ирина савцова
Система работы по развитию речи детей второй младшей группы
"Система работы по развитию речи детей второй младшей группы"
Целенаправленное развитие речи младших дошкольников – одно из
ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее
Публикация «Система работы по развитию речи детей второй младшей группы» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
своевременное психическое развитие детей. Выбранная мной тема актуальна во все времена. Нужно, чтобы дети могли общаться друг с другом, с взрослыми, могли правильно произносить слова, грамотно строить предложения, высказывать свои мысли. А в настоящее время, время «процветания» компьютеров, дети, увлекаясь ими, «замыкаются в себе». Идет как – бы монолог «ребёнок – компьютер». В связи с этим я поставила перед собой цель: научить детей говорить, как можно больше, целыми предложениями и правильно отвечать на вопросы.
Главным стимулом развития речи, на мой взгляд, является создание
условий для проявления речевой активности: дети должны учиться
устанавливать контакты, добиваться своих целей, в том числе, путём общения
со сверстниками и взрослыми.
Работу по развитию речи мы условно делим на несколько направлений:
непосредственно организованная деятельность;
чтение художественной литературы;
организованные беседы, наблюдения;
игры по развитию речи;
работа над звуковой стороной речи;
организация самостоятельного общения в коллективе;
просвещение родителей по вопросам развития речи.
Работа по развитию речи на занятиях позволяет нам не только
организованно и систематично решать программные задачи, но и отслеживать
уровень развития речи каждого ребенка, планировать направления
индивидуальной работы.
Детям ежедневно следует читать произведения художественной
литературы, новые и уже знакомые. Это позволит не только привить интерес к
чтению и слушанию произведений, но и поможет обогатить словарь детей.
Помимо непосредственного чтения, во все режимные моменты включается
художественное слово, разучиваются стихотворения и потешки для подвижных
игр. К этому направлению можно отнести и театрализованную деятельность.
Одним из важнейших факторов успешного овладения речью является
общение детей со сверстниками, уже владеющими речью. При
доброжелательных отношениях в коллективе старшие дошкольники, подражая
воспитателям, обучают малышей по собственной инициативе. При каждом
удобном случае воспитатель поручает кому-то из старших детей проверить, как справился с заданием младший. Такое поручение должно носить характер
просьбы, чтобы ребёнок почувствовал уважение к себе и оценку его как
компетентного человека, например, «Саша, если тебе не трудно, расскажи
Маше, куда убрать эту игрушку. Расскажи ей, какие в группе правила». Спустя,
какое-тот время можно спросить: «как дела? Спасибо тебе, Саша, за помощь!».
Весьма существенным фактором является создание спокойной атмосферы
в группе. Терпимое, доброжелательное отношение воспитателя к детям,
искреннее уважение к личности каждого-залог формирования благоприятных
взаимоотношений между детьми. Ребёнку важно постоянно чувствовать, что
все его старания и усилия поддерживаются взрослыми, что им довольны, у него всё получается. Поэтому успехи каждого на речевых занятиях (повторил за взрослым слово, фразу, сказал что-то по своей инициативе) должны быть
замечены воспитателем.
Особое место в работе по развитию речи занимает работа над звуковой
стороной речи. Речевой аппарат детей не всегда готов к произнесению сложных звуков. У кого-то из детей не хватает силы мышц речевого аппарата у кого-то не сформирован правильные речевой выдох. Речевой гимнастики на занятиях однозначно не хватает для помощи детям, поэтому мы ведем работу по звуковой культуре речи в свободное время. Это может быть как
индивидуальная так и групповая и под групповая работа. Не секрет, что
развитие мелкой моторики положительно влияет на развитие речи, а если
одновременно задействовать речевой и двигательный центр, то работа будет
наиболее эффективной, поэтому я предлагаю использовать пальчиковые игры с речевым сопровождением. Так же, во второй половине дня мы используем
комплексы речевой гимнастики для групповой и подгрупповой работы и
индивидуально подобранные упражнения для подготовки к постановке
конкретного звука.
Важное значение для своевременного развития речи ребёнка имеет
отношение к нему взрослого. Внимательное, бережное, доброжелательное
отношение обеспечивает развитие ответных положительных эмоций и
разнообразных реакций. Без этого не возможно установить с ребёнком тесный
контакт и развивать его речь. В работе с маленькими детьми особые требования предъявляют к речи взрослого. Речь воспитателя является образцом для подражания, поэтому она и должна быть образцовой во всех отношения:
грамматически правильной, интонационно выразительной, не громкой,
не быстрой, чёткой и не многословной. В своей работе мы уделяем особое
внимание взаимодействию с родителями в вопросах развития речи. В октябре
мной был проведен мастер – класс по развитию речи, на котором я познакомила родителей с возрастными особенностями развития речи детей четвертого года жизни, рассказала о методах развития речи и о необходимости взаимодействия детского сада и семьи в вопросах воспитания детей. Так же я предлагаю проводить индивидуальные консультации с родителями, подбор «домашних заданий» для детей. Очень успешным в работе себя показал метод создания уголка, где мы можем разместить информацию о теме недели и знаниях, которые мы планируем дать детям. Таким образом, у родителей появляется возможность не только расспросить у ребенка о проведенном занятии, но и закрепить знания, полученные на нем.
Безусловно, развитие речи детей занимает одно из важнейших мест в
системе дошкольного воспитания. Наша задача обеспечить взаимосвязанную,
систематичную работу по всем перечисленным направлениям. Именно такая
работа сможет обеспечить полноценное речевое развитие детей, подготовить их к обучению в школе и успешному общению в коллективе сверстников.