ксения
Система работы по интеллектуальному развитию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Система работы по интеллектуальному развитию дошкольников»
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Интеллектуальное развитие дошкольников - это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития умственных способностей.
Публикация «Система работы по интеллектуальному развитию дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Развитие интеллектуальных способностей ребёнка происходит, благодаря тренировке каждой из его составляющих: мышления; восприятия; внимания; памяти; воображения.
Поэтому работая в детском саду, я ставлю перед собой такую педагогическую задачу: как развитие речи, развитие познавательных процессов, у детей дошкольного возраста, так как без этого немыслимо развитие ребенка в целом.
Для умственного развития существенное значение имеет приобретение дошкольниками математических представлений. Овладение не простыми математическими понятиями, процесс – сложный и трудоёмкий. Поэтому данной области в своей работе уделяю особое внимание. Для развития познавательного интереса к математическим знаниям использую разнообразные методы и приемы, одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету - являются дидактические и развивающие игры.
Дидактические игры и упражнения применяю, как в качестве одного из методов проведения занятий. Так и в целях расширения, уточнения и закрепления полученных на занятиях знаний и умений.
Знакомство младших дошкольников с математическими понятиями начинается с формирования сенсорных эталонов. Сенсорное развитие направленно на обучение детей, умению точно и полно воспринимать предметы, их свойства и отношения (цвет, форму, расположение в пространстве и Т. П.)
Дети легче овладевают выбором по форме (при усвоении простых форм, с большим трудом по величине. Наибольшую трудность для них представляет выбор по цвету. Поэтому для формирования представлений об основных цветах спектра, служили такие занятия, как раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы и размещение бусинок двух цветов на тарелочках соответствующих цветов; дидактические игры: «Подбери пару», «Сравни и назови цвета», «Соедини воздушные шарики с одинаковыми по цвету ниточками», «Бусы для куклы», «Волшебные клубочки», «Ёлочки и грибочки».
При выборе игр и заданий учитываю возрастные возможности детей.
Например: игра «Волшебные клубочки».
Для изготовления игры использовала клубки ниток разных цветов, из цветного картона сделала поляну цветов, в середине каждого цветка наклеена липкая лента.
Игра начинается с того, что снимаю клубочки с цветов, разматываю их, прошу ребёнка проследить глазами, а затем смотать клубок и найти для каждого клубка цветок такого же цвета. Потрогать нитки, - какие они? (Шерстяные, колючие, мягкие, приятные на ощупь и т. д.) И чтобы поддержать у детей интерес рассказываю истории о разных вещах, сделанных из ниток.
Очень полюбилось нашим детям такое пособие, как «Дидактическая подушка». Подушка представляет собой шестиугольник в виде божьей коровки. На стороны шестиугольника нашиты геометрические фигуры, разноцветные пуговицы, шнуровка, вшита «молния». Манипуляции с пуговицами, молниями, шнуром, тесьмой
способствуют развитию мелкой моторики.
Учить детей узнавать предметы по характерным признакам помогают игры: «Чудесный мешочек», «Вкладыши», Дострой дом», а для развития чувства осязания, тонкой моторики «Тактильный мешочек», развитию зрительного восприятия и умению объединять детали в целостный образ помогает работа с пазлами и разрезными картинками.
Положительное влияние на интеллектуальное развитие оказывает решение задач на установление пространственных и временных связей. Ознакомление детей с понятием времени начинала осуществлять постепенно с наблюдений за природными явлениями в разное время суток и введением в словарь детей таких выражений, как «доброе утро», «добрый день», «добрый вечер». Вместе с детьми наблюдали рассвет и закат, читала детям стихи на эту тему. Со средней группы цикличность и непрерывность движения времени объясняло, используя наглядную модель. Каждое утро вместе с детьми передвигали стрелку с ночи на утро, возвращаясь с прогулки стрелка, переводилась на изображение дня, когда дети уходят домой на изображение вечера.
Развитие пространственных представлений осуществляю с помощью игр «Что справа?», «Куда пойдёшь и что найдёшь», «Где, чей дом?», «Где спрятался зайка?» т. д.
