МААМ-картинки

Система заданий для формирования коммуникативных УУД

Цветкова Елена Александровна
Система заданий для формирования коммуникативных УУД
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка

«Система заданий для формирования коммуникативных УУД»

Цветкова Е. А. учитель физики высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ п. Малиновский»

Цель работы – разработать систему заданий, ориентированных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, которые учащиеся в процессе изучения учебного предмета выполняют с использованием учебника.

Введение

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения для основного общего образования выделены четыре блока универсальных учебных действий

Публикация «Система заданий для формирования коммуникативных УУД» размещена в разделах

Соответственно предметом обсуждения должны стать следующие универсальные учебные действия:

• личностные — смыслообразование на основе развития мотивации и целеполагания учения; развитие Я-концепции и самооценки; развитие морального сознания и ориентировки учащегося в сфере нравственно-этических отношений;

• регулятивные — целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе; планирование и организация деятельности; целеобразование; самоконтроль и самооценивание; действие во внутреннем плане;

• познавательные исследовательские действия (поиск информации, исследование); сложные формы опосредствования познавательной деятельности; переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение); формирование элементов комбинаторного мышления как одного из компонентов гипотетико-дедуктивного интеллекта; работа с научными понятиями и освоение общего приёма доказательства как компонента воспитания логического мышления;

коммуникативные действия, направленные на осуществление межличностного общения (ориентация в личностных особенностях партнёра, его позиции в общении и взаимодействии, учёт разных мнений, овладение средствами решения коммуникативных задач, воздействие, аргументация и пр.); действия, направленные на кооперацию — совместную деятельность (организация и планирование работы в группе, в том числе умение договариваться, находить общее решение, брать инициативу, разрешать конфликты); действия, обеспечивающие формирование личностной и познавательной рефлексии.

В культурно-историческойтрадиции отечественной психологии коммуникативная деятельность и общение определяются как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М. И. Лисина, 1986).

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Для каждого из базовых универсальных учебных действий должны быть определены критерии их сформированности, позволяющие описать конечную (планируемую) форму действия, открывая возможность реализации стратегии планомерного формирования умственных действий с заранее заданными свойствами (П. Я. Гальперин).

Считается, что эффективно сформированыкоммуникативные УУД в условиях обучения в основной школе, если:

- механизм формирования коммуникативной компетенции школьников функционирует благодаря включению учащихся в учебное общение на основе создания ситуации успеха, стимулированию их коммуникативной деятельности;

- выявлены организационно-дидактические условия, способствующие переходу учащихся с низкого на более высокий уровень коммуникативной успешности;

- определены критерии и способ диагностики, позволяющие адекватно оценить формирование коммуникативных УУД у школьников и, на этой основе, совершенствовать процесс их формирования.

Систему формирования коммуникативных УУД предложил А. Г. Асмолов, он разработал и универсальные типовые задания. Опираясь на идеи,предложенные А. Г. Асмоловым, я разработала задания, которые использую с целью формирования коммуникативных УУД на протяжении изучения всего курса физики (7-11 класс).

Система заданий

Состав коммуникативных действий, осваиваемых детьми и подростками на протяжении периода школьного обучения:

1. Общение и взаимодействие с партнёрами по совместной деятельности или обмену информацией — это умение :

слушать и слышать друг друга;

с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме;

спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё;

вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Задание «Учимся слушать партнёра»

Цель:формирование умения общения и взаимодействия с партнерами по совместной деятельности

Форма выполнения задания :работа в группах или попарно с последующим совместным обсуждением в классе и создание опорного конспекта в рабочей тетради

Материал:учебник физики (например, рассмотреть можно следующие темы - 7 класс: тема «Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля», тема «Архимедова сила»; 8 класс: тема «Закон Ома для участка цепи», тема «Отражение света. Закон отражения света»; 9 класс: тема «Свободное падение тел», тема «Направление индукционного тока. Правило Ленца»; 10 класс: тема «Изопроцессы»; 11 класс: тема «Взаимодействие магнитов и токов», тема «Интерференция света», тема «Фотоэффект»)

Описание задания : Обучающимся предлагается в качестве задания на уроке найти в тексте учебника описание опыта, благодаря которому был открыт физический закон. Данная работа проводится во время специально организованной групповой дискуссии.

