Елена Неклюдова
Система работы с родителями по сохранению и укреплению семейных ценностей, традиций в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей. В. А. Сухомлинский.
Духовно-нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка и предполагает становление его отношений к родителям, окружающим, к обществу, к Родине.
В современных семьях произошли значительные изменения, как следствия изменений в обществе. Причем, в отрицательную сторону.
Появилось множество проблем, одна из которых, на наш взгляд, самая важная – недостаточность непосредственного живого общения детей с родителями, дедушками и бабушками, как носителями духовного и культурного наследия.
Публикация «Система работы с родителями по сохранению и укреплению семейных ценностей, традиций в группе раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семейные традиции. Консультации для родителей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка.
Занимаясь формированием основ семейных ценностей у детей раннего возраста, мы наметили следующую цель:
Создание в детском саду необходимых условий для развития взаимоотношений с семьями воспитанников и оказание родителям практической помощи в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями, историей семьи, традициями.
Для реализации поставленной цели определили следующие задачи:
• Создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению детей раннего возраста с миром семейных традиций;
• Предоставить родителям теоретические знания и помочь приобрести практические навыки позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности;
• Вызвать интерес у детей и родителей к семье, ее истории;
• Показать детям значимость семьи в жизни каждого человека;
• Воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.
Для решения задач по сохранению и укреплению семейных ценностей и традиций в группе раннего возраста нами был разработан план взаимодействия с родителями, который включает в себя следующие формы работы :
* Первичное знакомство, анкетирование
* Консультации групповые и индивидуальные
* Совместные с родителями конкурсы
* Беседы по сохранению и укреплению семейных традиций
* Наглядная информация
* Родительские собрания
* Совместные мероприятия
* Проектная деятельность
Нами используется широкий спектр стандартных и нестандартных форм работы с семьями воспитанников, остановимся на некоторых из них.
Для сплочения коллектива мы использовали нетрадиционные формы родительских собраний : круглый стол «Семейные ценности», «Семейные традиции», мастер - класс «Древо семейных ценностей». В нашей методической копилке есть ещё несколько форм проведения родительских собраний : диспут, вечер вопросов и ответов, родительское чтение. Проходят эти мероприятия весело и плодотворно. Самое главное, мероприятия нравятся родителям.
Большую значимость для формирования представлений у детей о нравственных ценностях в семье имеют этические беседы. На организованных встречах с родителями стараемся объяснить им, как важен их личный пример, совместная деятельность, беседы по душам для передачи детям нравственных, моральных представлений.
В нашей группе стало традицией организовывать конкурсы совместных поделок родителей и детей. Были проведены конкурсы: «Осенний калейдоскоп», «Чудеса с грядки», «День защитника отечества», «Подарок маме», поделки к «9 мая», поделки «Космические просторы», «Символ года», «Игрушка на уличную ёлку». Рассматривая семейные работы, можно увидеть поистине необыкновенные творения. Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем.
Мы с уверенностью можем сказать: детство – это игра, игра – это детство. Игра – это жизнь ребенка, а не подготовка к жизни. Игра должна стать традицией в каждой семье. Мы, взрослые, должны очень внимательно подходить к вопросу детской игры, уделять ей серьезное внимание, выделять в жизни ребёнка место для игры. Взрослые не должны нарушать свободу игры ребенка, менять позицию во время игры, они должны соответствовать взятой на себя роли. Следует осторожно и вдумчиво подходить к подбору игр.
Сюжетно-ролевая игра: основной вид игр дошкольников. В процессе этой игры ребенок примеряет на себя различные социальные роли, ставит себя в социальные ситуации, которые он мог видеть в реальной жизни взрослых. К самым распространенным сюжетно-ролевым играм можно отнести «Мамины помощники», «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Автобус» и многие другие.
Родители как всегда являются нашими помощниками, благодаря их стараниям у нас пополнилась предметно развивающая среда «Дом».
Для того, чтобы дети могли примерить на себя новую роль, в группе имеется большое количество разнообразных костюмов, множество головных уборов, уголок, где дети могут рассмотреть свой новый образ и дополнить его мелкими деталями: бусами, браслетами, поясами, сумочками. Пополняется наша костюмерная благодаря родителям. Также наши мамы и бабушки сшили куклам и ребятам народные костюмы.
Неоценимую роль в нравственном воспитании играет устное народное творчество, чтение художественной литературы.
