Марина Кожевникова
Консультация «Сказочная безопасность: как учить детей правилам безопасности по народным сказкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Сказки - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить.
Сказки многослойны, и один из слоев - те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и "обсуждая" с детьми народные сказки, играя в них, мои дети легко усваивают, что в "другом", большом мире необходимо соблюдать определенные правила. Не верить, кому ни попадя, обращаться за помощью, не преступать запреты, не робеть и не сдаваться. Раз, за разом повторяя эти нехитрые, но очень важные "сказочные" истины, я учу детей и бдительности, и осторожности.
Публикация «Консультация „Сказочная безопасность: как учить детей правилам безопасности по народным сказкам“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
Как же уберечь детей от опасности? Как помочь им разобраться в многообразии жизненных ситуаций и прийти к разумному решению. Я с детьми разбираю и обсуждаю на первый взгляд кажущиеся очень простыми правила поведения через сказки. Поскольку дети мыслят образами, то усвоить нужный материал им легче с помощью сказок.
Вот вам для примера темы для бесед и игр по русским сказкам : - Малыш, будь готов к неожиданностям. Не все к тебе приходят с добром. Бывают случаи, когда удирать не стыдно, а можно и нужно ("Гуси-лебеди"). - Не будь наивным, малыш! Не покупайся на лестные предложения. Если тебя обхитрили (обманули) и ты попал в беду, зови на помощь, кричи громче, поднимай много шума. Держись, помощь придет ("Кот, петух и лиса"). - Доверие к людям - прекрасная черта. А вот слепая доверчивость опасна ("Заюшкина избушка", "Волк и семеро козлят"). - На будущее: никого не приглашай (не пускай) к себе домой, когда ты один. Не открывай дверь, не говори никому по телефону, что дома никого нет. Вдруг это хитрая лиса пришла. Дружно можно любого врага победить ("Зимовье зверей"). - Не бывает безвыходных ситуаций. Что бы ни случилось, как бы ни складывались обстоятельства, выход всегда есть. Надо только хорошенько подумать ("Гуси-лебеди", "Лисица и волк", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка" и др.)
При чтении художественного произведения рассказываю об опасности контактов с незнакомыми взрослыми, учитывая, что у детей собственные представления о том, какие взрослые могут быть опасными, а какие нет. Большинство детей считает, что опасными являются люди с неприятной внешностью или неопрятно одетые.
Использую примеры из знакомых сказок и литературных произведений. Например: в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина злая мачеха посылает свою служанку, которая прикинулась доброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко. Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй; Чудище в «Аленьком цветочке» оказалось добрым заколдованным принцем.
Некоторые сказки в доступной и в увлекательной форме знакомят детей с правилами безопасного поведения дома, на улице, у водоемов, в лесу, с незнакомцами, с безопасным общением с домашними животными. Например:
Мы с детьми разыгрываем разные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ни при каких обстоятельствах он не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам. Возможные реальные ситуации могут подкрепляться сказочными сюжетами, например «Волк и семеро козлят». Мы не просто читаем эту сказку, мы ее проигрываем.
Дополняю свои объяснения примерами из литературных произведений (например, Кошкин дом», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке» С. Маршака, «Жил на свете слонёнок» Г. Цыферова., К. Чуковский «Телефон», «Айболит», «Путаница», Е. Хоринский «Спичка-невеличка».
В сказках о природе, знакомлю детей с проблемами загрязнения окружающей среды, объясняю, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе. Сказка «Живые грибы» Сутеева В. Г. и сказка Маршака С. Я. «Тихая сказка».
Объясняю детям, что можно делать и чего нельзя делать при контактах с животными. Например, можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки.
Знакомяс правилами поведения на улицах, объясняю, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах нашего поселка, беседуем с детьми о том, часто ли они бывают на улице, названия каких машин знают, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре.
С этой целью знакомлю детей со следующими произведениями:С. Михалков «Бездельник светофор ; П. Синявский «Жили-были автомобили», С. Волков «Про правила дорожного движения», В. Арбеков «Про умных зверюшек».
Обучение детей правилам безопасности по народным сказкам провожу таким образом:
- Прежде чем рассказывать-читать новую сказку, определяю для себя: какие полезные уроки для ребенка зашифрованы в ней.
- Сказкирассказываю, можно, конечно, и читать, но - устный строй речи отличается: он более теплый, более доверительный.
- Обращаю внимание на иллюстрации. У детей образная, яркаяпамять.
-Задаю вопросы. Вопрос подчеркивает главное, заставляет задуматься.
- Побуждаю малыша задавать вопросы, главное - не отойти от темы.
- Реагирую эмоционально. Маленькие дети способны спрашивать и отвечать жестами, звуками, действием. Они реагируют эмоционально, а то, что прожито через эмоции, глубже остается в памяти.
- Повторяю. Не стараюсь комментировать сказку каждый раз, когда ее читаю. Но время от времени возвращаемся к обсуждению.
- Закреплениепройденного провожу по-разному.
Обобщая сказанное, хочу отметить, что разрешение проблемы безопасности требует скоординированных действий педагогов и родителей. Вместе мы должны выработать привычку в соблюдении правил пожарной безопасности, сформировать опыт безопасного поведения в быту, на улице, в лесу, который позволит детям предвидеть опасность, по возможности избегать ее,при необходимости –действовать! Для родителей готовлю консультации, папки-передвижки, буклеты по соблюдению правил дорожного движения «Маленький пешеход и дорога», «Светофор мой друг», так же для родителей были подготовлены консультации, папки-передвижки, памятки по теме «Основы безопасности жизнедеятельности» : «ОБЖ мы соблюдаем, в беду не попадаем», «Как правильно вести себя в лесу», «Спички детям не игрушки».
И в конце хочется сказать такими словами :
Верти взрослые и дети, верти в сказки, волшебство
И тогда на всей планете, будет счастье и добро (Х. К. Андерсен)
И для этого сказка нам в помощь!