Инструкция:Обсуждаются возможные варианты ответа и делается запись учебного материала в рабочую тетрадь

Критерии оценивания:

• соответствие содержания описываемого опыта и закона тексту учебника;

• умение слышать, слушать и понимать партнера;

• умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга;

• уровень самостоятельности обучающихся;

• уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.

2. Способность действовать с учё том позиции другого и уметь согласовывать свои действия предполагает:

понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной;

готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции:

1) умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;

2) умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом.

Задание «Участвуем в диспуте»

Цель: формирование умения устного общения двух или несколько учеников

Форма выполнения задания : работа в группах с последующим совместным обсуждением в классе

Материалы:учебник физики (например, рассмотреть можно следующие темы - 7 класс: тема «Сила трения. Трение в природе и технике» диспут по теме «Трение - полезное или вредное явление»; 8 класс: тема «Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы» диспут по теме «Энергосбережение: миф или реальность»; 9 класс: тема «Атомная энергетика» диспут по теме «Преимущества и недостатки АЭС»; 10 класс: тема «Тепловые двигатели» диспут по теме «Тепловые двигатели: необходимый атрибут или экологическая проблема современной цивилизации»)

Описание задания : обучающимся предлагается участвовать в диспуте

Инструкция: при повторении темы составить таблицу с аргументами, после обсуждения материала скорректировать таблицу в рабочей тетради, если возникает необходимость

Критерии оценивания:

• соответствие содержания фактов и аргументов;

• умение прислушиваться к аргументам других участников дискуссии и учитывать их в своей позиции;

• уровень самостоятельности обучающихся;

• соотнесение уровня развития морального сознания с содержанием моральной дилеммы.

3. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — это:

определение цели и функций участников, способов взаимодействия;

планирование общих способов работы;

обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность);

разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение убеждать.

Задание «План предстоящей деятельности»

Цель: формирование умения четко организовывать предстоящую работу

Форма выполнения задания : работа в группах или индивидуальная с последующим совместным обсуждением в классе

Материалы: учебник физики (например, рассмотреть можно следующие темы - 7 класс: тема «Строение вещества»; 8 класс: тема «Источники электрического тока», тема «Магнитное поле Земли»; 9 класс: тема «Реактивное движение»; 10 класс: тема «Специальная теория относительности»; 11 класс: тема «Корпускулярно-волновой дуализм»)

Описание задания : обучающимся предлагается в качестве домашнего задания составить план написания реферата (или составить план сообщения, доклада, презентации) по определенной теме. Учащиеся приносят свои работы в письменном виде и устраивают их презентацию в классе. Из предложенных работ учитель выбирает несколько наиболее интересных для всех учащихся. Их обсуждают во время специально организованной групповой дискуссии.

Инструкция:

План деятельности обучающегося:

Определение цели работы

Обоснование цели

Отбор фактов

Группировка фактов и придумывания названия данным группам

Создание плана реферата

Обсуждаются возможные варианты планов реферата (сообщения, доклада, презентации)

и выявляются лучшие работы

Критерии оценивания:

• соответствие содержания плану работы;

• умение прислушиваться к аргументам других участников дискуссии и учитывать их в своей позиции;

• уровень самостоятельности обучающихся.

4. Работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы) — это умение:

устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;

переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать её как задачу через анализ её условий.

Задание «Постановка опыта из учебника»

Цель: формирование умения сотрудничества и проектной формы работы

Форма выполнения задания : работа в группах с последующим совместным обсуждением в классе.

