Мусакаева Ольга Витальевна
Выступление на педагогическом совете по теме: «Сказкотерапия»
▼ Скачать
Выступление на педагогическом совете по теме
Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что многие родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше ребенок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь.
Публикация «Выступление на педагогическом совете по теме: „Сказкотерапия“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Дети сталкиваются с какими-нибудь проблемами, приходят к нам, взрослым, но чаще всего способы, которые предлагаем мы, для них не подходят. Тогда они приходят к выводу, что мы им помочь не можем. А куда же девать накопившуюся печаль, раздражение, гнев или радость, которые уже переполняют ребенка?
И здесь на помощь может прийти сказкотерапия.
Сказкотерапия — это психологическое направление, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет развить самосознание, совершенствовать творческие способности, улучшить взаимодействие с окружающим миром, построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими, избавиться от многих страхов и комплексов.
Сказкотерапия дословно означает «лечение сказкой». Вовремя рассказанная сказка для ребёнка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребёнка не требуется вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идёт на внутреннем, подсознательном уровне.
Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева: «Сказкотерапия – это процесс пробуждения сердца. Помните, как Лис открыл Маленькому Принцу самый главный секрет жизни и счастья? «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Человеку с пробужденным сердцем жить гораздо веселее и понятнее. Да, иногда ему бывает грустно, оттого, что он замечает вокруг; но эта грусть помогает ему развивать собственный творческий потенциал и укрепляться на жизненном пути. Благодаря добрый сказке может состояться самая главная встреча в Вашей жизни – Встреча с самим собой».
Как действует сказкотерапия?
Сказка служит одним из доступных путей переноса своих собственных переживаний на другого и, наоборот, осознания своих собственных чувств через окружающих. Поэтому, воспринимая сказку, дети, во-первых, сравнивают себя со сказочным героем, и это позволяет чувствовать и понять, что не у них одних есть проблемы и переживания. Во-вторых, посредством ненавязчивых сказочных образов детям предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка их возможностей и веры в себя.
Сказкотерапия формирует сказки по отдельно взятым детским проблемам:
- сказки для детей, которые испытывают страх темноты, страх перед медицинским кабинетом и т. п. ;
- сказки для гиперактивных детей;
- сказки для агрессивных детей;
- сказки для детей, страдающих расстройством поведения с физическими проявлениями: например, проблемы с едой; проблемы с мочевым пузырем и т. д.
- сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений (развод родителей, появление нового члена семьи и т. п.);
Основные методы сказкотерапии
- Рассказывание сказки.
- Сочинение сказки. (Можно сочинять сказку вместе с ребёнком либо ребёнок может сочинить сказку самостоятельно)
- Изготовление кукол.
- Рисование сказки (Ребёнка просят нарисовать, слепить или представить сказку в виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, карандашами, ребёнок воплощает всё, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым он освобождается от тревоги или другого чувства, которое его беспокоило.)
- Сказкотерапевтическая диагностика.
Чем Комплексная Сказкотерапия отличается от других методов?
Прежде всего, деликатностью. Основная область – система ценностей человека. Воздействие глубинно и устойчиво. Жизненный путь понимается как Приключение, а внутренняя организация человека объясняется через метафору Государства. Внутри нас имеется целое богатое государство в котором важно навести порядок. Семья, род – также государство. Поэтому так разрушительны внутри семейные конфликты.
И еще одна отличительная особенность метода – сказкотерапевт описывает жизнь человека в специальных сказках, дает рекомендации, предваряя это историей, — а это большой подарок для пробуждающегося сердца.
Рекомендации и вопросы при проведении сказкотерапии с ребёнком есть в консультации для педагогов
Рекомендации для педагогов и родителей
при проведении сказкотерапии и чтении сказок с ребёнком
1. В ходе чтения сказок вы должны учитывать собственное состояние. Не стоит читать, если вы чем-то сильно встревожены, торопитесь и т. п. Ребёнок сразу почувствует несоответствие слов и образов, интонаций и мимики, а беспокойство и тревога передадутся ему;
2. Во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребёнком так, чтобы он мог видеть лицо взрослого и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз, обмениваться с ним взглядами;
3. Будьте эмоциональны, читайте с «выражением» и «душой». Это позволит ребёнку глубже погрузиться в повествование, сделает сказку интересней и насыщенней;
4. Читая, не следует торопиться, делайте логические паузы, оставляя место для комментариев ребёнка и ваших собственных, но допускать затянувшихся пауз не следует;
5. Вы должны знать, насколько устойчиво внимание у ребёнка, как долго он способен продуктивно слушать. Детям с менее устойчивым вниманием лучше читать сказки по частям в течение нескольких дней.
6. Следите за реакцией ребёнка на сказки, их отдельные фрагменты. И слова, и поза, и жесты, и мимика — всё это может указывать, захвачен ли малыш содержанием или ему скучно. Если внимание ребёнка сосредоточено на описываемом действии, вы — на правильном пути. Если сказка ему не интересна, значит, что-то не так или ребёнок ещё не готов её воспринять.
7. После прочтения сказки обсудите её с ребёнком. В зависимости от содержания вопросы по сказке могут быть примерно такими:
О чём сказка?
Что запомнилось больше всего?
Какие герои запомнились? Почему?
Что случилось с тем или иным персонажем?
Какие чувства возникали во время чтения?
В какие моменты было радостно? В какие грустно?
Было ли жалко кого-нибудь?
Какие чувства, какое настроение после сказки?
Случается ли такое в жизни, по-настоящему?
Случались ли у тебя похожие ситуации?
Чему мы можем научиться у этой сказки?
Как можно применить полученные знания в жизни?
Дети разных возрастов предпочитают разные типы сказок :
Для детей 3-4 лет предпочитают сказки про игрушки, маленьких человечков и животных.
Начиная с 5 лет – интерес вызывают сказки про фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.
Для детей примерно с 5-6 лет лучше и использовать волшебные сказки, о перевоплощениях, с цикличными четкими сюжетами.
От 6 лет и старше можно работать уже с разноплановыми по структуре и сюжету сказками, которые выберет сам ребёнок.
Если мы сами или вместе с ребенком создаем сказочную ситуацию, то она должна отвечать определё нным требованиям:
ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип «открытости»);
ситуация должна содержать актуальную для ребёнка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки;
ситуации и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребёнка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи;
сказки обязательно должны подходить ребёнку по возрасту;
способность чётко отделять сказочную действительность от реальности возникает к 3,5-4 годам.
Больше сочиняйте сказок со счастливым концом – они способны реально изменить жизнь в лучшую сторону. Добрая сказка – это новая жизненная программа. Будьте смелее, меняйте свою жизнь в воображении, записывайте это в виде сказки, — и придут новые возможности. Такой труд и есть самое настоящее Волшебство