Цветкова Елена Александровна
Система заданий для формирования коммуникативных УУД
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
«Система заданий для формирования коммуникативных УУД»
Цветкова Е. А. учитель физики высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ п. Малиновский»
Цель работы – разработать систему заданий, ориентированных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, которые учащиеся в процессе изучения учебного предмета выполняют с использованием учебника.
Введение
В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения для основного общего образования выделены четыре блока универсальных учебных действий
Публикация «Система заданий для формирования коммуникативных УУД» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Соответственно предметом обсуждения должны стать следующие универсальные учебные действия:
• личностные — смыслообразование на основе развития мотивации и целеполагания учения; развитие Я-концепции и самооценки; развитие морального сознания и ориентировки учащегося в сфере нравственно-этических отношений;
• регулятивные — целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе; планирование и организация деятельности; целеобразование; самоконтроль и самооценивание; действие во внутреннем плане;
• познавательные исследовательские действия (поиск информации, исследование); сложные формы опосредствования познавательной деятельности; переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение); формирование элементов комбинаторного мышления как одного из компонентов гипотетико-дедуктивного интеллекта; работа с научными понятиями и освоение общего приёма доказательства как компонента воспитания логического мышления;
• коммуникативные действия, направленные на осуществление межличностного общения (ориентация в личностных особенностях партнёра, его позиции в общении и взаимодействии, учёт разных мнений, овладение средствами решения коммуникативных задач, воздействие, аргументация и пр.); действия, направленные на кооперацию — совместную деятельность (организация и планирование работы в группе, в том числе умение договариваться, находить общее решение, брать инициативу, разрешать конфликты); действия, обеспечивающие формирование личностной и познавательной рефлексии.
В культурно-историческойтрадиции отечественной психологии коммуникативная деятельность и общение определяются как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М. И. Лисина, 1986).
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Для каждого из базовых универсальных учебных действий должны быть определены критерии их сформированности, позволяющие описать конечную (планируемую) форму действия, открывая возможность реализации стратегии планомерного формирования умственных действий с заранее заданными свойствами (П. Я. Гальперин).
Считается, что эффективно сформированыкоммуникативные УУД в условиях обучения в основной школе, если:
- механизм формирования коммуникативной компетенции школьников функционирует благодаря включению учащихся в учебное общение на основе создания ситуации успеха, стимулированию их коммуникативной деятельности;
- выявлены организационно-дидактические условия, способствующие переходу учащихся с низкого на более высокий уровень коммуникативной успешности;
- определены критерии и способ диагностики, позволяющие адекватно оценить формирование коммуникативных УУД у школьников и, на этой основе, совершенствовать процесс их формирования.
Систему формирования коммуникативных УУД предложил А. Г. Асмолов, он разработал и универсальные типовые задания. Опираясь на идеи,предложенные А. Г. Асмоловым, я разработала задания, которые использую с целью формирования коммуникативных УУД на протяжении изучения всего курса физики (7-11 класс).
Система заданий
Состав коммуникативных действий, осваиваемых детьми и подростками на протяжении периода школьного обучения:
1. Общение и взаимодействие с партнёрами по совместной деятельности или обмену информацией — это умение :
слушать и слышать друг друга;
с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме;
спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё;
вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Задание «Учимся слушать партнёра»
Цель:формирование умения общения и взаимодействия с партнерами по совместной деятельности
Форма выполнения задания :работа в группах или попарно с последующим совместным обсуждением в классе и создание опорного конспекта в рабочей тетради
Материал:учебник физики (например, рассмотреть можно следующие темы - 7 класс: тема «Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля», тема «Архимедова сила»; 8 класс: тема «Закон Ома для участка цепи», тема «Отражение света. Закон отражения света»; 9 класс: тема «Свободное падение тел», тема «Направление индукционного тока. Правило Ленца»; 10 класс: тема «Изопроцессы»; 11 класс: тема «Взаимодействие магнитов и токов», тема «Интерференция света», тема «Фотоэффект»)
Описание задания : Обучающимся предлагается в качестве задания на уроке найти в тексте учебника описание опыта, благодаря которому был открыт физический закон. Данная работа проводится во время специально организованной групповой дискуссии.