Материалы: учебник физики (например, рассмотреть можно следующие темы - 7 класс: тема «Давление в жидкости и газе»; 8 класс: тема «Зависимость силы тока от напряжения»; 9 класс: тема «Магнитный поток»; 10 класс: тема «Изопроцессы»; 11 класс: тема «Последовательное и параллельное соединение проводников»)

Описание задания : учащимся предлагается провести опыты и оформить в виде мини- проекта свою работу

Инструкция:

7 класс: ученики класса делятся на 4 группы, и в каждой группе есть ученик- инженер (собирает опытную установку, информирует о правилах пользования приборами,о правилах безопасности, ученик- исследователь (выполняет эксперимент, снимает показания, ученик- регистратор (записывает показания, оформляет их в виде таблиц, ученик – теоретик (анализирует данные опыта, выводит закономерности) и ученик- лидер (составляет план работы, руководит деятельностью всей группы, готовит сообщение о выполненной работе, проводят 4 эксперимента (Прогибание плёнки при увеличении столба воды; Выпрямление пленки при одинаковом уровне воды в трубке и в сосуде; Выпрямление пленки при равенстве сил, действующих на неё с обеих сторон; Отпадание дна сосуда под действием силы тяжести). Вся работа оформляется в рабочей тетради.

8 класс: ученики класса делятся на 5 групп, и в 4 группах есть ученик- инженер (собирает опытную установку, информирует о правилах пользования приборами, о правилах безопасности, ученик- исследователь (выполняет эксперимент, снимает показания, ученик- регистратор (записывает показания) и ученик- лидер (составляет план работы, руководит деятельностью всей группы, готовит сообщение о выполненной работе, каждая группа проводит 1 эксперимент- снимает показания амперметра при заданном напряжении, 5 группа состоит из учеников – теоретиков, которые обобщают все четыре эксперимента, выводят закономерность, строят график зависимости силы тока в проводнике от напряжения и делают общий вывод.

9 класс: ученики класса делятся на 3 группы, и в каждой группе есть ученик- инженер (собирает опытную установку, информирует о правилах пользования приборами, о правилах безопасности, ученик- исследователь (выполняет эксперимент, снимает показания, ученик- регистратор (записывает показания, оформляет их в виде таблиц, ученик – теоретик (анализирует данные опыта, выводит закономерности) и ученик- лидер (составляет план работы, руководит деятельностью всей группы, готовит сообщение о выполненной работе, проводится 3 эксперимента (Зависимость магнитного потока, пронизывающего площадь контура, от модуля вектора магнитной индукции; Зависимость магнитного потока, пронизывающего площадь контура, от площади контура; Зависимость магнитного потока, пронизывающего площадь контура, от ориентации плоскости контура по отношению к линиям магнитной индукции). Обобщение, выводы и записи по всей теме фиксируются в рабочей тетради

10 класс: ученики класса делятся на 3 группы, и в каждой группе есть ученик- инженер (собирает опытную установку, информирует о правилах пользования приборами, о правилах безопасности, ученик- исследователь (выполняет эксперимент, снимает показания, ученик- регистратор (записывает показания, оформляет их в виде таблиц, ученик – теоретик (строит графики, анализирует данные опыта, выводит закономерности) и ученик- лидер (составляет план работы, руководит деятельностью всей группы, готовит сообщение о выполненной работе, проводится 3 эксперимента (Изотермический процесс; Изобарный процесс; Изохорный процесс). Обобщение, выводы и записи по всей теме фиксируются в рабочей тетради

11 класс: ученики класса делятся на 3 группы, и в каждой группе есть ученик- инженер (собирает опытную установку, информирует о правилах пользования приборами, о правилах безопасности, ученик- исследователь (выполняет эксперимент, снимает показания, ученик- регистратор (записывает показания, оформляет их в виде таблиц, ученик – теоретик (строит графики, анализирует данные опыта, выводит закономерности) и ученик- лидер (составляет план работы, руководит деятельностью всей группы, готовит сообщение о выполненной работе, проводится 3 эксперимента (Проверка правила для электрического напряжения при последовательном соединении проводников; Проверка правила для силы электрического тока при последовательном соединении проводников; Проверка правила для силы электрического тока при параллельном соединении проводников; Проверка правила для электрического напряжения при параллельном соединении проводников). Обобщение, выводы и записи по всей теме фиксируются в рабочей тетради

Критерии оценивания:

• соответствие содержания выполненной работы материалам учебника;

• умение прислушиваться к аргументам других участников дискуссии и учитывать их мнение;

• умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга;

• уровень самостоятельности обучающихся.

5. Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества — это:

уважительное отношение к партнёрам, внимание к личности другого;

адекватное межличностное восприятие;

готовность адекватно реагировать на нужды других; в частности, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

Задание «Всё не так!»

Цель: формирование умения корректно отстаивать свое мнение

Форма выполнения задания : работа в группах с последующим совместным обсуждением в классе

Материалы: учебник физики (например, рассмотреть можно следующие темы - 7 класс: тема «Агрегатные состояния вещества», тема «Плавание тел»; 8 класс: тема «Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха»; 9 класс: тема «Получение и передача переменного электрического тока»)

Описание задания : учащимся предлагается друг за другом продолжить логическую цепь при изучении новой темы

Инструкция: Обсуждаются возможные варианты решения, и выявляется, какой ответ бы предложил следующий ученик

Критерии оценивания:

• соответствие содержания учебному материалу;

• умение прислушиваться к аргументам других участников дискуссии и учитывать их в своей позиции;

• умение договариваться, вести дискуссию.

6. Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности — это:

использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира;

речевое отображение (описание, объяснение) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка)предметно-практической или иной деятельности как в форме громкой социализированной речи, так ив форме внутренней речи (внутреннего говорения, служащей этапом интериоризации —. процесса переноса во внутренний план в ходе усвоения новых умственных действий и понятий.

Задание «Такая разная речь: физика с лирикой»

Цель: формирование качеств деловой речи

Форма выполнения задания : индивидуальнаяработа

Материалы: учебник физики (например, рассмотреть можно следующие темы - 7 класс: тема «Способы уменьшения и увеличения давления»; 8 класс: тема «Источники света»; 9 класс: тема «Принцип радиосвязи»; 10 класс: тема «Звуковые волны»; 11 класс: тема «Радиоактивность»)

Описание задания :

1 тип: «Переведите» письменную речь на обычный разговорный язык;

2 тип: Переделайте исходную письменную речь в диалог;

3 тип: Подготовьте рассказ по изучаемой теме для мамы (папы) или младшего брата (сестры) в любой форме (можно и стихотворение, рып);

4 тип: Учитель произносит фразу (примеры фраз из механики - «Равномерное движение тела», «Перемещение тела», «Система отсчёта», а ученики должны выразить содержащую в ней мысль другими словами, используя знания физики;

5 тип: При индивидуальном опросе ученика, который временно не может посещать школу использовать голосовую функцию телефона;

6 тип: Составьте устный рассказ по таблице, например, «Удельная теплоёмкость некоторых веществ» 8класс.

Выполнение задания можно связать с ответами на следующие вопросы:

Чему посвящена таблица?

Сколько объектов в ней рассматривается?

Какие единицы измерения в ней используются?

Что означает данная величина?

Какой объект, из включенных в таблицу, имеет наименьшее и наибольшее значение?

Для каких целей может пригодиться таблица?

Критерии оценивания:

• соответствие содержания рассказа учебному материалу;

• умение правильно выражать свои мысли в речи;

• уровень самостоятельности обучающихся;

• умение уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.

Говоря о формировании универсальных учебных действий обучающихся, мы говорим об умениях и навыках, которые позволят ученикам самостоятельно усваивать новые знания, а также навыках самоорганизации своей деятельности по их поиску. Знания, приобретенные в результате собственного поиска, становятся средством обогащения опыта школьника, основой для получения новых знаний. А уровень самостоятельности обучающихся зависит от степени сформированности универсальных учебных действий. Таким образом, основная цель, которая стоит перед учителем - научить детей самостоятельно добывать знания.

Литература

1. Формирование универсальных учебных действийв основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. Под редакцией Асмолова А. Г. М. : «Просвещение» 2010г.

2. Браверман Э. М. Преподавание физики, развивающее ученика. Пособие для учителей и методистов. М. : Ассоциация учителей физики 2005г.