14 февраля – Международный день дарения книги. В этот день мы каждый год проводим акцию «Подари детям книгу». Родители не только приобретают новые книги по возрасту детей, но и изготавливают их своими руками.
В рамках работы над темой, родителям было предложено создать книжки-малышки «Моя любимая сказка» по мотивам любимых сказок и мультфильмов, а также можно было выбрать свободную тему. Родители с радостью откликнулись на наше предложение.
Пополняются книжные уголки не только в детском саду, но и дома. Родителям было рекомендовано ввести в семейные традиции : «Чтение перед сном», «Читаем всей семьей», «Чтение по очереди».
Нашей традицией становятся совместные праздники - досуги, которые сближают семьи, находят эмоциональный отклик в сердцах детей. Такие досуги помогают установить теплые неформальные отношения между педагогами и родителями.
Родители выступают в роли непосредственных участников: помогают в составлении сценария, читают стихотворения, поют песни, играют на музыкальных инструментах вместе со своими детьми, играют сказочных персонажей и т. д.
Детям и родителям полюбились праздники - досуги: «Прогулка в осенний лес», «День матери», «Подарки для ёлочки», «Папа, мама, я - дружная семья», «В гостях у матрешки», «Масленица».
Пользуются успехом такие формы работы как создание фотогазет совместно с детьми на тему: «Наша дружная семья», «День отца», «С днем матери», «Лучше папы друга нет» и др.
Целью работы с фотогазетой в группе раннего возраста является сбор фотоматериала и наклеивание фотографий на лист ватмана. Дети с удовольствием принимают участие. Эта работа облегчает адаптацию у детей, развивает память, мелкую моторику и уважение к семье, своим близким, старшему поколению.
Еще одна формы работы, которую мы используем - это проектная деятельность.
Так, в нашей группе успешно реализовался образовательный проект «Традиции моей семьи». Данный проект является долгосрочным, срок его реализации составляет 5 месяцев.
Продуктом проекта стали альбомы: «Генеалогическое древо моей семьи», «Герб моей семьи», «Традиции семьи», альбом детских рисунков «Моя любимая семья».
Основная цель проекта - укрепление семьи, вовлечение детей и взрослых в творческий процесс, общение родителей и детей, создание условий для закрепления интереса к своей семье, родословной, воспитание любви и уважительного отношения к родителям и предкам, укрепление семейных ценностей и традиций.
С огромным интересом и восторгом дети рассматривают своё генеалогическое древо, которое помогает больше узнать о своей семье, о семейных традициях.
Также в группе создан мини музей «Памятные вещи моей семьи».
Важная особенность мини музея – это участие в его создании родителей, которые приносят из дома экспонаты, пополняя тем самым музей памятными вещами своей семьи. Мини музей вызывает массу положительных эмоций у детей.
Следующий проект, который мы реализовали это «День матери» («Мамочка любимая).
Этот проект направлен на углубление знаний детей о семейных традициях, на сближение ребенка и мамы. Воспитывает любовь и уважение к семье, маме. Воспитывает умение ценить мамину заботу.
Продуктом проекта стали: подарки для мам «Ладошки», «Бусы для любимой мамочки», альбом «Наши мамы», газета «С Днем Матери», видеоролик «Моя мама самая – самая…».
Следующий проект, который мы планируем реализовать, - это проект «Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры через народную игрушку» (март). Цель проекта: знакомство с народным творчеством на примере народных игрушек.
Проблема состоит в том, что современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о традиционной народной игрушке. Поэтому необходимо знакомить детей с народной игрушкой, что поможет приобщить их в дальнейшем к национальной культуре России, к её истокам. Актуальность проекта заключается в возвращении молодого поколения к русским национальным традициям, к изучению исторических корней.
Вышеперечисленные формы работы помогли выявить индивидуальные творческие способности участников. А самое главное, мы постарались донести до сознания каждого ребенка и родителя, что семья – это самое дорогое в жизни каждого человека.
В результате проделанной нами работы установились партнерские отношения со многими семьями наших воспитанников. Мы объединили наши усилия, и каждый внёс свой посильный вклад в духовно — нравственное воспитание детей. Мы сумели создать доверительные отношения с родителями – это по-настоящему успешный и полезный для ребенка вариант – не противостояние, а грамотное сотрудничество родителей и воспитателей.
Мы не останавливаемся на достигнутом и продолжаем искать новые инновационные формы сотрудничества с родителями.
Спасибо за внимание!