Екатерина Владимировна Сиряк
Скороговорки как средство развития речи
▼ Скачать + Заказать документы
Зачем детям нужны скороговорки?
Скороговорка - это фраза или стишок, построенные из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенные для проговаривания вслух.
https://top.thepo.st/
Русские скороговорки - бесценный материал, ведь они играют огромную роль, помогая ребенку в развитии речи. Но что интересно, что изначально скороговорки были придуманы, скорее всего, не с этой целью, а исключительно для развлечения. Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки - весело было. Поэтому они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром народного творчества.
Публикация «Скороговорки как средство развития речи» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Скороговорки
- Темочки
Чем полезны скороговорки
Какую пользу несут скороговорки? Они:
• тренируют речевой аппарат,
• развивают фонематическую и артикуляционную память,
• обогащают словарный запас,
• ставят речевое дыхание,
• помогают сделать речь интонационно грамотной,
• подготавливают к формированию письменной речи.
Как разучивать скороговорки
Разучиваем скороговорки по правилам.
• Сначала мама читает скороговорку сама, медленно, вслух.
• Затем с малышом можно обсудить содержание, сделать акценты на интонации: как ребёнок понял услышанное?
• Потом вместе с ребёнком медленно проговорите скороговорку.
• Если скороговорка длинная, учите её по частям. Короткие лучше разучивать на одном дыхании.
• Когда ребёнок запомнил скороговорку, пусть начинает её произносить без помощи мамы. Сначала шёпотом, как будто «про себя», потом чуть громче. Темп тоже ускоряется постепенно.
• Выучил? Наступает время соревнования – кто чётче и быстрее?
Существует неисчислимое множество различных скороговорок.
- Каждому звуку - своя скороговорка.
Каждая отдельная скороговорка - это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука.
Например:
• Для звука [б] : Белые бараны били в барабаны.
• Для звука [в] : Водовоз вез воду из водопровода.
• Для звука [д] : Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.
• Для звука [ж] : Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
• Для звуков [з], [з’] : Зимним утром от мороза на заре звенят березы.
• Для звука [к] : Около кола колокола.
• Для звука [г] : Галка села на забор, Грач завел с ней разговор.
• Для звука [х] : Хохлатые хохлушки хохотом хохотали.
• Для звука [л] : Дятел сидел на ёлке и долбил щёлки.
• Для звука [п] : Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком
• Для звука [р] : Рама рано розовеет, рама рада - солнце греет.
• Для звуков [с], [с’] : Носит Сеня сено в сени. Спать на сене будет Сеня (Н. Егоров).
• Отработка звука [т] : Толком толковать, да без толку расперетолковывать.
• Для звука [ц] : Цыплята и курица пьют чай на улице.
• Для звука [ч] : Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
• Для звука [ш] : Шесть мышат в шалаше шуршат.
• Для звука [щ] : Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
30 скороговорок для отработки «трудных» звуков
• От топота копыт пыль по полю летит.
• Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
• Купи кипу пик, пик кипу купи! Купи кипу пуха, кипу пуха купи!
• Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. И ждёт на тракте трактор домкрат.
• Хвалю халву.
• У Феофана Митрофаныча три сына – Феофанычи.
• Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.
• Рододендроны из дендрария даны родителями.
• Сидел тетерев на дереве, а тетёрка с тетеревятами на ветке.
• Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат.
• Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
• Около кола колокола, около ворот коловорот.
• Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя.
• На дворе трава, на траве дрова – раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора.
• На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора, не вместит двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор.
• Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, лавировали да не вылавировали.
• «Расскажите про покупки». – «Про какие про покупки?» – «Про покупки, про покупки, про покупочки свои».
• Король-орёл.
• Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию.
• Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: грабь граблями гравий, краб!
• Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
• Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
• Чешуйки у щучки, щетинки у чушки.
• Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
• Даже шею, даже уши ты испачкал в чёрной туши. Становись скорей под душ, смой с ушей под душем тушь! Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши!
• Поезд мчится, скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.
• Вы малину мыли ли? Мыли, но не мылили!
• Однажды был случай в далё ком Макао: макака коалу в какао макала, коала лениво какао лакала, макака макала, коала икала.
• Ехал грека через реку, видит грека – в реке рак, сунул грека руку в реку, рак за руку греку цап!
• Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь, но, заскороговорившись, выскороговорил, что все скороговорки перескороговоришь, да не перевыскороговоришь.
- Популярные скороговорки
Всех скороговорок не перескороговоришь,
Не перевыскороговоришь.
___
От топота копыт пыль по полю летит
___
На дворе трава, на траве дрова;
Раз дрова, два дрова, три дрова -
Не руби дрова на траве двора.
___
У нас на дворе-подворье
Погода размокропогодилась.
___
Тридцать три корабля лавировали,
Лавировали, да не вылавировали.
___
Сшит колпак не по-колпаковски,
Вылит колокол не по-колоколовски;
Надо колпак переколпаковать-перевыколпаковать,
Надо колокол переколоколовать - перевыколоколовать.