3. Браверман Э. М. Учимся и учим универсальные умения. Практическое руководство. Пособие для учащихся и педагогов. М. : АПК и ППРО 2013г.

4. Браверман Э. М. Советы изучающим и преподающим физику и не только. Практическое руководство. Пособие для учащихся и педагогов. М. : АПК и ППРО 2013г.

5. Перышкин А. В. Физика 7 класс. Учебник системы «Вертикаль». М. : Дрофа 2021г.

6. Перышкин А. В. Физика 8 класс. Учебник системы «Вертикаль». М. : Дрофа 2021г.

7. Перышкин А. В. Физика 9 класс. Учебник системы «Вертикаль». М. : Дрофа 2021

8. г.

9. Касьянов В. А. Физика 10 класс. Базовый уровень. Учебник системы «Вертикаль». М. : Дрофа 2020г.

10. Касьянов В. А. Физика 11 класс. Базовый уровень. Учебник системы «Вертикаль». М. : Дрофа 2022г.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие по формированию навыка самоконтроля в процессе выполнения заданий «Внимательный шнурок»Дидактическое пособие по формированию навыка самоконтроля в процессе выполнения заданий «Внимательный шнурок» АктуальностьПоступление ребенка в школу, всегда волнующий момент. Все, без исключения, ждут «успешности» в обучении. Сегодня установлено,.

Формирование знаний и умений у обучающихся 2 класса по нумерации чисел посредством разноуровневых заданий Формирование знаний и умений у второклассников по нумерации чисел посредством разноуровневых заданий. Терещук Марина Алексеевна «Формирование.

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельностиИспользование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности Слайд 2 Безопасность – актуальный вопрос. Количество несчастных случаев с детьми возрастает. Такие особенности дошкольника, как доверчивость,.

Картотека коммуникативных игрКартотека коммуникативных игр Картотека коммуникативных игр 1. "Оригинальное знакомство"Все участники игры сидят или стоят в кругу. Сделав шаг вперед или поднявшись со.

Макет карточек-заданий по изобразительному искусству в 6 классе «Закат солнца»Макет карточек-заданий по изобразительному искусству в 6 классе «Закат солнца» МАКЕТ КАРТОЧЕК – ЗАДАНИЙ[/b] По предмету «Изобразительное искусство» (для учителя) Вид занятий: тематическое рисование. Тема урока: Закат.

Мастер-класс «Применение творческих заданий познавательного характера на уроках Орксэ» Мастер-класс «Применение творческих заданий познавательного характера на уроках ОРКСЭ как условие формирования духовной, нравственной культуры.

Презентация к проекту в 4 классе «Математика вокруг нас. Составляем сборник математических задач и заданий»Презентация к проекту в 4 классе «Математика вокруг нас. Составляем сборник математических задач и заданий» Наука математика появилась еще в древние времена, когда возникла необходимость счета, измерения и сравнения предметов. Сначала для этого.

Проект «Математика вокруг нас: составляем сборник математических задач и заданий», выполненный учащимися 4 классаПроект «Математика вокруг нас: составляем сборник математических задач и заданий», выполненный учащимися 4 класса Математика всюду! Где только не встретишь разные числа: на зданиях, школах, на страницах книг и газет, номерах машин, на телефонах. Числа.

Развитие графических навыков письма у дошкольников. Образцы заданий для детей подготовительной к школе группыРазвитие графических навыков письма у дошкольников. Образцы заданий для детей подготовительной к школе группы Представляю опыт работы по развитию графических навыков письма у дошкольников. Современная школа предъявляет большие требования к детям,.

Содержание заданий на станциях к игре-квесту «Юные пожарные»Содержание заданий на станциях к игре-квесту «Юные пожарные» Содержание заданий на станциях. 1. Спортивная эстафета «Пожарные на учениях» Этапы: 1. Ходьба по гимнастической скамейке с переступанием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система заданий для формирования коммуникативных УУД
Опубликовано: 21 ноября 2022 в 11:43
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Система заданий для формирования коммуникативных УУД» (включая файлы) размещена пользователем Цветкова Елена Александровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД