Татьяна Филина
Использование сенсорных материалов в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Я являюсь учителем-логопедом в детском саду компенсирующей направленности для детей с ЗПР. И в данной статье хотела бы обобщить свой опыт по теме «Использование сенсорных материалов в работе с неговорящими детьми дошкольного возраста».
В последнее время специалисты, работающие с речевой патологией, все чаще встречаются с категорией безречевых детей. Как правило, это дети со сложной структурой дефекта и комплексным органическим нарушением, что значительно затрудняет логопедическую работу с ними. Также и в наш детский сад ежегодно поступают дети, у которых отсутствует речь.
Публикация «Использование сенсорных материалов в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Исходя из опыта работы, для меня стало очевидным, что развитие сенсомоторного восприятия играет большую роль в коррекционно-логопедической работе с неговорящими детьми. Это объясняется тем, что основой восприятия и речи является деятельность межанализаторных комплексов нервных связей. Поэтому игры, задания, которые помогают детям получать чувственные ощущения, являются привлекательным видом деятельности для ребенка, обеспечивают эмоционально насыщенный фон логопедического занятия.
Впервые теорию сенсорной интеграции начала разрабатывать известный американский психолог Джин Айрис в 50-х годах прошлого столетия. В процессе практической работы она пришла к созданию теории нарушения работы сенсорных систем — теории дисфункции сенсорной интеграции. Айрес увидела проблему, которая мешает развитию, по крайней мере, каждого десятого ребенка. Таким образом, более чем 70% детей, имеющих какие-либо отклонения в развитии речи, двигательной и эмоциональной сферы, проблемы с обучением, поведением, общением, имеют нарушение работы сенсорных систем. Затем появилось много специалистов, в том числе и в России, работающих над этой темой, а также практических пособий.
В норме сенсорная интеграция представлена работой нескольких сенсорных систем. У детей с особенностями часто наблюдаются нарушения сразу нескольких систем, что проявляется в диспраксии развития, тактильной гиперчувствительности, нарушениях работы вестибулярной системы.
Метод сенсорно-интегративной логотерапии является достаточно универсальным. Он может помочь, если у ребенка нет мотивации к общению и учебе, снижено внимание, есть особенности нейропсихических процессов, равно как активно применяется в работе с такими сложными нарушениями, как РАС, алалия, ДЦП, ЗПР и др.
Основными принципами метода являются: яркость, разнообразие пособий, эмоциональность педагога, сопряженное проговаривание материала с переходом к отраженному. Очень важно привлекать внимание ребёнка к области рта взрослого, например: яркая помада, крупные серьги, яркий шарф, необычные бусы и т. д. Очень часто я провожу занятия в образе какого-то сказочного героя или животного. Или иногда достаточно надеть необычные очки, шляпу, чтобы увидеть заинтересованные глаза детей.
В соответствии с теорией «сенсорной интеграции» стимульный материал, использующийся на занятиях, направлен на развитие основных видов восприятия: тактильное, зрительное, слуховое, обонятельное и вкусовое восприятие. Материал «организует» мышление, поэтому очень важно четко понимать, ЧТО мы должны предложить ребенку, КАК будем работать и КАКОЙ РЕЗУЛЬТАТ желаем получить.
Для развития тактильного восприятия я люблю использовать разнообразные природные материалы и фактурные предметы, игрушки для пальчикового массажа. Обращаем внимание на температуру предметов.
В процессе развития зрительного восприятия мы формируем понятие о цвете, форме предметов. Поэтому используем яркие, красочные пособия.
Развивая слуховое восприятие, мы учим ребенка слышать звуки окружающей среды, звучание музыкальных инструментов и т. п. Это позволяет впоследствии быстрее дифференцировать звуки на две важнейшие категории: «речь» и «не речь».
Для развития вкусового и обонятельного восприятия мы знакомим ребенка с различными вкусами, запахами. Очень важно сначала уточнить наличие аллергических реакций у детей, поэтому до начала занятий мы берем письменное согласие у родителей на проведение подобного рода игр.
Важно отметить, что группа безречевых детей неоднородна. В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией, с задержкой речевого развития, аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, ДЦП, нарушением слуха, дети с комплексными (сочетанными) нарушениями развития. Исходя из конкретного нарушения, необходимо выделять приоритетные направления коррекционно-развивающей работы и использовать соответствующие методики.
Коррекционно-логопедическую работу с неговорящими и плохоговорящими детьми я провожу преимущественно в форме индивидуальных занятий. На групповые занятия также их подключаю. Также с этого года я веду кружок «Учусь говорить» для детей моей группы, где пытаюсь в игровой форме дать как можно больше сенсорных ощущений и тем самым разговорить детей. Часто это очень тяжело, в том числе физически, однако, я считаю и вижу, что есть большой положительный эффект от таких занятий, дети учатся замечать друг друга, взаимодействовать, вместе играть.
Далее перечислю направления работы, которые реализуются на занятиях.
1. При формировании лексической стороны речи расширение и обогащение лексического словаря происходит за счет усвоения лексики более частотной, близкой к ребенку в обычной жизни. Лексический материал отбирается исходя из его доступности по звукослоговому составу.
2. Формирование артикуляционных навыков – является одним из основных направлений логопедичской работы с детьми с ТНР. Для каждого ребенка у меня есть индивидуальный пенал, в котором хранятся индвидуальные зондозаменители, щетки, соски для отработки элементов логомассажа, дыхательной гимнастики.
3. Развитие речи неразрывно связано с постановкой правильного речевого дыхания. Основная задача, на которую направлены упражнения по развитию речевого дыхания – это формирование у ребёнка сильного и плавного выдоха ртом.
4. В основе работы по формированию слоговой структуры слова у неговорящих и плохоговорящих детей лежит развитие ритмической способности ребенка, которая обеспечивается при взаимодействии зрительного, двигательного и кожно-кинестетического анализаторов.
5. Упражнения и игры, используемые в работе по формированию грамматической стороны речи, направлены на: различение множественного и единственного числа существительных, понимание словообразовательных форм, глагольных конструкций, понимание и употребление простых предлогов.
6. Также ведется работа по формированию фразовой, связной речи. Для начальном этапе мы добиваемся понимания связного текста, выполнению заданий по тексту, формирования фразы. Для этого мы часто используем коврографы Воскобовича и съемные элементы к ним.
Подводя итог, хотелось бы отметить положительные результаты использования метода сенсорно-интегративной логотерапии в работе с неговорящими детьми:
1. Лучше запоминается наиболее значимая для ребёнка часть тематической лексики.
2. Сенсорный опыт, приобретённый при специально организованном обучении, позволяет не заучивать речь механически, а способствует её спонтанному формированию.
3. На каждом занятии, исходя из его темы и цели, стимулируется несколько видов восприятия. Задействовав как можно больше сенсорных стимулов для восприятия предмета, мы создаём эмоциональную ситуацию для ребёнка, в которой он лучше и быстрее запомнит этот предмет и его название.
4. На занятиях используются реальные предметы, дети видят их цвет, размер, форму, могут потрогать, понюхать и попробовать на вкус, послушать их звучание.
5. Метод сенсорной интеграции удовлетворяет потребность каждого ребёнка в осознании себя и окружающего мира, обеспечивает развитие сенсорных, моторных, речевых и познавательных возможностей у детей с ТНР, позволяет им социализироваться.
6. Важно, чтобы при выполнении упражнений было как можно меньше принуждения, вся работа строится на интересах ребенка и зависит от его эмоционального состояния, что соответствует требованиям ФГОС.