвать (дети дополняют) клюква - «лакомка».
Хорошо мы с вами посидели, чайку попили!
(звучит веселая музыка, воспитатель предлагает детям потанцевать).
Сладкий вечер на тему : «Все любят пряники».
Воспитатель обращает внимание детей на стол.
У нас все готово к чаепитию. На столе стоит самовар, чашки, в вазочках лежат пряники. Милости прошу к нашему столу!
(дети предлагают сесть взрослым, затем занимают свои места.)
Воспитатель разливает чай, предлагает отведать угощенье.
Воспитатель:
Нет ничего вкуснее, чем откусывать по кусочку пряник и запивать его глотками горячего, ароматного чая. Даже сахар можно не класть – настолько пряники сладкие.
Мы пьем чай с пряниками и не подозреваем, сколько интересного можно рассказать про чай, про чашки, про пряники. Все что нас окружает имеет свою историю.
Сегодня я вам расскажу историю о пряниках.
Как вы думаете, от куда к нам пришли пряники?
( ответы детей: в магазине купили)
Воспитатель:
Да, каждый знает, что пряники в любом магазине продаются. Это сейчас мы можем пойти в магазин и купить любых пряников. Выбор большой: пряники с начинкой, пряники шоколадные, мятные, медовые, круглые, цветочками.
Можем кушать их в любое время и сколько хочется. А вот много, много лет назад не всякий день разрешалось есть пряники. И уж конечно, нельзя было есть сколько хочется. Прежде всего их подавали гостям по большим праздникам, в день именин, в день крестин, ни какая свадьба не могла обойтись без пряников.
Вот сегодня я вас угощаю пряниками мятными.
Вкусные?
(ответы детей) Да, пряники эти очень ароматные, сладкие.
Мятными они называются потому, что в них добавляют мяту.
(воспитатель достает букет сухой мяты и показывает детям, дает понюхать).
Растет мята в наших полях, сажают ее и в огородах. Цветет она мелкими фиолетовыми цветочками и растения обладают тонким сильным запахом, что если листик положить в чай, то чай будет пахнуть мятой, если положить в тесто, то пряник тоже будет пахнуть мятой. Этот цветок лечебный, в нем есть вещества, которые убивают микробов. Когда в пряники кладут мяту, пряники становятся целебными.
В каждой деревне были свои стряпухи – рукодельницы, а самые вкусные и красивые пряники были знаменитые тульские пряники – Тульские – печатные.
(воспитатель достает пряник, показывает, все любуются картинкой на прянике)
Пряники с картинками называют печатными – потому что, их так же печатают, как печатают буквы или рисунки в книгах.
А как все таки печатают пряники? Я сейчас вам расскажу.
Давным-давно придумали, как сделать так, чтобы на пряниках оставались картинки. Для этого брали деревянную дощечку – не очень толстую, но не тонкую. На такой дощечке пряничных дел мастер вырезал изображения птиц, растений, зверей, рыб или такую как на наш пряник. Потом он этот узор углублял своими инструментами – делал на доске выемки по рисунку, чтобы в них поместилось пряничное тесто. Помните, мы с вами летом делали из песка куличики в формочках: на формочках есть углубления по рисунку. Кладешь туда мокрый песок, лопаткой уминаешь, потом переворачиваешь формочку вверх дном – кулич с картинкой готов. Вот так же и пряничная доска служит: на дереве сделаны углубления, в них кладут пряничное тесто и ставят в печь. Потом, когда пряники испекутся, их вынимают вместе с доской, как на подносе. Пряник переворачивают, на готовом прянике картинка, которую мастер вырезал на доске.
(еще раз рассматривают пряник, любуются и воспитатель разрезает его ножом и угощает детей).
Чаепитие продолжается, звучит веселая музыка ( с русскими народными инструментами: балалайка, трещетка, ложки).
В конце чаепития воспитатель говорит: «Мы сегодня послушали историю про пряники мятные и печатные. Да не только послушали, но и полюбовались и полакомились пряничками».
А вот медовых пряников мы с вами еще не пробовали, но эта не беда. Есть у меня рецепт, как испечь эти пряники дома. В выходной день вы маму или бабушку попросите испечь их, да, и сами помогите.
(раздает листочки с рецептом)
Пряники медовые.
Для теста нужно взять 3 стакана муки, стакан сахара,1/4 стакана меда,100 гр. Сливочного масла,1/2 чайной ложки соды, чайной ложки пряностей, стакана воды. Замесить тесто. Раскатать его на кружки, смазать яйцом. Выпекать 10 -15 минут при температуре 240 – 250 градусов.
(можно соединить 2 пряника сладкой начинкой).
Сладкий вечер на тему : «От зерна до каравая».
Дети сидят за столом, на столе стоит самовар, чашки.
Воспитатель:
У нас сегодня к чаю будет привычное, но не обычное угощение.
(Выносит большой каравай).
У народа есть слова:
«Хлеб – всему голова»
Славиться он первый на земле,
Становиться он первый на столе.
(Дети любуются караваем, затем разрезают его хрустящую корочку и угощают детей).
Воспитатель во время чаепития общается с детьми.
Воспитатель:
Как вы думаете откуда к нам на стол пришел каравай? (Варианты ответов).
Верно! Из булочной! А как он туда попал? И откуда? Впрочем, не будем гадать. Давайте я вам сегодня расскажу историю о каравае. Вот с булочной и начнем. Чего только нет в этой булочной! Батоны, круглые караваи, белые плетенки, булки обсыпанные маком. Настоящее хлебное царство! В магазин хлеб привозит хлебный фургон с надписью «Хлеб». Хлеб привозят из пекарни. Да, там пекут хлеб. Тяжелый труд у пекаря, но на помощь пришли специальные машины. Вы, наверное видели, как мама или бабушка пекут пироги.
В кастрюлю насыпают муки, наливают воды, добавляют сахар, соль, дрожжи и начинается работа руками – месят до тех пор, пока жидкое тесто не станет густым и вязким. Теперь из него можно лепить все, что хочешь.
В больших городах, как наш город Ярославль нужны несколько заводов. Их так и называют – хлебозаводами. Чтобы приготовить тесто, нужна мука, зерно мелят на мельзаводах и перевозят муку в муковозах (показ иллюстраций).
Воспитатель обращает внимание детей на труд взрослых.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.
День и ночь гудят комбайны,
Хлеб идет со всей страны –
Слава тем, кто любит землю,
Тем кто трудиться на ней!
Урожай собирают днем и ночью, пока весь не соберут. Вырастить хороший урожай очень трудно. Для этого нужно много знать и старательно трудиться. Вот такое путешествие у нас с вами получилось от зернышка до каравая.
Вот он хлебушко душистый,
С хрупкой корочкой витой,
Вот он теплый, золотистый,
Словно солнце налитой.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Теперь вы знаете, откуда берется хлеб, как его сеют, убирают и пекут. Знаете сколько труда вкладывают люди чтобы каравай лежал на нашем столе.
Поэтому так берегут каждое зернышко,каждую хлебную крошечку.
Сладкий вечер на тему : «Самовар, самоварец, самоварище».
Дети помогают накрывать на стол. Расстилают скатерть, расставляют чашки, раскладывают ложки.
Когда все готово, вносят самовар и ставят на стол. Все рассаживаются вокруг стола.
Воспитатель: стоит на столе прямо на белой скатерти «генерал». «Видите какой он важный и красивый стоит перед нами». Резные ручки в бока упираются, кружевная шапочка на голове. Стоит важный отдувается, пофыркивает, войско свое оглядывает: блюдца, да чашки, да ложки чайные. Вроде все готово к чаепитию, но ни как не успокоиться генерал все шумит, пыхтит, волнуется. Совсем горячим стал. Дотронешься – обжечься можно.
Что за генерал такой?
Дети – самовар!
Воспитатель:
Давайте я самовар за крантик – верток, поверну – побежала струя горячая. Громко вздохнул генерал и обдал всех душистым паром. Подбежали тут к нему его солдаты – чашки, каждую он своей горячей силой одарил, а заварной чайник – чудо – чай добавляет. Разливает чай воспитатель и приговаривает:
Чай горячий, ароматный
Силы новые дает
И друзей за стол зовет.
Все угощаются, пьют чай.
Воспитатель:
Ребята, вам нравиться пить чай из самовара? (ответы детей)
Замечательно, у многих есть дома этот «генерал» самовар Иван Иванович?
(ответы детей)
Чай пить разговоры разговаривать.
Хочется мне сегодня вам о самоваре рассказать, а вы пейте чаек, да меня слушайте.
В России (где мы с вами живем) любили и любят пить чай, угощать им гостей. Украшением стола был всегда самовар и занимал он почетное место около хозяйки. Хозяйка всем чай разливала, да добавляла.
Самовар в народе любили и сочиняли загадки, поговорки:
- 4 ноги, 2 уха, один нос, да брюхо.
- никогда не ест, только пьет.
А как зашипит – всех приманит.
Тогда на Руси мастеров самоварщиков много работало. Каждый хотел чтобы его самовар самый лучший был, самый красивый.
Вот и делали их разными, украшали богатыми узорами, приделывали им крантики, ручки и шапочки разные. Есть самовары похожие на вазы, на бокалы, на шары круглые, а есть совсем чудные: на сундучок похожие, на паровоз, на яйцо, на петуха. Иные делались совсем маленькими – это самоварцы, а другие великаны – самоварища.
(воспитатель показывает иллюстрации самоваров разной формы).
По виду то все разные, а вот воду греют одинаково. Оттого самовар – самоваром и называется, что воду сам варит.
Раньше самовары были устроены так, что внутри угольки горели и свое тепло воде отдавали, а теперь появились самовары электрические, вот как наш красавец с приводом. Ставили самовар хозяйки на стол, после баньки, после баньки чай любили пить, на праздниках, и радости или расстройства, к пирогам и даже в жаркий день, поздним вечером собиралась вся семья, от мала до велика, и за чаем все новости обсуждали, истории рассказывали, а детям сказки сказывали. Вот и сегодня мне хочется рассказать сказку, которая называется «Жихарка» (воспитатель рассказывает сказку). Вот как славно мы с вами посидели, у нашего самовара и чаю попили, поговорили, и сказку послушали.