Инструкция:Обсуждаются возможные варианты ответа и делается запись учебного материала в рабочую тетрадь
Критерии оценивания:
• соответствие содержания описываемого опыта и закона тексту учебника;
• умение слышать, слушать и понимать партнера;
• умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга;
• уровень самостоятельности обучающихся;
• уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.
2. Способность действовать с учё том позиции другого и уметь согласовывать свои действия предполагает:
понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной;
готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции:
1) умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;
2) умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом.
Задание «Участвуем в диспуте»
Цель: формирование умения устного общения двух или несколько учеников
Форма выполнения задания : работа в группах с последующим совместным обсуждением в классе
Материалы:учебник физики (например, рассмотреть можно следующие темы - 7 класс: тема «Сила трения. Трение в природе и технике» диспут по теме «Трение - полезное или вредное явление»; 8 класс: тема «Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы» диспут по теме «Энергосбережение: миф или реальность»; 9 класс: тема «Атомная энергетика» диспут по теме «Преимущества и недостатки АЭС»; 10 класс: тема «Тепловые двигатели» диспут по теме «Тепловые двигатели: необходимый атрибут или экологическая проблема современной цивилизации»)
Описание задания : обучающимся предлагается участвовать в диспуте
Инструкция: при повторении темы составить таблицу с аргументами, после обсуждения материала скорректировать таблицу в рабочей тетради, если возникает необходимость
Критерии оценивания:
• соответствие содержания фактов и аргументов;
• умение прислушиваться к аргументам других участников дискуссии и учитывать их в своей позиции;
• уровень самостоятельности обучающихся;
• соотнесение уровня развития морального сознания с содержанием моральной дилеммы.
3. Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — это:
определение цели и функций участников, способов взаимодействия;
планирование общих способов работы;
обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность);
разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение убеждать.
Задание «План предстоящей деятельности»
Цель: формирование умения четко организовывать предстоящую работу
Форма выполнения задания : работа в группах или индивидуальная с последующим совместным обсуждением в классе
Материалы: учебник физики (например, рассмотреть можно следующие темы - 7 класс: тема «Строение вещества»; 8 класс: тема «Источники электрического тока», тема «Магнитное поле Земли»; 9 класс: тема «Реактивное движение»; 10 класс: тема «Специальная теория относительности»; 11 класс: тема «Корпускулярно-волновой дуализм»)
Описание задания : обучающимся предлагается в качестве домашнего задания составить план написания реферата (или составить план сообщения, доклада, презентации) по определенной теме. Учащиеся приносят свои работы в письменном виде и устраивают их презентацию в классе. Из предложенных работ учитель выбирает несколько наиболее интересных для всех учащихся. Их обсуждают во время специально организованной групповой дискуссии.
Инструкция:
План деятельности обучающегося:
Определение цели работы
Обоснование цели
Отбор фактов
Группировка фактов и придумывания названия данным группам
Создание плана реферата
Обсуждаются возможные варианты планов реферата (сообщения, доклада, презентации)
и выявляются лучшие работы
Критерии оценивания:
• соответствие содержания плану работы;
• умение прислушиваться к аргументам других участников дискуссии и учитывать их в своей позиции;
• уровень самостоятельности обучающихся.
4. Работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы) — это умение:
устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;
переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать её как задачу через анализ её условий.
Задание «Постановка опыта из учебника»
Цель: формирование умения сотрудничества и проектной формы работы
Форма выполнения задания : работа в группах с последующим совместным обсуждением в классе.
Материалы: учебник физики (например, рассмотреть можно следующие темы - 7 класс: тема «Давление в жидкости и газе»; 8 класс: тема «Зависимость силы тока от напряжения»; 9 класс: тема «Магнитный поток»; 10 класс: тема «Изопроцессы»; 11 класс: тема «Последовательное и параллельное соединение проводников»)
Описание задания : учащимся предлагается провести опыты и оформить в виде мини- проекта свою работу
Инструкция:
7 класс: ученики класса делятся на 4 группы, и в каждой группе есть ученик- инженер (собирает опытную установку, информирует о правилах пользования приборами,о правилах безопасности, ученик- исследователь (выполняет эксперимент, снимает показания, ученик- регистратор (записывает показания, оформляет их в виде таблиц, ученик – теоретик (анализирует данные опыта, выводит закономерности) и ученик- лидер (составляет план работы, руководит деятельностью всей группы, готовит сообщение о выполненной работе, проводят 4 эксперимента (Прогибание плёнки при увеличении столба воды; Выпрямление пленки при одинаковом уровне воды в трубке и в сосуде; Выпрямление пленки при равенстве сил, действующих на неё с обеих сторон; Отпадание дна сосуда под действием силы тяжести). Вся работа оформляется в рабочей тетради.