Для эффективного развития творческих способностей, логического и пространственного мышления, знакомлю детей с плоскостными головоломками: «Танграм», «Пифагор» «Коломбово яйцо, «Монгольская игра», «Волшебный круг». Эти игры формирует способность видеть часть и целое. В них можно играть одному, двоим, группой.
Если представить, перед нами контуры фигур. Один напоминает жирафа, другой – Лису. Чего проще? Взял и собрал, кого захотел. Однако сделать это непросто. Каждый контур словно несёт в себе тайну, которую обязательно надо раскрыть. А суть этих игр в том, что, когда ребёнок составляет фигуру за фигурой и находит среди множества различных комбинаций одну – единственную, которая даст именно это изображение, то в момент поиска, сравнения, преображения происходит развитие логического и образного мышления.
Игру «Танграм» предлагаю детям со второй младшей группы. Чтобы научить детей 3-4 лет основам составления изображения из деталей игры «Танграм», разработала цикл занятий (в количестве 5). Цикл занятий предполагает поэтапную работу.
На первом занятии знакомлю детей с геометрической фигурой - треугольник.
Второе и третье занятие посвящено знакомству детей с основами составления изображения состоящего из трёх и четырёх деталей, соответственно, представленных в натуральную величину, по размеченному контуру.
На следующем занятии знакомлю детей с квадратом и его свойствами.
На пятом занятии цикла представляю детям саму игру «Танграм», в основе которой лежит квадрат, разделённый на геометрические фигуры. Вместе с детьми выкладываем изображения, используя квадрат.
Дети средней и старшей группы выкладывают изображение, состоящее из пяти и более деталей. В старшей группе мы с детьми приклеивали получившиеся изображения на бумагу, что способствует умению ориентироваться на листе бумаги.
Для развития у детей конструктивных умений использую счётные палочки. Сначала давала простые задания. Например: выложить узор по образцу, на память, а затем задание усложняю, предлагаю сюжетную ситуацию, сопровождая её конструктивными заданиями.
Знакомя детей с цифрами, предлагаю различные игры такие, например, как «Слепи цифру из пластилина», «На что похожа цифра», «Найди предметы, окружающие нас, которые напоминают цифру». Дети учатся отгадывать загадки математического
содержания, знакомятся со сказками, в которых присутствуют цифры. При знакомстве с какой-либо цифрой предлагаю детям такие задания, как: назвать пословицы, поговорки, крылатые выражения, название сказок, где бы присутствовала цифра («один в поле не воин», «7 раз
отмерь и один раз отрежь», «2 жадных медвежонка» и т. д.). Я часто
использую такую игру, как «Нарисуй что-нибудь с использованием цифр» - здесь дети могут нарисовать лицо человека, узор, снеговика или какой-нибудь другой предмет, что развивает фантазию детей. Также детям очень нравиться игра «Изобрази цифру». Дети рисуют цифры пальцами в воздухе. В парах детям нравиться писать цифры на спине друг у друга или на ладошке.
При формировании циклических представлений предлагаю такие игры, как «Что сначала, что потом», «Раскрась, продолжая закономерность», «Какая фигура будет последней» и т. п.
Очень часто на своих занятиях и в свободной деятельности использую логические задачи, задачи- шутки, логические концовки, математические загадки – это занимательные игровые задания с математическим смыслом. Их не следует решать как обычные задачи, используя, то, или иное арифметическое действие. Для решения надо проявить находчивость, смекалку, понимание юмора. Они побуждают детей рассуждать, мыслить, находить ответ, используя уже имеющие знания. Такие задания использовала в проведении математической викторины. Перед проведением викторины предложила родителям вместе с детьми подготовить кроссворды с математическим содержанием и логические задачи – шутки. Дети с удовольствием отвечали на вопросы к кроссвордам и сами задавали друг другу логические задачи и математические загадки.
Применение словесных игр с детьми позволяют решать задачи развития речи и речевого общения. Это игры – предложения, игры – загадки: «Узнай по описанию», «скажи наоборот», «Что пропустили», «Так бывает?».