Сладкий вечер на тему «Дедушка Ау в гостях у детей зимой»
Цель:
создать доброжелательную обстановку праздника, продолжать совершенствовать диалогическую речь детей, поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, воспитывать культуру общения.
Методы и приемы:
Сюрпризные моменты, пение, игра, художественное слово, поощрение
Материал:
«сладкий стол», самовар, печенье, костюм дедушки Ау, мешок, снежинки, снежные комочки, барабан, волшебная палочка.
Предварительная работа:
Разучивание песен, стихов, и потешек.
Ход вечера
За два дня до проведения вечера дети посылают в лес письмо для дедушки Ау. Воспитатель и дети накрывают на стол, ставят угощение.
Воспитатель. Дети, кто к нам сегодня придет на чаепитие? (дедушка Ау)
Правильно, только что то он задерживается. Давайте позовем его, чтобы он поскорее дорогу к нам нашел.
Дети: Дедушка Ау! Дедушка Ау!
Раздается стук в дверь, заходит дедушка Ау. Дети встречают его, помогают раздеться и приглашают погреться чашечкой чая.
Дедушка Ау: я очень рад, что вы меня не забыли в гости пригласили. Как у вас тепло, светло, уютно в группе, да и чай какой вкусный.
Воспитатель: Дедушка Ау у нас тепло, а ты как поживаешь в лесу? Мы с ребятами помним летний лес, когда ярко светило солнце, пели звонко птицы, на лесной полянке цвели цветы, летали бабочки, прыгали кузнечики, лягушки.
Воспоминания детей
Дедушка Ау: Да, лесная полянка сейчас покрыта белым пушистым снегом. Теперь на ней тихо и пусто, не то летом. Кажется что зимой на полянке никто не живет. Но это только так кажется. Возле куста из под снега торчит старый, трухлявый пень. Это не просто пень, а настоящий терем – теремок. Немало в нем уютных зимних квартир для разных местных обитателей. Под корой спрятались от холода мелкие букашки, тут же устроился зимовать жук – дровосек. А в норе, между корнями, свернувшись в колечко уснула проворная ящерица. Все забролись в старый пень, каждый в нем занял уютную спаленку, да и заснул в ней на всю зиму. На самом краю полянки, в канаве, под опавшими листьями, под снегом, будто толстым одеялом, спят лягушки. Спят и не знают, что тут же неподалеку, под кучей хвороста, свернувшись в клубок заснул ежик. Тихо и пусто на лесной полянке. Только изредка пролетит над ней стайка щеглов или синиц, или дятел усевшись на дерево начнет выколачивать клювом из шишки вкусные семена. А иной раз выскочит на полянку белый пушистый заяц. Выскочит, встанет столбиком, послушает, все ли спокойно кругом, посмотрит, да и дальше в лес побежит. Вот так мы и живем зимой в лесу.
А вы как в детском саду поживаете? Весело? Дружно?
Дети: Да, Дедушка Ау, мы ребята веселые и дружные.
Можно весело смеяться,
пошутить, побаловаться,
и поспорить иногда!
Ну, а драться, никогда!
Дружит ветер с облаками,
Солнце – с лугом и цветами,
Рыбы с чистою водой,
Птицы с небом,
Я – с тобой!
Мы тебе и песенку про дружбу споем!
Дети поют песню «настоящий друг».
Дедушка Ау: вот, спасибо порадовали меня. А я к вам в гости не с пустыми руками пришел, а мешок свой принес с загадками, с играми и подарками. Давайте заглянем туда.
Вот снежинки волшебные от метелицы. Кто снежинку поймает, тот загадку отгадает.
Дети ловят снежинки и садятся вокруг дедушки Ау.
Загадки дедушки Ау:
Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно (лед)
Скатерть бела, весь мир одела. (снег)
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет
Когда это бывает? (зима)
Без рук, без ног, а рисовать умеет (мороз)
Дедушка Ау хвалит детей, заглядывает в мешок и поет
Утром рано на лесной полянке
(дети встаю, прыгают, как зайчики)
Громко – громко зайчик барабанит
Трата – та, трата – та!
Дедушка ау вытаскивает из мешка подарок – зайчика с барабаном и дарит детям. Заглядывает в мешок.
Дедушка Ау: старушка – зима целый мешок снега намела.
Проводиться игра (чья команда быстрее соберет снежные комочки в большой сугроб).
Дедушка Ау заглядывает в мешок.
Дедушка Ау: А мешок то пустой! Где же угощенье? Мой мешочек не простой, волшебный, он меня выручит!
Дедушка Ау кладет в мешок снежинки и говорит:
Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство.
Осторожней, осторожней – не спугнуть бы нам его.
Звучит музыка.
Раз – два – три – четыре – пять! Все готово, можно брать!
Вынимает их мешка печенье, начинается чаепитие. Затем дедушка Ау прощается и уходит в лес.