8 класс: ученики класса делятся на 5 групп, и в 4 группах есть ученик- инженер (собирает опытную установку, информирует о правилах пользования приборами, о правилах безопасности, ученик- исследователь (выполняет эксперимент, снимает показания, ученик- регистратор (записывает показания) и ученик- лидер (составляет план работы, руководит деятельностью всей группы, готовит сообщение о выполненной работе, каждая группа проводит 1 эксперимент- снимает показания амперметра при заданном напряжении, 5 группа состоит из учеников – теоретиков, которые обобщают все четыре эксперимента, выводят закономерность, строят график зависимости силы тока в проводнике от напряжения и делают общий вывод.
9 класс: ученики класса делятся на 3 группы, и в каждой группе есть ученик- инженер (собирает опытную установку, информирует о правилах пользования приборами, о правилах безопасности, ученик- исследователь (выполняет эксперимент, снимает показания, ученик- регистратор (записывает показания, оформляет их в виде таблиц, ученик – теоретик (анализирует данные опыта, выводит закономерности) и ученик- лидер (составляет план работы, руководит деятельностью всей группы, готовит сообщение о выполненной работе, проводится 3 эксперимента (Зависимость магнитного потока, пронизывающего площадь контура, от модуля вектора магнитной индукции; Зависимость магнитного потока, пронизывающего площадь контура, от площади контура; Зависимость магнитного потока, пронизывающего площадь контура, от ориентации плоскости контура по отношению к линиям магнитной индукции). Обобщение, выводы и записи по всей теме фиксируются в рабочей тетради
10 класс: ученики класса делятся на 3 группы, и в каждой группе есть ученик- инженер (собирает опытную установку, информирует о правилах пользования приборами, о правилах безопасности, ученик- исследователь (выполняет эксперимент, снимает показания, ученик- регистратор (записывает показания, оформляет их в виде таблиц, ученик – теоретик (строит графики, анализирует данные опыта, выводит закономерности) и ученик- лидер (составляет план работы, руководит деятельностью всей группы, готовит сообщение о выполненной работе, проводится 3 эксперимента (Изотермический процесс; Изобарный процесс; Изохорный процесс). Обобщение, выводы и записи по всей теме фиксируются в рабочей тетради
11 класс: ученики класса делятся на 3 группы, и в каждой группе есть ученик- инженер (собирает опытную установку, информирует о правилах пользования приборами, о правилах безопасности, ученик- исследователь (выполняет эксперимент, снимает показания, ученик- регистратор (записывает показания, оформляет их в виде таблиц, ученик – теоретик (строит графики, анализирует данные опыта, выводит закономерности) и ученик- лидер (составляет план работы, руководит деятельностью всей группы, готовит сообщение о выполненной работе, проводится 3 эксперимента (Проверка правила для электрического напряжения при последовательном соединении проводников; Проверка правила для силы электрического тока при последовательном соединении проводников; Проверка правила для силы электрического тока при параллельном соединении проводников; Проверка правила для электрического напряжения при параллельном соединении проводников). Обобщение, выводы и записи по всей теме фиксируются в рабочей тетради
Критерии оценивания:
• соответствие содержания выполненной работы материалам учебника;
• умение прислушиваться к аргументам других участников дискуссии и учитывать их мнение;
• умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга;
• уровень самостоятельности обучающихся.
5. Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества — это:
уважительное отношение к партнёрам, внимание к личности другого;
адекватное межличностное восприятие;
готовность адекватно реагировать на нужды других; в частности, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
Задание «Всё не так!»
