Елена Тимофеенко
Сказкотерапия как метод коррекционно-развивающей работы в школе
«Сказкотерапия, как метод коррекционно-развивающей работы в школе».
МОАУСОШ № 4 г. Новокубанск
Тимофеенко Е. С. педагог-психолог
В деятельности школьного психолога важное место занимает коррекционная работа, суть которой вытекает из результатов диагностики, проводимой по запросу учителя. При выборе той или иной техники необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, имеющиеся ресурсы и профессиональный опыт педагога-психолога. В поиске универсальных, интересных и результативных методик я в своей практической деятельности решила попробовать метод сказкотерапии.
Публикация «Сказкотерапия как метод коррекционно-развивающей работы в школе» размещена в разделах
Сказка - это волшебная страна, где ученику не читают нотации, не учат, как надо правильно жить, поступать и относиться к людям. Но именно здесь, ненавязчиво, ребёнок включается в "процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нём".
У школьников МОАУСОШ №4 первая встреча со сказкотерапией происходит на этапе их становления как первоклассников. Начало учебы – трудное время для ребенка. Считаю, что создание комфортных психологических условий, позволяющих младшим школьникам успешно адаптироваться и развиваться в школьной системе отношений – основная цель работы педагога-психолога с учащимися 1 класса. Оказываясь под воздействием сказки, маленькому ребенку становится хорошо и комфортно. Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам, осознают причины своих волнений через сказочные образы. У детей появляются новые представления о людях, их взаимоотношениях, предметах и явлениях окружающего мира. При правильной работе над сказкой, робкий ребенок, возможно, впервые пробует быть смелым, агрессивный – добрым, несобранный – аккуратным; а ребенок с низкой самооценкой – поверит в свои способности. Кроме того, большинство того, большинство детей младшего школьного возраста затрудняются в словесном описании своих переживаний. Для них более естественно выражать эмоции в игровой деятельности, изобразительной и других формах творческой активности, опираясь на образное мышление. И здесь мне помогает сказка.
Сказкотерапию применяю и на внеурочной деятельности.
В своем арсенале имею и активно использую подборки сказок для решения следующих психологических проблем учащихся:
• младшего школьного возраста – оптимизация межличностных отношений в ученическом коллективе, проявления тревожности, проявления детской агрессивности, взаимоотношения мальчиков и девочек, развитие учебной мотивации;
• подросткового возраста – развитие позитивного самоотношения, правомерность агрессивного поведения, отношения с противоположным полом, проблемы добра и зла, исследование особенностей самооценки, исследование направленности интересов, изучение особенностей темперамента, характера, обучение навыкам поведения в экстремальной ситуации;
• старшего школьного возраста – представление о жизненных идеалах, свобода личности, готовность к трудным жизненным ситуациям.
Для работы с учащимися разного возраста я активно использую сказкотерапевтические методы, которые предложили: Т. Ткачева. «Психотерапевтические сказки для взрослых и детей», О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев «Лабиринт души: Терапевтические сказки», О. В. Хухлаева «Тропинка к своему Я» - рабочая программа по внеурочной деятельности с элементами сказкотерапии, а именно:
- рассказывание сказки;
- рисование сказки (лепка);
- сказкотерапевтическая диагностика;
- сочинение сказки.
Использование сказкотепевтических технологий дает мне, как психологу, возможность помочь ребенку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, преодолеть различные проблемы, способствовать интеллектуальному развитию.
В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают.
• Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).
• Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение - результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким способом доказать обратное.
• Страхи и тревоги по самым различным поводам.
• Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным. Школьник сталкивается с трудностями, связанными с учебой. Подросток встречается с необходимостью утвердить себя как самостоятельную личность.
Список литературы:
1. Защиринская О. В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. СПб. : Издательство ДНК, 2001.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путешествие в страну сказок, практическое пособие М., 2004г. ;
3. Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия. - М. : Эксмо-пресс, 2001г. ;
4. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем / Р. М. Ткач. - СПб. : Речь, 2013г.
Интернет-ресурсы:
https://www.bibliotekar.ru/psihokorrekcia/75.htm
https://life-prog.ru/1_21693_skazkoterapiya-kak-odin-iz-metodov-korrektsionno-razvivayushchey-raboti-s-detmi.html
https://infourok.ru/skazkoterapiya-kak-odin-iz-metodov-korrekcionnoy-raboti-1338673.html
https://www.maam.ru/detskijsad/izopyta-raboty-po-teme-ispolzovanie-skazkoterapi-v-korekci-lichnostnyh-problem-doshkolnikov.html