___
Пришёл Прокоп - кипел укроп.
Ушёл Прокоп - кипел укроп.
Как при Прокопе кипел укроп,
Так и без Прокопа кипел укроп.
___
В четверг четвёртого числа
В четыре с четвертью часа
Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка
Чертили чёрными чернилами чертёж.
___
У боярина-бобра нет богатства, нет добра.
Два бобрёнка у бобра - лучше всякого добра.
___
Мышонку шепчет мышь:
«Ты всё шуршишь, не спишь».
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише».
___
Вёз корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
___
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон.
Дети очень любят и легко запоминают скороговорки, в которых встречаются их имена. Предлагаем несколько скороговорок, большинство из которых придуманы нами и частично позаимствованы из книги И. Г. Сухина.
У Танечки – угощение для Анечки.
У сыночка Санечки – маленькие саночки.
Сонечка и Сенечка сидели на скамеечке.
Миша что-то шепчет Маше.
Отважный Миша бежит от мыши.
Шапка и шубка – вот и весь Мишутка.
Саша на суше сушит суши.
У Сани нос в сметане.
Усатый Саня сел на сани.
Наша Даша лучше вашей.
Стоит Юля на стуле, на стуле стоит Юля. У Марины и Кристины – две красивые корзины, в корзинах – картины.
Полинка и Маринка любят рвать малинку. У Влада – брат, Влад брату рад.
У Никиты - моток ниток.
У Матвея – билет на балет.
У Тимки и Димки новые ботинки.
На корабле, кроме Ромки, Егор и Артемка.
У Егора в огороде – репа, редька, помидоры.
Кто прокатит Катю на катере?
Дина на льдине, а Динка на льдинке.
Сеня во сне сидит на сосне,
Сидит на сосне Сеня во сне. Валерий припрятал проигрыватель и громкоговоритель.
У Митрофана – фортепьяно,
У Полины – пианино.
У фонтана – Ваня в кафтане.
Боря любит Любу, а Люба любит Борю.
У Тани – тайна, это Танина тайна.
Лора работала лаборанткой в лаборатории.
У Игната – ягнята.
Гена моргал, а Егор подмигивал. Георгий – брат Григория,
Григорий – брат Георгия.
Люсины бусы носят гуси.
Испугали Люсю бабусины гуси.
Настя и Костя отправились в гости.
Полина и Лиля лепили из пластилина.
Заключение.
Работа над четкой дикцией -один из самых сложных этапов театрального мастерства.
И именно данные упражнения-скороговорки помогают в тренировке движений речеобразующего органа.
Ведь именно дикция является средством донесения содержания произведения, выраженного в словестном тексте, и одним из важнейших средств художественной выразительности в раскрытии театрального образа.
Кому-то покажется мелочью работа над дикцией- это величайшее заблуждение.
«Мелочи создают совершенство, но совершенство не мелочь» -писал Микеланджело, подчеркивая этим, насколько существенны детали в любой работе, а в творческой особенно.
Занимаясь регулярно, можно добиться больших успехов в постановке звуков, которые не даются малышу. Обычно это парные б-п, в-ф, р-л, свистящие и шипящие, х. Если заниматься с ребёнком регулярно, речь дошкольника станет чистой и ясной. А значит, когда он пойдёт в первый класс, ему не придётся при ответе у доски стесняться картавости, шепелявости или других дефектов дикции. К тому же умение быстро и чётко выговаривать скороговорки ему обязательно пригодится на уроках литературного чтения, которые в образовательной системе «Начальная школа XXI века» начинаются в первом классе. Увидев знакомое задание на скороговорки в учебнике «Литературное чтение», ваш малыш точно будет среди лучших чтецов!
Использованные интернет -ресурсы:
https://www.babyblog.ru/user/mama-dinara/3079241 © BabyBlog.ru
https://oratoris.ru/skorogovorki-dlia-rechi
https://lifehacker.ru/skorogovorki/
https://www.google.ru/search?q=для+чего+нужны+скороговорки&newwindow=1&tbm=isch&source=iu&ictx=1&fir=hg1mu5_XmsLkoM%253A%252CtsUaeftg-UWvmM%252C_&vet=1&usg=AI4_-kR4zdIv3j8QWfTMgrsabFkjHsoBWQ&sa=X&ved=2ahUKEwiN2cvl_-LoAhUpwsQBHdnCBbkQ_h0wAnoECAoQCA#imgrc=hg1mu5_XmsLkoM
https://www.leludi.ru/uprazhneniya-po-stanis
https://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-razrabotka-razvitie-dikci-v-rabote-nad-goloso-rechevym-aparatom-uprazhnenija-skorogovorki.html
Желаю удачи вам, дорогие дети и уважаемые взрослые!
Учитель-логопед высшей категории
МБУ Центр "Успех" г. Новошахтинск
Ростовской области
Сиряк Е. В.