Цель: формирование умения корректно отстаивать свое мнение
Форма выполнения задания : работа в группах с последующим совместным обсуждением в классе
Материалы: учебник физики (например, рассмотреть можно следующие темы - 7 класс: тема «Агрегатные состояния вещества», тема «Плавание тел»; 8 класс: тема «Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха»; 9 класс: тема «Получение и передача переменного электрического тока»)
Описание задания : учащимся предлагается друг за другом продолжить логическую цепь при изучении новой темы
Инструкция: Обсуждаются возможные варианты решения, и выявляется, какой ответ бы предложил следующий ученик
Критерии оценивания:
• соответствие содержания учебному материалу;
• умение прислушиваться к аргументам других участников дискуссии и учитывать их в своей позиции;
• умение договариваться, вести дискуссию.
6. Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности — это:
использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира;
речевое отображение (описание, объяснение) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка)предметно-практической или иной деятельности как в форме громкой социализированной речи, так ив форме внутренней речи (внутреннего говорения, служащей этапом интериоризации —. процесса переноса во внутренний план в ходе усвоения новых умственных действий и понятий.
Задание «Такая разная речь: физика с лирикой»
Цель: формирование качеств деловой речи
Форма выполнения задания : индивидуальнаяработа
Материалы: учебник физики (например, рассмотреть можно следующие темы - 7 класс: тема «Способы уменьшения и увеличения давления»; 8 класс: тема «Источники света»; 9 класс: тема «Принцип радиосвязи»; 10 класс: тема «Звуковые волны»; 11 класс: тема «Радиоактивность»)
Описание задания :
1 тип: «Переведите» письменную речь на обычный разговорный язык;
2 тип: Переделайте исходную письменную речь в диалог;
3 тип: Подготовьте рассказ по изучаемой теме для мамы (папы) или младшего брата (сестры) в любой форме (можно и стихотворение, рып);
4 тип: Учитель произносит фразу (примеры фраз из механики - «Равномерное движение тела», «Перемещение тела», «Система отсчёта», а ученики должны выразить содержащую в ней мысль другими словами, используя знания физики;
5 тип: При индивидуальном опросе ученика, который временно не может посещать школу использовать голосовую функцию телефона;
6 тип: Составьте устный рассказ по таблице, например, «Удельная теплоёмкость некоторых веществ» 8класс.
Выполнение задания можно связать с ответами на следующие вопросы:
Чему посвящена таблица?
Сколько объектов в ней рассматривается?
Какие единицы измерения в ней используются?
Что означает данная величина?
Какой объект, из включенных в таблицу, имеет наименьшее и наибольшее значение?
Для каких целей может пригодиться таблица?
Критерии оценивания:
• соответствие содержания рассказа учебному материалу;
• умение правильно выражать свои мысли в речи;
• уровень самостоятельности обучающихся;
• умение уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.
Говоря о формировании универсальных учебных действий обучающихся, мы говорим об умениях и навыках, которые позволят ученикам самостоятельно усваивать новые знания, а также навыках самоорганизации своей деятельности по их поиску. Знания, приобретенные в результате собственного поиска, становятся средством обогащения опыта школьника, основой для получения новых знаний. А уровень самостоятельности обучающихся зависит от степени сформированности универсальных учебных действий. Таким образом, основная цель, которая стоит перед учителем - научить детей самостоятельно добывать знания.
Литература
1. Формирование универсальных учебных действийв основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. Под редакцией Асмолова А. Г. М. : «Просвещение» 2010г.
2. Браверман Э. М. Преподавание физики, развивающее ученика. Пособие для учителей и методистов. М. : Ассоциация учителей физики 2005г.
3. Браверман Э. М. Учимся и учим универсальные умения. Практическое руководство. Пособие для учащихся и педагогов. М. : АПК и ППРО 2013г.
4. Браверман Э. М. Советы изучающим и преподающим физику и не только. Практическое руководство. Пособие для учащихся и педагогов. М. : АПК и ППРО 2013г.
5. Перышкин А. В. Физика 7 класс. Учебник системы «Вертикаль». М. : Дрофа 2021г.
6. Перышкин А. В. Физика 8 класс. Учебник системы «Вертикаль». М. : Дрофа 2021г.
7. Перышкин А. В. Физика 9 класс. Учебник системы «Вертикаль». М. : Дрофа 2021
8. г.
9. Касьянов В. А. Физика 10 класс. Базовый уровень. Учебник системы «Вертикаль». М. : Дрофа 2020г.
10. Касьянов В. А. Физика 11 класс. Базовый уровень. Учебник системы «Вертикаль». М. : Дрофа 2022г.