Юлия Филатова
Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИЗБЕРДЕЕВСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД
(МБОУ «ИЗБЕРДЕЕВСКАЯ НШДС»)
Консультация на тему:
«Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста»
Подготовила: ст. воспитатель Филатова Ю. Г.
Публикация «Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
«Сказка - ложь, да в ней намек …». Известная пословица, и очень мудрая. Ложь - это волшебство, намек - это мудрость, которую необходимо понять. Волшебная сказочная ситуация - идеальный способ воздействия на ребенка, на раскрытие и становление его личности.
Можно потратить не один десяток слов, объясняя, что нельзя драться, жадничать, обманывать, хвастаться и малыш вас не поймет и не услышит. Но, рассказывая сказку, напрямую или косвенно, затрагивающую любой из этих нравственных критериев, можно добиться прекрасных результатов.
Сказка - это особенный вид литературного произведения, очень важный элемент культуры каждого народа. Являясь одним из жанров фольклора, сказка представляет собой «главный источник знаний о принципах воспитания сложившихся в культуре разных народов, о его нравственных, религиозно - мифологических основах.
Сказка содержит в себе сюжеты, темы, персонажи, которые характерны для определенного народа. В ней отражается весь исторический и культурный опыт данного этноса. В связи с этим можно говорить о том, что сказка обладает огромным социальным и нравственно - педагогическим потенциалом.
С социально - педагогической точки зрения сказка выполняет следующие функции: социализации, креативную, голографическую, развивающее - терапевтическую, культурно - этническую, лексико - образную.
Тем самым, сказка является основой эстетического воспитания дошкольника. Она обладает огромным потенциалом для формирования духовно - нравственных ценностей личности.
Целями использования сказки в воспитательно - образовательной работе с детьми дошкольного возраста являются :
- развитие познавательной активности; формирование творческого отношения к окружающему миру, креативности, как качеству личности;
- формирование активной, социально - компетентной личности;
- формирование физического интеллекта.
В ДОУ возможно применение различных форм организации работы со сказками : беседы о сюжете сказки, о чувствах и поступках главных героев, пересказ, инсценировки, рассматривание картинок и самостоятельное иллюстрирование, игры и другие.
Использование сказки в работе с дошкольниками помогает сформировать навыки, которые впоследствии будут являться основой для последующего обучения: слуховая сосредоточенность, навык слушания чтения книги, речевые навыки.
На мой взгляд, такой подход к данному вопросу является традиционным. Сказка в артпедагогике - это инструмент, который помогает сформировать духовно развитую личность, создает предпосылки для саморазвития и самовыражения личности.
В последние годы очень широкое распространение получило направление практической психологии - сказкотерапии.
Термин «сказкотерапия» в современной науке имеет широкое значение: от коррекционной технологии до способа передачи знаний о жизни. Не смотря на свои психологические корни, она активно используется в процессе обучения и воспитания дошкольников, поскольку:
- даёт общий язык для взрослого, работающего с ребёнком, и сближает их;
- более информативно, чем обычная речь, содержит символы, метафоры, аналогии;
- способствует пробуждению детских и творческих сил в самом терапевте (педагоге, понимании и работу на уровне интуиции;
- несёт свободу, способствует принятию решений.
Сказкотерапия - это важная методика, которую надо использовать в дошкольных учреждениях. Это процесс образования связей между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
Сказкотерапия оказывает многоплановое воздействие на личность ребенка - дошкольника. На занятиях по сказкотерапии ребята учатся составлять словесные образы. В процессе этого занятия дети увеличивают словарный запас, расширяют образный репертуар, внутренний мир ребенка становится богаче и разнообразнее.
Сопереживание сказочному герою дает ребенку ощущение собственной силы и значимости. Поскольку во время слушания сказок у детей рождаются не только радостные, но и пугающие образы, возникают не только положительные, но и отрицательные эмоции, одна из важнейших целей этих занятий - научить ребенка справляться со своими страхами.
В то же время, переживая во время сказки, ребенок дает выход своим собственным отрицательным эмоциям, но переживает их легче, чем в реальной жизни. Так как понимает, что это «понарошку». Даже после прослушивания сказки, ребенок продолжает фантазировать и на прогулке, и перед сном - в любую свободную минуту.
Важной специфической особенностью воспитания методами сказкотерапии является возможность использования эмоционального воздействия сказки на личность ребёнка для усиления воспитательного эффекта, на подсознательные установки с сознательные идеалы личности, а через них - на поведение и деятельность. Эффективность эмоционального воздействия сказок усиливается при организации комплексного подхода к их восприятию: чтение литературного произведения в музыкальном сопровождении, просмотр иллюстраций, чтение сказок о природе в живописном месте и т. д. именно такой подход реализуется в сказке, которая объединяет изобразительное и декоративно-прикладное искусство, литературу, народные и педагогические традиции. Эффективность формирования нравственных качеств личности под влиянием сказки усиливается воздействием на различные органы чувств - слух, зрение, что обеспечивает достижение детьми высоко эмоционального состояния, способствующего реализации воспитательных задач и переходу к самовоспитанию.
Можно выделить важнейшие виды деятельности, интегрированные в сказкотерапии :
- познавательная деятельность, в результате которой ребёнок познает объективную действительность, взаимосвязи между личностью и обществом;
- созидательную деятельность, ребёнок создает что-то новое в авторском замысле;
- оценочная деятельность, ребёнок в своих работах выражает собственное отношение к нему;
- коммуникативная деятельность, прямое и косвенное общение автора с реципиентом.
В методике сказкотерапии принято выделять 5 видов сказок :
- Художественные (авторские, народные);
- дидактические;
- психотерапевтические;
- психокоррекционные;
- медиативные.
По - моему мнению, сказкотерапия обладает огромным практическим потенциалом. Данное направление психолого-педагогической науки позволяет решать более конкретные задачи:
- улучшение социально-эмоционального состояния детей;
- адаптация ребёнка а ДОУ;
- формирование эмоциональной отзывчивости;
- приобретение коммуникативных навыков;
- налаживание отношений в группе;
- решение проблем каждого ребенка (страхи, агрессия, тревога) и другие.
Можно сказать, что сказкотерапия - это более целенаправленная работа со сказками. Она оказывает воздействие на эмоциональное состояние ребенка, мотивацию его поступков, на внутренний мир и нравственные ориентиры в условиях социализации личности дошкольника. Поэтому использование сказкотерапии может представлять не только теоретический, но и практический интерес.
Подводя итог сказанному, можно заметить, что термин сказка у нас рассматривался в 2-х плоскостях. С одной стороны использование сказки в работе с дошкольниками - это традиционная форма обучения и воспитания в ДОУ. Это народная мудрость, адаптированная для восприятия ребенком дошкольного возраста. Сказка, обладая огромной исторической и культурной ценностью, является компонентом формирования современной духовно - нравственной личности.
А с другой стороны, сказка - это инновационный, универсальный инструмент, позволяющий сформировать не только духовно - развитую личность, обладающую эстетической культурой, личность, социально адаптированную, психологически устойчивую, обладающей упорядоченной системой ценностей, имеющую в своем сознании четкую картину мира, обладающую внутренней и внешней гармонией.