Для расширения объёма памяти и внимания, а также для возрастания устойчивости и произвольности внимания, использую такие задания: поиск парных изображений, задания на нахождение сходств и различий картинок, задания на определение изменений, перестановок, произошедших на картинке, нахождение различных геометрических фигур спрятанных на изображении, игры «Лабиринты», «Весёлые осьминожки», «Запрещённое движение» и другие.
Для работы с детьми вне занятий использую математический планшет «Геометрик».
С помощью доски с кнопочками и резиночками ребенок может самостоятельно создавать оригинальные рисунки, фантазировать, творить, конструировать. Методика «рисования резиночками» даёт ребенку возможность прочувствовать пальцами форму геометрических фигур, учит ориентироваться на плоскости, работать по предложенной схеме и созидать самостоятельно, развивая абстрактное мышление, воображение, а так же способствует развитию таких качеств, как внимание и усидчивость.
Начинаю знакомить детей с планшетом со сказки о том, как встретились предметы из дерева, пластмассы и резины и заспорили, кто всех полезней. А потом подружились и решили работать вместе - дощечка, кнопочки и резиночки. И вот тут-то начали у них получаться просто-таки удивительные изображения. С помощью резиночек дети могут рисовать различные изображения: домик, кораблик, геометрические фигуры, снежинки, цифры и буквы, дорожки ит. д.
Знакомство с геометрическими фигурами является одним из самых интересных направлений в дошкольной математике. В работе по изучению основных свойств геометрических фигур применяю, логические блоки Дьенеша. Логические блоки дают
возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения.
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
б) четырех цветов (красный, синий, желтый);
в) двух размеров (большой, маленький);
г) двух видов толщины (толстый, тонкий).
Для себя определила следующие задачи использования логических блоков:
1. Развивать логическое мышление. Формировать представления о математических понятиях.
2. Развивать умение выявлять свойства в предметах и называть их.
3. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
4. Развивать пространственные представления.
5. Развивать творческие способности, воображение, способности к моделированию и конструированию.
Игры с блоками использовала в совместной и самостоятельной игровой деятельности детей. Дети начинали освоения материала с простого манипулирования блоками. Я предоставляла детям возможность, самостоятельно познакомится с логическими блоками. Дети выполняют различные действия с блоками: выкладывают, меняют местами, убирают, прячут, делят между «поссорившимися» игрушками и, что очень важно, рассуждают по ходу игр.
С детьми младшего дошкольного возраста разучивала и играла в
такие игры: «Логические фигуры», «Угощение для медвежат», «Художники», «Магазин», «Кодовый замок», «Найди клад». Старших дошкольников знакомлю с играми : «Логические кубики», «Украсим ёлку», «Архитекторы», «Логический поезд».
Большинство игр не исчерпываются предлагаемыми заданиями, а позволяют детям составлять новые варианты заданий, то есть заниматься творческой деятельностью.
Совсем недавно у нас в группе появилась игра - «Счётные палочки Кьюизенера», но уже стало одной из любимых у детей игр.
Палочки – это числа, которые выражены размером и цветом. Использование палочек в образовательном процессе ребенка, позволяет подвести его к пониманию абстрактных понятий, таких как число, порядок, измерение, мерка, отношение.
С помощью палочек Кьюизенера можно строить лестницы, использовать различные игровые задачи для освоения отношений по длине, высоте, массе. Например, я говорю ребенку «Я спрятала палочку длиннее желтой. Найди ее!» или «Найди все палочки короче фиолетовой» или «Найди все палочки длиннее красной».
С помощью палочек Кьюизенера можно составлять различные узоры или "связать" коврик. Задание может звучать так - "сплети" ковер с длиной и шириной - 9.
С помощью палочек Кьюизенера ребенок учится считать. Например, состав числа 5 (желтая палочка) можно получить из 5 палочек белого цвета (единиц, из Розовой и голубой палочек или из одной белой и одной красной палочек.
В процессе разнообразных действий с палочками, дети овладевают различными мыслительными умениями, важными с точки зрения общего интеллектуального развития.
Применение дидактических и развивающих игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, оказывает огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. В дальнейшей работе планирую знакомить детей с новыми развивающими играми и способствовать интеллектуальному развитию детей.