Мария Гутникова
Система работы по усилению двигательной активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования №24»
«Движение + движение = формула здоровья»
Воспитатель высшей квалификационной категории
Гутникова Мария Петровна
Тула, 2016
Что же такое здоровье и можно ли воспитать в детях привычку - стремиться быть здоровым?В дошкольном возрасте потребность в движении у детей естественна, их не надо заставлять двигаться, они сами используют для этого любую возможность. А нам нужно лишь постараться не подавить эту потребность в движении, а напротив, предпринять все меры к тому, чтобы она стала сознательной, переросла из инстинкта в осознанную привычку. Поэтому с дошкольного возраста необходимо воспитывать осознанное отношение к своему здоровью, потребность заботиться о нем. При обучении дыхательной гимнастике и массажу внимание обращается на то, чтобы дети самостоятельно контролировали вдох и выдох (с помощью руки, положенной на живот, правильность и последовательность движений. Помимо самоконтроля, важен также взаимоконтроль, для этого используется работа в парах. Важная роль в сохранении здоровья дошкольника отводится формированию правильной осанки и предупреждению плоскостопия. Во время занятий физкультурой у ребенка улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Двигательная деятельность тонизирует центральную нервную систему детей, во время движения происходит активизация нервных клеток всех областей коры головного мозга, повышается обмен веществ, усиливается выделение гипофизом гормона роста. Детям свойственно пьянящее чувство скорости. Вот почему они не ходят, а бегают, «летают». Активное развитие мышечной системы, выход накопленной детьми отрицательной энергии, смекалка, ловкость реализуется в подвижной игре.
Публикация «Система работы по усилению двигательной активности дошкольников» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Игра есть движение. А движение, как известно, форма жизни. Взрослый, позабывший радости детства, видит в движении лишь простое силовое действие. Он замечает только результат, но ему непонятны мотивы и связанные с ними душевные переживания ребенка. А ведь каждое движение в игре служит выражением внутреннего чувства, как бы завершающим аккордом определенного переживания. Движения порождают в ребенке одновременно физические и моральные ощущения присущей его телу жизненной силы и сознание того, что эта сила подчинена воле. Подвижная игра снимает усталость. Дети, в отличие от взрослых, живут в особом темпе и ритме: энергичном, быстром, активном.
Двигательные игры многоплановы. Одни дают высокую нагрузку ногам, например, такие игры, как «классики», игры со скакалкой. Другие упражняют и развивают мышцы рук - многочисленные игры с мячом, битой, лаптовкой. Третьи - универсальны, они включают в «работу» весь организм ребенка.
Для мальчиков это проверка крепнущих мускулов и выражения неуловимой смеси грубоватой стеснительности, нежности и бахвальства, которая есть, как зарождающееся чувство мужского достоинства.
Для девочек - возможность быть раскованными, не вызывая нареканий в нескромности, демонстрировать свою грацию и изящество (в том числе и перед мальчиками, утверждаться в ловкости, смелости. Это закон возраста. И относиться к этому надо как к законам, а не как к прихоти ребят. И не следует бояться того, что несут с собой эти игры и движения - шум, детский крик, суету и беготню. Опасны только травмы. Если при естественной суете все же соблюдается общий порядок, то и эта опасность не так страшна. Главное, чтобы дети были счастливы и развивались гармонично.
Система физкультурно-оздоровительной работы
Создание благоприятных условий в помещении для игр и занятий:• соблюдение правил санитарии и гигиены
• организация сквозного проветривания (3-5 раз в день в отсутствие детей)
• поддержание температуры воздуха в группе 20 -22 С).
Физические упражнения:• утренняя гимнастика
• физкультурные занятия
• подвижные игры
• гимнастика после сна
• спортивные игры
• выполнение режима дня
• организация рационального питания.
Организация развивающей среды:• физкультурный уголок
• дидактические, настольные игры, альбомы
• таблицы, модели на валеологическую тему.
Закаливающие процедуры:• прогулки на свежем воздухе
• водные процедуры (умывание, мытье рук, игры с водой)
• ходьба босиком
• воздушные ванны.
Активный отдых:• праздники, развлечения
• дни здоровья
• малая олимпиада.
Работа с родителями:• родительские собрания
• беседы, консультации
• анкетирование
• письменные консультации («Уголок здоровья»).
Одной из основных задач формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание благоприятных условий для укрепления здоровья ребёнка, прежде всего, создание двигательной предметно-развивающей среды.
Предлагаем вашему вниманию нестандартное физкультурное оборудование, изготовленное своими руками, для пополнения предметно – развивающей среды в группе. На первый взгляд, это всего лишь поделки, изготовленные воспитателем и родителями, но в работе они незаменимые помощники. Совместное изготовление оборудования активизирует родителей, настраивает их на сотрудничество с педагогами. Изготовление таких пособий не требует больших затрат. В основном использован разнообразный бросовый материал: все то, что наверняка найдется в любом доме из разряда ненужных вещей. В ход пошли использованные фломастеры, губки для посуды, пуговицы, катушки с нитками. В результате получаются очень яркие, привлекающие к себе внимание пособия. Они помогают развивать мышцы рук, ног, координацию движений, меткость, ловкость, внимание.
Коврики предназначены для точечного массажа рефлекторных зон стопы, лечения и профилактики плоскостопия, укрепления мышечно-связочного аппарата стопы и голени, массажа внутренних органов посредством воздействия на активные точки стопы.
Каждому ребенку хочется быть сильным, бодрым, энергичным - бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть вместе со сверстниками во дворе, не мучиться головными болями или бесконечными насморками. Наша задача - научить их думать о своем здоровье, заботиться о нем, радоваться жизни.