Анастасия Сурутина
Система работы по формированию навыков общения у детей раннего возраста посредством игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Не секрет что у детей с раннего возраста появляется необходимость в общении, но в основном это общение со взрослым, так как пока дети играют рядом, но не вместе.
Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, поэтому проблема формирования навыков общения у детей младшего возраста при помощи игры является актуальной.
Публикация «Система работы по формированию навыков общения у детей раннего возраста посредством игровой деятельности» размещена в разделах
В раннем возрасте у ребёнка только начинает зарождаться игра. Поэтому большое внимание мы уделяем игровой деятельности детей как важного момента в развитии навыков общения.
Это ещё не та игра, которой владеют старшие дошкольники, малыш пробует свойства разных игровых материалов, но не использует их по назначению, воспроизводя жизненные события. Малыш может долго повторять одно и то же действие. Одно действие может переходить в другое без логической связи. Игре присуща воображаемая ситуация, но благодаря ей ребёнок учится мыслить о реальных вещах и реальных действиях.
Одной из приоритетных задач педагога является развитие у детей второй группы раннего возраста навыков общения посредством формирования игровых умений, способствующих становлению самостоятельной сюжетной игры
Ранние формы общения во многом определяют их дальнейшее развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Поэтому проблему формирования детских взаимоотношений невозможно рассматривать вне организации содержательной игровой деятельности, которая прививает навыки эффективного общения, развивает чувство общности, учит правильно выражать свои мысли и строить диалоги, реализует детскую потребность в общении.
Исходя из всего вышесказанного, в своей работе я начала систематизировать формирование навыков общения у детей раннего возраста по средствам игровой деятельности.
Я разработала план, направленный на игровую деятельность, который в последующем включила в годовое планирование группы.
Чтоб сплотить детей раннего возраста мне понадобилась узнаваемая ими игрушка, эмоциональный отклик детей показал мне, что лучшим персонажем будет зайчик. Родители группы, с удовольствием пришли мне на помощь в создании нового но знакомого для детей персонажа. Зайчик получился мягкий, тёплый, а его длинные ушки и лапки способствуют сенсорному развитию, ведь помимо того, что они сделаны из пряжи, ножки его шуршат, лапки внутри невероятно мягкие, а ушки наполнены разными наполнителями одно косточками другое рисовой крупой.
Начинается все с утра, вместе с зайчиком я встречаю ребят у дверей группы. Так как детки ещё маленькие, кто-то только начинает ходить и не редко плачет уходя от мамы, зайчик приходит нам в помощь, сначала ребёнка обнимаю по необходимости я, потом с радостью обращаю внимание на зайчика который целый вечер и ночь грустил без ребят в группе. И рад встретить и увидеть их, пойдём потрогаем какой он, обнимем его, я здороваюсь с ребенком, побуждаю его здороваться его в ответ, если речь у ребенка слабо развита, он может кивнуть в ответ или обняться …. И проговариваю мягкий, шуршащий, (- Как шуршит – шшшшш) ребенок при помощи звукоподражания повторяет за мной, тёплый.
В течении дня часто он тоже приходит к нам на помощь в создании игровых ситуаций. Смоделировать ситуацию, как плачет зайчик
«Ой, ребята, зайчик проголодался, давайте покормим его?» на игрушечный стол раскладываем салфетки, тарелочки, чашки, проговариваясь все действия, обращаясь друг к другу Маша подай пожалуйста мне желтую чашку, по необходимости показываю ее и побуждаю к повторению обращений, Илья давай попросим у Маши ложку. Все вместе просим. Дети начинают передавать в игре не только отдельные действия, но и элементы поведения тех лиц, которые совершали эти действия в жизни. Появляется роль в действии, например: “девочка, накрывая на стол, явно подражает маме, на вопрос: “Кто ты?” отвечает: “Я - Маша”. Побуждаю детей обозначать роль выполняемую в игре, я мама, я папа.
Так же прививая культурно-гигиенические навыки проговариваем при этом действия и потешку, на помощь берём зайчика, вместе с ним идём умываться Находим своё полотенце. После мытья ручк малыш вытирается полотенцем, как бы массируя каждый пальчик отдельно. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Ребёнок получает массу необходимых впечатлений для своего эмоционального и интеллектуального развития.
Не редкость что ребята не могут договориться между собой. Вновь зайчик приходит нам помощь мирит ребят и переключает их на игровую деятельность. Каждый раз проговаривая четко свои действия.
Все Ребята с удовольствием включаются в игру, но кто-то ещё не умеет разговаривать, тем не менее кивает или звуками пытается повторить за ним. Наш зайчик любит и активные игры и дидактические. В группе есть своё место у зайца, и любой ребёнок может взять его в свою игру, например, покатать на машинке, или взять его в бассейн с шариками, а может даже спрятать и тут мы может развить интересную игру: «Где же наш зайчик?» предлагаем поискать его вместе.
Всю Работу проводим как подгруппами так и индивидуально, в зависимости от поставленной цели.
Хочется отметить, что формирование игровой деятельности ребенка раннего возраста позволяет эффективно решать задачи развития навыков общения.
Видя, как дети начинают общаться, доверять воспитателям и друг другу понимаешь, что все делается правильно.